Внешний вид исходного текста программы
Компиляторы языка Pascal не различают строчные и прописные буквы, а пробельные символы игнорируют, поэтому текст программы можно структурировать так, чтобы читать и отлаживать его было наиболее удобно.
Например, операторы каждого логически единого блока программы стоит записывать с небольшим отступом от левого края экрана, и чем глубже вложенность блока, тем шире должны быть отступы перед входящими в него операторами. Этому правилу подчиняются все примеры, приводимые в курсе наших лекций. Кроме того, встроенный редактор среды Turbo Pascal автоматически выравнивает левые края строк. И еще один полезный совет: для облегчения отладки программы не следует записывать на одну строку несколько операторов.
Идентификаторы
Имена, даваемые программным объектам (константам, типам, переменным, функциям и процедурам, да и всей программе целиком) называются идентификаторами. Они могут состоять только из цифр, латинских букв и знака "_" (подчеркивание). Однако цифра не может начинать имя. Идентификаторы могут иметь любую длину, но если у двух имен первые 63 символа совпадают, то такие имена считаются идентичными.
Вы можете давать программным объектам любые имена, но необходимо, чтобы они отличались от зарезервированных слов, используемых языком Pascal, потому что компилятор все равно не примет переменные с "чужими" именами.
Переменные и типы данных
Переменная - это программный объект, значение которого может изменяться в процессе работы программы.
Тип данных - это характеристика диапазона значений, которые могут принимать переменные, относящиеся к этому типу данных.
Все используемые в программе переменные должны быть описаны в специальном разделе var по следующему шаблону:
var <имя_переменной_1> [, <имя_переменной_2, _>] : <имя_типа_1>;
<имя_переменной_3> [, <имя_переменной_4, _>] : <имя_типа_2>;
Опишем теперь порядковые типы данных более подробно.
Логический тип boolean имеет два значения: false и true.
В символьный тип char входит 256 символов расширенной таблицы ASCII (например, 'a', 'b', 'я', '7', '#').
Целочисленные типы данных сведем в таблицу:
Тип данных | Количество байтов | Диапазон |
shortint | -128..127 | |
byte | 0..255 | |
integer | -32768..32767 | |
word | 0..65535 | |
longint | -2147483648..2147483647 |
Вещественные типы данных
Тип | Количество байтов | Диапазон (абсолютной величины) |
single | 1.5*10-45..3.4*1038 | |
real | 2.9*10-39..1.7*1038 | |
double | 5.0*10-324..1.7*10308 | |
extended | 3.4*10-4932..1.1*104932 | |
comp | -263+1..263-1 |
Например, var a:real; x,y:integer;
Наиболее предпочтительно работать с типами integer и real.
Константы
Константа - это объект, значение которого известно еще до начала работы программы.
Константы удобны в случае необходимости изменения этих значений сразу во всей программе.
В языке Pascal существует три вида констант:
· неименованные константы (цифры и числа, символы и строки, множества);
· именованные нетипизированные константы;
· именованные типизированные константы.
Неименованные константы
Неименованные константы не имеют имен, и потому их не нужно описывать, они определяются программой автоматически:
· любая последовательность цифр (возможно, предваряемая знаком "-" или "+" или разбиваемая одной точкой) воспринимается компилятором как неименованная константа - число (целое или вещественное);
· любая последовательность символов, заключенная в апострофы, воспринимается как неименованная константа – строка.
Кроме того, существуют две специальные константы true и false, относящиеся к логическому типу данных.
Примерами использования неименованных констант могут послужить следующие операторы:
int1 := -10; real2 := 12.075 + х;
char3 := 'z'; string4 := 'abc' + string44;
Именованные константы
Именованные нетипизированные константы, как следует из их названия, должны иметь имя. Стало быть, эти имена необходимо сообщить компилятору, то есть описать в специальном разделе const.
Если не указывать тип константы, то по ее внешнему виду компилятор сам определит, к какому (базовому) типу ее отнести.
Вот несколько примеров описания нетипизированных именованных констант:
const n = -10; mmm = n*100;
c = 'z'; s = 'string';
Типизированные именованные константы представляют собой переменные(!) с начальным значением, которое к моменту старта программы уже известно. Рассматривать более подробно не будем.
Простейшие операторы
Если говорить строго, то оператором называется (минимальная) структурно законченная единица программы.
Важно! Все операторы языка Pascal должны заканчиваться знаком ";" (точка с запятой). Единственная возможность не ставить после оператора ";" появляется в том случае, когда сразу за этим оператором следует ключевое слово end.
К простейшим операторам языка Pascal относятся:
1. a:= b; - присваивание переменной а значения переменной b. В правой части присваивания может находиться переменная, константа, арифметическое выражение или вызов функции.
2. Операторные скобки, превращающие несколько операторов в один:
begin
<несколько операторов>
end;