За пределами «темперамента»

Из этой работы вы узнаете, что мы вышли далеко за пределы всех моделей и инструментов, которые предназначены для пони­мания людей путем классификации их в соответствии с типами и темпераментом. Начиная с древних греков и их модели «четырех

14_______________ Введение

основных темпераментов» (они называли их «соками») появились сотни моделей типов личности. Многие авторы основывают вы­деление этих типов на предположении, что каждому человеку при­сущи постоянные внутренние черты, которые объясняют, «поче­му он такой-то и такой-то».

Здесь вы не найдете ничего подобного.

Вместо того чтобы начать с допущений о постоянных неотъем­лемых чертах, мы выбрали другую посылку. Мы предпочли до­пущение, которое Ричард Саймоне, редактор The Family Therapy Networker (март/апрель 1997), подытожил, сказав: «Люди — не существительные, а процессы». Здесь мы рассматриваем не то, чем люди «являются» в некотором абсолютном, неизменном смысле, связанном с чертами, а то, как люди функционируют.

• Как этот человек мыслит и проявляет эмоции?

• Как этот человек разговаривает, действует, ведет себя и об­
щается?

• Какие процессы и паттерны описывают стиль сортировки (от­
бора информации), присущий этому человеку?

• Какую ментальную операционную систему этот человек ис­
пользует в процессе припоминания?

• Какое присущее людям операционное обеспечение (идеи,
убеждения) этот человек использует в процессе мышления?

Фокусируя свое внимание на том, как человек функциониру­ет с точки зрения когнитивной обработки (мышление), прояв­ления эмоций (телесная соматизация идей), языка (выражение в речи себя и других) и поведения (реакции, жесты, общение и т. д.), мы определяем не то, чем он «является», а то, как он факти­чески действует в данном контексте или ситуации. В чем цен­ность этого фокуса? Распознавая, как человек действует, мы по­лучаем возможность понять его модель мира (его ментальную парадигму), которая описывает его внутреннюю «реальность». Это обогащает наше понимание и проясняет вопрос «откуда взялся данный человек».

Это также придает нам дополнительные силы. Почему? Пото­му что, зная, как функционирую я сам и как это делает кто-то дру­гой, я могу оценить и сравнить наши способы функционирования:

• Насколько эффективно работает данный метод мышления?

• Насколько мне нравится данный способ проявления эмо-
ций/соматизации моих идей?

Введение__________ 15

• Насколько желателен для меня данный стиль разговора и
вербального выражения?

• Какие ресурсы предоставляет данный способ сортирующе­
го поведения?

Анализ подобных процессов (то есть способов сортировки ин­формации по релевантности) дает нам возможность заменить или трансформировать любой процесс, который плохо работает. Ког­да вы (мысленно) анализируете черты, объекты, то, чем «являют­ся» люди, вы мыслите и чувствуете, скорее находясь на позиции «ладно, такой уж я есть» и «я должен мириться с его поведением, поскольку такой уж он есть».

Это неправильно.

Здесь мы исходим из пресуппозиции, открывающей гораздо больше возможностей: «Люди — не существительные, а процес­сы». Граф Альфред Кожибски сказал, что когда вы навешиваете на человека какой-то словесный ярлык, а затем используете об­манчиво соблазнительный, но коварный глагол «есть», то создае­те зачаточную форму безумия. С лингвистической точки зрения вы используете глагол «есть» для идентификации: «Я — неудач­ник»; «Она высокомерна»; «Чего можно ожидать от сострадатель­ного либерала?»; «Коммунисты — такие-то и такие-то»; «Она бес­сердечна, поскольку симпатизирует республиканцам»; «Он — сан­гвиник»; «Они — садомазохисты». И так далее.

Конечно, принятый нами подход противоречит исторически сло­жившимся философским ярлыкам, психиатрическим диагнозам (в настоящее время охватываемым DSM-IV — Диагностическим и статистическим справочником психических расстройств) и пси­хологическим типам.

Однако нам кажется, что низведение людей до категории типа, черты или расстройства личности лишь мешает увидеть богатство проявлений и уникальность личности. Люди демонстрируют слиш­ком сложное поведение, чтобы мы могли так легко его категори-зировать, классифицировать и навесить на него ярлык. Кроме того, люди обычно не склонны оставаться неизменными после того, как мы облекаем их в какую-то словесную форму. Они меняются. Они растут. Они усваивают новые, иные модели функционирования — или «бытия».

Люди склонны действовать по-разному в разных контекстах. Фактически большинство людей ощущают себя в разных контек-

16_______________ Введение

стах совершенно по-разному. Таким образом, мы играем различ­ные роли, надеваем на себя разные маски, мыслим и чувствуем в соответствии с контекстом или системой отсчета.

Какая же модель позволяет нам принять во внимание сам кон­текст? Какая модель функционирования людей позволяет нам принять во внимание научение, развитие, рост и увеличение воз­можностей?

Некоторое время назад (в 1979 г.) в Psychology Today была на­печатана обзорная статья, посвященная нейро-лингвистическому программированию (НЛП). Статья называлась «Люди, которые читают людей», и в ней описывалась совершенно новая отрасль внутри когнитивно-поведенческой психологии, а также некото­рые модели и технологии, которые Бэндлер и Гриндер разработа­ли для «прочтения» людей. Позже в эту область вступили мы (MX и Б Б). Мы прошли экстенсивный тренинг и начали писать о нем. Когда позже нам попались на глаза труды друг друга, мы решили объединить работы, касавшиеся метапрограмм как способа пони­мания людей.

Исследования метапрограмм (операционных ментальных про­грамм, определяющих, каким образом данный человек мыслит, проявляет эмоции и т. д.) берут начало в работах Лесли Камерон Бэндлер, которая стала сотрудничать с Ричардом. Метапрограм­мы появились, когда Лесли подготовила «учебник НЛП» (Wood-small, 1988, р. 63) и обнаружила, что иногда описанные процессы не срабатывают. В конечном итоге они с Ричардом установили, что эти «неудачи» помогают выявить исходный перечень метапро­грамм НЛП.

Изначально Лесли использовала выделенные категории внут­ри контекста психотерапии, а затем Роджер Бейли и Росс Стюарт перенесли их в сферу бизнеса (Woodsmall, 1988, р. 3). Далее Вуд-смолл расширил их, объединив с личностным опросником Май-ерс-Бриггс. В результате появилась ставшая теперь классической работа Джеймса и Вудсмолла (James & Woodsmall, 1988) «Тера­пия на линии времени и основа личности». Затем Риз и Бэгли (Reese & Bagley, 1988) приложили метапрограммы к профилированию людей и к контексту продаж. Шелл Роуз-Шарве (Rose-Charvet, 1995) использовала их для выявления метапрограммного языка, который обеспечивает оптимальное влияние.

Базируясь на разработанной в НЛП модели «личности» (а также на категориях общей семантики и на понятии развития в когни­тивной психологии и психологии восприятия), мы расширили

Введение__________ 17

и дополнили представления о метапрограммах в этой подробной и исчерпывающей (на данный момент) работе. Здесь мы фокуси­руем внимание не на том, чем «являются» люди в некоторой ста­тичной, постоянной, предопределенной, неизменяемой среде, а исключительно на том, как люди функционируют. Полученная таким образом модель позволяет нам создавать такой профиль «личности» — и нашей, и других людей, — который обеспечивает возможность роста, развития, изменения и повышения возмож­ностей с учетом данного конкретного контекста.

Что же из этого следует? То, что мы можем научиться откры­вать глаза, уши, обострять свои ощущения и по-настоящему ви­деть, как функционирует данный человек (то есть распознавать его способ мышления, оценки, убеждения, его воображение, эмо­ции, соматизацию, речь, реакции и т. д.). Распознавая эти процес­сы, мы начинаем понимать этого человека в данное время и в дан­ном месте. Обладая подобной информацией, мы можем затем на­учиться общаться с ним в соответствии с тем, как он действует после того, как структурировал определенным образом свое со­знание.

Здесь мы сделали акцент на текущем функционировании лю­дей, не углубляясь в излишнее теоретизирование или философ­ствование о «человеческой природе». Многие захотят воспользо­ваться этой работой для самоанализа, и поэтому мы снабдили каж­дую представленную метапрограмму контрольным перечнем вопросов. Таким образом, вы можете использовать эту книгу в качестве инструмента для самопознания и самоисследования, опять же с целью определить не то, чем вы «являетесь», а то, как вы дейст­вуете. Данная модель описывает, как люди мыслят, чувствуют, действуют, воспринимают, обрабатывают информацию, реагиру­ют, ведут себя и т. д., а затем показывает нам, как мы можем пере­стать делать то, что не срабатывает, и начать делать то, что помо­гает получить желаемый результат. Здравомыслие иногда дает нам о себе знать самым простым образом!

Для тех, кто-уже знаком с моделью НЛП, мы предлагаем но­вые понятия: метапрограммы, мета-метапрограммы, сортирующие метапрограммы, соответствующие нашему «состоянию сознания», сортировочную сетку для метапрограмм и многое другое. Добро пожаловать в полное приключений путешествие, где вы сможете открыть для себя и понять, как вы действуете на метауровне, ко-торый влияет на вашу повседневную жизнь!

18______________ Введение

Краткий обзор НЛП

Модель нейро-лингвистического программирования (НЛП) об­ращается прежде всего к «структуре субъективности», то есть опи­сывает, как мы используем свою нервную систему (неврологию и головной мозг) для создания той «модели мира», которую мы затем применяем, идя по жизни.

После того как наша нервная система/головной мозг приняли информацию из окружающего мира через наши органы чувств (сен­сорные системы), мы используем эти сенсорные модальности для обработки информации («мышление») и ее сохранения («память»). Мы определяем их как репрезентативные системы (RS), с помо-щью которых мы воспроизводим для себя информацию о том, что видели, слышали, ощутили и т. д. Полный список используемых нами репрезентативных систем по сенсорным модальностям (для краткости он называется VAK) выглядит следующим образом:

V — для визуальной: виды, картины, образы и т. д.;

А — для аудиальной: звуки, шумы, громкость, тона и т. д.;

At — аудиальная тональная: (звуки);

К — для кинестетической: ощущения, чувства и т. д.;

О — для обонятельной (ольфакторной): запахи;

G — для вкусовой (густаторной): вкусовые качества;

М — для моторной: кинестетические движения.

В качестве примера попробуйте определить, какие модальности VAK вы используете, когда «думаете» о клубнике. Что «приходит вам на ум»? Картинки, запахи, вкусовые качества, осязательные ощущения или звуки? В каком порядке? Насколько конкретно вы воспроизводите информацию о клубнике в своем сознании?

А как вы мысленно представляете себе тарелку с клубникой? Продолжайте фиксировать свои модальности, думая теперь о боль­шой тарелке с сочной красной клубникой, залитой холодными взбитыми сливками.

Две дополнительные характеристики этих репрезентативных систем — внешняя (е) и внутренняя (') — относятся к источнику наших данных. Параметры воспроизведенная из памяти (г) и скон-струированная (с) информация показывают, каким образом по­лучена данная информация:

r воспроизведенная из памяти информация

c сконструированная информация {VAK);

Введение________ 19

i внутренний источник информации (трансдеривационный поиск, TDS);

е внешний источник информации (аптайм, сенсорное воспри­ятие).

Мгновение назад вы, вероятно, припомнили фактический ис­торический момент времени, когда увидели тарелку с клубникой. То есть вы ввели данную информацию изнутри. Если перед вами сейчас действительно стоит тарелка с клубникой, тогда вы може­те получить сенсорную информацию в реальном времени извне.

Таким образом, мы получаем первичные сенсорные системы. Бла­годаря им у нас имеются модусы (или модальности), посредством которых мы узнаем об объектах. Над этими VAK-системами мы имеем систему метарепрезентации. («Мета» означает нечто нахо­дящееся «над» или «за пределами», то есть более высокий логи­ческий уровень.) Какая система восприятия существует на этом уровне? Язык. Эта символическая система слов, предложений, фраз и т. д. позволяет нам говорить о зрительных образах, звуках и ощу­щениях, а также абстрагироваться на более высоком логическом уровне. Мы определяем данную метарепрезентативную систему так:

Ad — аудиальная дигитальная (система языка, слова, разго­вор с самим собой).

В предыдущих абзацах, показывая ваши референты для клуб­ники, мы постоянно использовали языковую репрезентативную систему. Само слово «клубника» функционирует в качестве яр­лыка для всего сенсорного опыта. Если бы мы воспользовались более абстрактным термином, таким как «ягода», некоторые люди и в этом случае могли бы извлечь из памяти и воспроизвести об­разы, звуки, запахи, ощущения и вкусовые качества клубники, но этот термин также вызвал бы и множество других воспоминаний.

Домен, который находится ниже, или внутри, репрезентатив­ных и метарепрезентативных систем языка, относится к качествам, характеристикам и компонентам модальностей — они называются «субмодальности» (SBMD). Каждой системе присущ собственный перечень субмодальностей.

Визуальные субмодальности:

Локализация: близко — далеко. Размер: малый — большой.

20 Введение

Фокус: ясный — размытый.

Структура: 3D (объемная) или 2D (плоская).

Цветность: черно-белый — цветной.

Внутри/снаружи: ассоциированный — диссоциированный.

Движение: прерывистое (слайд) — непрерывное (кино).

Очертание: контур — форма.

Яркость: низкая — высокая.

Контраст: сильный — слабый.

Форма: панорамная — ограниченная.

Аудиальные субмодальности:

Локализация: источник, направление.

Громкость: низкая — высокая.

Тональность: качество, стиль.

Частота: высокая — низкая.

Расстояние: близко — далеко.

Ритм: быстрый — медленный, плавный — неровный.

Темп: медленный — быстрый.

Продолжительность: короткая — длинная.

Кинестетические субмодальности:

Локализация: внутри — снаружи.

Природа: тактильная — проприоцептивная.

Интенсивность: низкая — высокая.

Вес: малый — большой.

Продолжительность: короткая — длинная.

Размер области: малый — большой.

Частота: частые — редкие.

Форма: конфигурация.

Движение: отсутствие — незначительное — интенсивное.

Шероховатость: гладкий — грубый.

Ритм: паттерн движения.

В приведенном выше примере с клубникой субмодальности играют центральную роль в репрезентации. Чтобы убедиться в этом, попробуйте ответить на следующие вопросы, касающиеся ваших VAK-репрезентаций:

• Какова величина образа тарелки с клубникой, который вы
видите?

• Где вы видите эту картинку (непосредственно перед собой,
справа, слева, на расстоянии и т. д.)?

За пределами «темперамента» - student2.ru Видите ли вы ее в фокусе или нет?

• Это объемный образ или плоская «почтовая открытка»?

• Видите ли вы клубнику в цвете или в черно-белом изобра­
жении?

Без сомнений, вы уже почувствовали, какие сдвиги происхо­дят, когда вы меняете качество своей репрезентации. У большин­ства людей черно-белая картинка с клубникой вызывает чувство, отличное от чувства, вызываемого цветной картинкой. Расстоя­ние также играет значимую роль: Если вы представляете себе та­релку с ярко-красной, сочной клубникой на большом расстоянии от вас, это, вероятно, вызывает у вас менее «реальное" или непре­одолимое ощущение, чем когда вы помещаете свою картинку на расстоянии сантиметра от вашего рта, не так ли?

Когда человек формирует последовательность сильно дета­лизированных репрезентаций чего-либо, это обычно затрагивает все большую и большую часть его нервной системы. Поэтому, когда вы «включаете» все свои репрезентативные системы, так что ясно видите и ощущаете тарелку с клубникой, не начинаете ли вы чув­ствовать ее запах и даже вкус?

По-видимому, субмодальности обеспечивают субструктуру на­шей субъективности — место «строительных кирпичиков» чело­веческого опыта и то место, где мы кодируем «различие, которое дает разницу» (Бейтсон). Но субмодальности делают это только потому, что фактически действуют на метауровне (см. The Structure of Excellence, Hall & Bodenhamer, 1999).

Рассмотрим стратегию мотивации. Как вы побуждаете себя про­читать книгу или изучить работу, посвященную человеческой «лич­ности»? Что вы рисуете перед своим мысленным взором, что го­ворите себе, каким тоном, какие кинестетические ощущения вы испытываете, сколько раз вам приходится повторять один или несколько из этих шагов, что вы делаете во-первых, что — во-вто-рых, в-третьих и т. д.? Когда мы упорядочиваем свои репрезента­тивные системы с адекватными качествами субмодальностей, так что в результате получаем возможность совершать нечто — вста­вать утром, создавать что-то, проявлять дружелюбие, приходить в игривое настроение, осуществлять эффективную коммуникацию, заниматься бизнесом, правильно питаться и т. д., — мы использу­ем стратегию.

Какую стратегию вы применяете для научения, когда читае-те? Создаете ли вы внутренние образы по мере чтения? Разгова­риваете ли вы сами с собой — повторяя слова и фразы, задавая

22_______________ Введение

вопросы и разглядывая иллюстрации? Чувствуете ли вы свою руку, когда делаете пометки? В каком порядке вы выполняете эти опе­рации в своем стремлении усвоить как можно больше информа­ции?

Кроме сенсорных и языковых модальностей идей, понимания, убеждений, ценностей и решений, а также их качеств НЛП еще идентифицирует и различает синтаксис. Под синтаксисом здесь понимается порядок и последовательность этих качеств, то есть формула, с помощью которой мы объединяем их, чтобы испытать переживание. В НЛП мы называем этот порядок, или структуру, компонентов модальностей стратегией (Dilts et al., 1980).

Стоит нам применить стратегию с целью создания ментально-' телесного состояния сознания — и наше научение, память, воспри­ятие, коммуникация и поведение {learning, memory, perception, communication, behavior — LMPCB) будут функционировать в за­висимости от данного состояния. Это означает, что, находясь в определенном ментально-телесном состоянии (характеризуемом определенным содержанием и структурой наших внутренних реп­резентаций — IR, и особенностями нашей физиологии), мы обыч-но мыслим, научаемся, припоминаем, воспринимаем, разговари­ваем и ведем себя в соответствии с этим состоянием. Состояние, в котором мы находимся, направляет и расцвечивает нашу обра­ботку информации.

Если вы входите в качественное состояние научения, тогда ваши восприятие, память, поведение и чувства будут гармонировать с ней-ро-лингвистическим состоянием. Вы будете видеть мир через это научение. А если вы окажетесь в состоянии с закрытым сознанием, тогда вы заметите, что мыслите, чувствуете, воспринимаете и при­поминаете закрытым и ригидным образом. И это сильно затруднит процесс научения, понизит любознательность, открытость и т. д.

Что мы можем предпринять в этом случае? Мы можем пре­рвать данное состояние и вызывающие его факторы (наши внут­ренние репрезентативные системы и субмодальности). Затем мы можем видоизменить сознание, перенаправив нашу ментально-телесную систему на те внутренние репрезентации, которые обо­гащают наше состояние и, следовательно, жизнь. Для этого мы используем смену модальности и субмодальности, переключая наш головной мозг на желаемые результаты, давая ему специфические VAK-ключи более привлекательных «мыслей», например «я», для которого обучение не будет проблемой; мы реструктурируем смысл (значение) события; изменяя триггеры (якоря), которые «запуе-

________________________ 23

кают» работу головного мозга в определенном режиме, заякори-вают нас на новые режимы и т. д. (Сверьтесь со словарем терми­нов, если некоторые из этих понятий кажутся вам незнакомыми.)

НЛП специализируется на том, как «управлять собственным моз­гом», с тем чтобы мы могли осуществлять руководство когнитив­но-поведенческими механизмами, которые контролируют субъек­тивность. Какие же механизмы контролируют субъективность? Это внутренние репрезентации модальностей и субмодальностей, ко­торые кодируют идеи, понимание, убеждения, ценности, решения и физиологию (качество и активность нашего тела и нервной сис­темы). Чтобы помочь работе этих механизмов, в НЛП созданы мно­гочисленные «технологии» и методы, которые обеспечивают спе­цифические паттерны (программы), позволяющие нам управлять нашей субъективностью с большей легкостью и эффективностью.

Когда все эти «ментальные», «эмоциональные» и физиологиче­ские факторы сочетаются, мы приходим к холистическому мен­тально-телесному состоянию сознания (рис. В.1). Поэтому хотя мы используем другую, статическую номинализацию («состояние») для этого динамического опыта мышления, чувствования, выбо­ра, восприятия и т. д., состояние сознания образует приливы и отливы, движется и выражает гештальт — то есть общую кон­фигурацию.

Наши рекомендации