Структура службы маркетинга

Бюджет маркетинга

ЦЕЛИ. Ознакомление с материалами этой главы позволит вам:

Ø Ø получить представление о величине, составе, структуре редакционной службы маркетинга, обязанностях ее сотрудников;

Ø Ø понять, как формируется бюджет маркетинга;

Ø Ø представлять, как контролируют процесс и результаты маркетинга;

Ø Ø понять, какие требования предъявляют редакционному маркетологу.

в начало главы << >> в начало раздела

СТРУКТУРА СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА

Роль маркетинга в обеспечении успеха периодического издания непрерывно возрастает. Соответственно повышается и значение деятельности сотрудников службы маркетинга. Ее величина, состав, структура и организация работы определяются масштабностью и сложностью стоящих перед нею задач, а также типом издания, величиной региона его распространения и особенностями его аудитории. Она представляет собой одну из важнейших структур, определяющих строение и организацию работы всего коллектива редакции или телерадиокомпании.

В редакции крупного издания или компании служба маркетинга обычно состоит из нескольких сотрудников, один из которых руководит ее работой. В небольшом редакционном коллективе местного издания все обязанности, связанные с маркетингом, вынужден выполнять один специалист. Иногда это коммерческий директор редакции или даже сам редактор газеты, если он сам обеспечивает экономическую сторону выпуска своего издания.

Такая ситуация предопределяет универсальность единственного маркетолога или сотрудника, выполняющего в редакции его обязанности. Ведь он вынужден не только изучать состояние всех аспектов рынка и место на нем своего издания, но и исследовать его аудиторию и заниматься другими делами, относящимися к маркетингу. Ему приходится вместе с тем думать об использовании рекламы издания на телевидении и в других средствах массовой информации, заниматься паблик рилейшнз – установлением связей с общественностью и т.д. Понятно, что одному сотруднику нелегко справиться со всеми этими задачами. Он может облегчить свое положение, консультируясь с социологами или поручая им проведение опросов или анкетирования, если это позволяют средства, находящиеся в его распоряжении. И в любом случае – добиваться того, чтобы основатели и руководители издания и всех подразделений редакции и компании понимали значение маркетинга, имели представление о его целях, основных направлениях и возможностях. Да и каждый работник редакции или компании должен стать союзником маркетолога: возвращаясь из командировки или со встречи с читателями или телезрителями, передавать ему сведения о популярности и престиже издания и его распространении.

Если в службе маркетинга несколько сотрудников, между ними обычно происходит разделение труда. Каждый отвечает за какое-то направление маркетинга: один организует изучение рынка периодических изданий, другой занимается исследованием аудитории читателей или радиослушателей, в обязанности третьего входит ознакомление с конкурентными изданиями... Но все вместе разрабатывают и реализуют план маркетинговой кампании.

В редакции крупной газеты или телерадиокомпании, обслуживающей большой регион, величина службы маркетинга возрастает. Она может состоять из нескольких секторов, каждый из которых отвечает за организацию маркетинговой деятельности на каком-то ее направлении. Эту службу возглавляет менеджер по маркетингу.

Тип СМИ, естественно, влияет на организацию службы маркетинга и ее деятельности. Так, например, в информационном агентстве маркетологу приходится организовывать мониторинг – изучение использования газетами и журналами сообщений различных информационных агентств. А сотрудники телекомпании пользуются специфическими методами определения рейтинга своей и конкурентных программ с помощью выборочных телефонных опросов телезрителей и т.п.

Маркетолог – сотрудник службы маркетинга – становится полноправным и необходимым членом коллектива редакции или компании. Это должен быть специалист, свободно ориентирующийся в той области, которой занимается, обладающий специфическими знаниями и умениями в области экономики, бизнеса и журналистики. Ему предъявляют те же жесткие разносторонние требования, как и другим редакционным менеджерам (см. гл. 16). Не случайно его называют менеджером по маркетингу.

С выходом издания на международный рынок и тем более после создания совместного предприятия с какой-либо издательской фирмой для выпуска газеты на русском и иностранном языках и ее распространения в России и за рубежом задачи и обязанности маркетолога усложняются. Он выходит в область международного маркетинга, что требует еще больших специальных знаний и опыта.

в начало главы << >> в начало раздела

БЮДЖЕТ МАРКЕТИНГА

Одна из обязанностей редакционного менеджера по маркетингу – определение его бюджета. Стремление найти необходимые для этого средства исходя из «остаточного» принципа приведет лишь к неудаче. Несравненно плодотворнее проверенный в мире бизнеса метод определения размеров бюджета маркетинга. При этом исходят из размера прибыли, которую планируют получить в результате проведения маркетинга. Затем из этой суммы вычитают обычные расходы фирмы и ее целевую прибыль; остаток и покажет размеры бюджета маркетинга.

Установив бюджет маркетинга, определяют его структуру. Обычно его разделяют на части. Первую составляют оплата рекламы, связей с редакциями газет, телевидения и радио. Эти расходы нередко покрывают более половины всего бюджета маркетинга – стоимость эфирной и печатной пропаганды непрерывно возрастает. Оставшуюся часть делят между проведением маркетинговых исследований и мероприятий. В число последних входят и маркетинговые кампании, всегда требующие значительных расходов.

Редакционно-издательский маркетинг теперь входит отдельной статьей в бюджет редакции или компании. Ее содержание возрастает соответственно возрастанию значения маркетинга. Правда, в доходную часть того же бюджета можно внести отдельной строкой и прибыль, которую планируют получить как результат маркетинга. Если эта прибыль превысит запланированную, то соответственно можно увеличить и маркетинговый бюджет.

Контроль маркетинга.Для того чтобы маркетинг принес прибыль, необходимо не только правильно планировать его мероприятия и руководить их реализацией. Практика показала, что это должно сочетаться с контролем маркетинга. Он осуществляется в процессе сверки плана маркетинга с его результатами. Методом такого контроля служат замеры результатов маркетинговых кампаний, исследований и других мероприятий. Эти замеры проводятся регулярно, с определенной периодичностью, например, каждый квартал или полугодие. Они позволяют контролировать изменения процесса ценовой политики редакции, притока прибыли и др.

Контроль маркетинга осуществляет или сам редакционный Маркетолог или – по поручению руководителя редакции, компании – другой сотрудник. Если в результате такого контроля выяснится, что маркетинг не дает ожидаемых результатов, руководители компании или редакции могут принять решение о ревизии маркетинга. Ее цель – выявление недостатков и ошибок в планировании маркетинга и реализации его мероприятий, а также выработка рекомендаций для выправления возникшей ситуации.

Резюме

Величина, состав, структура и организация работы службы маркетинга определяются сложностью ее задач, типом издания и особенностями его аудитории. В небольшой редакции все обязанности, связанные с маркетингом, выполняет один специалист. Это предполагает универсальность его знаний и опыта. Но он нуждается в поддержке других работников редакции, которые передают ему сведения о популярности издания, составе его аудитории и др.

В службе маркетинга крупной редакции или телерадиокомпании работают несколько сотрудников, которыми руководит менеджер по маркетингу (маркетолог). Деятельность такой службы организуют по принципу разделения труда: каждый ее работник отвечает за какое-то направление маркетинга, но все вместе разрабатывают и реализуют план маркетинговой кампании.

Сотрудник службы маркетинга – специалист, обладающий разносторонними знаниями в области журналистики, экономики, социологии, бизнеса, распространения периодического издания.

Одна из обязанностей маркетолога – определение бюджета маркетинга. Он состоит из статей, связанных с расходами на оплату рекламы на телевидении, радио и в печатных изданиях, установление связей с общественностью, проведение маркетинговых кампаний и других мероприятий.

Маркетинговая деятельность должна сочетаться с контролем за ее результатами. Если она не приносит редакции прибыль, принимается решение о ревизии маркетинга с целью выявления недостатков в его планировании и реализации планов.

Вопросы для самопроверки

1. 1. Как определяют размеры, состав и структуру службы маркетинга?

2. 2. Какие требования предъявляют редакционному маркетологу и почему?

3. 3. Каковы особенности службы маркетинга в различных СМИ?

4. 4. Как формируют бюджет маркетинга?

5. 5. Для чего и как проводят контроль маркетинга?

ГЛАВА 8.

Наши рекомендации