И социальное партнерство
В узком смысле к ресурсам деятельности в сфере культуры относятся: финансирование, материально-техническая база (здания, оборудование, инструменты, реквизит), информационное, организационное обеспечение и кадры. И обычно этих ресурсов не хватает. Везде и всегда. Неспроста бытует шутка: “Если работник культуры говорит, что у него имеются все необходимые ресурсы, то это не работник культуры”. Отсутствие или нехватка средств, фактически, обязательная деталь профессионального имиджа в сфере культуры.
Творческая деятельность в сфере культуры, в принципе, реализуется двояким образом. Во-первых, это “продвинутое” творчество (искусство), пользующееся спросом. В эстраде это “раскрученная попса”, теле-, кино- “звезды”. В кино это блокбастеры и фильмы-лауреаты кинофестивалей. В театре это коллективы уровня Мариинки, московского Ленкома. В литературе – не только классика, но и современные авторы типа Б.Акунина, В.Пелевина, Д.Донцовой. В изобразительном искусстве – фигуры вроде И.Глазунова, А.Шилова, З.Церетели. В музейном деле – Эрмитаж, Русский музей… Сюда же можно отнести известных музыкантов, модных архитекторов и дизайнеров, а также портретистов и “матрешечников”. “Продвинуто” прежде всего и именно в рыночном смысле (от маркетингового термина promotion), что связано обычно с хорошо известным именем, “брэндом”. Эта деятельность рассчитана на широкие круги потребителей, транслируется в СМИ, составляя основное содержание “массовой культуры”. Осуществляется эта деятельность преимущественно на коммерческой основе, но ее и весьма охотно поддерживают спонсоры.
Во-вторых, это современное искусство (андерграунд, авангард, “параллельное”, “независимое” искусство). Его отличают “непродвинутость”, поисковый характер, довольно узкий круг потребителей, аура “избранности” и “посвященности”, фактически – ориентация на некую узкую субкультру. Осуществлена эта деятельность может быть или на энтузиазме авторов и самих потребителей, или при поддержке доноров с очень конкретной мотивацией.
И в обоих случаях речь идет о социальном партнерстве, основой которого выступает общность интересов. Собственно, эта общность интересов и есть главный ресурс в сфере культуры, а способность осуществить leverage – привлечь на реализацию своего проекта не свои ресурсы. Деятельность в сфере культуры и осуществляется преимущественно за счет ресурсов привлеченных – ресурсов социальных партнеров, в качестве которых могут выступать не только собственно потребители, но и органы власти, спонсоры, благотворители, общественные организации, добровольцы-помощники.
Привлекательность и известность учреждений и организаций культуры, их деятельности, отдельных проектов, столь необходимые для успешного фандрейзинга, покоятся на ВОСТРЕБОВАННОСТИ и способности ответить на эту востребованность, выстроить общность интересов.
Мнения и опыт В Екатеринбурге разовое выступление небольшого коллектива из музыкальной школы в супермаркете “Кировский” дало толчок долговременной и масштабной программе сотрудничества магазина и школы. Ребята получили возможность публичных выступлений, а магазин стал привлекательнее для посетителей.
Ярким событием в жизни Суздаля за последние несколько лет стал ежегодный День Огурца. Суздаль издавна является одним из российских центров выращивания и консервирования этого любимого овоща, в некоторой степени – огуречной столицей России. Проводится праздник в один из выходных дней периода массовых огуречных заготовок, поэтому находит у горожан самый живой отклик – как у держателей подсобных хозяйств, так и у просто покупателей. В подготовке и проведении праздника активно участвуют заинтересованные торговые и закупочные фирмы – местные, российские и даже зарубежные. Так из самой ткани обыденной жизни возникла устойчивая культурная традиция, объединившая интересы рядовых граждан, сельхозпроизводителей, пищевую промышленность и торговлю, прочно вошедшая в праздничный календарь региона и работающая на продвижение его привлекательного имиджа.
На общности интересов и социальном партнерстве строит свою работу Комитет по культуре Красноярского края. С 1999 года в крае действует программа “Содействие” - фактически, сеть региональных соглашений органов краевой и местной администрации с хозяйствующими структурами и общественными организациями по поддержке сферы культуры края. В свою очередь, в рамках этих соглашений учреждения культуры участвуют в социально-значимой деятельности других отраслей. В рамках “Содействия” такие направления, как: работа с ветеранами, оздоровительная работа, реабилитация инвалидов (в первую очередь – детей) и т.д. В результате успешной реализации программы, доля затрат на сферу культуры в консолидированном бюджете края составляет уже третий годы выше 11%! Это при нигде не выполняемой законодательной норме в 6%! А краевая сфера культуры оказывается мощным фактором консолидации бизнеса и власти, населения и работодателей, старшего и молодого поколения.
Координатором этой деятельности выступает Отдел культурных программ Комитета по культуре, а на местах ее ведут работники городских и районных отделов культуры. Речь идет о весьма трудоемкой работе, неоднократных контактах с чиновниками других отраслевых структур, разъяснении возможностей сферы культуры, демонстрации, что сотрудничество с нею делает честь. Это, в свою очередь требует внятной и конкретной “союзнической” работы со СМИ. В результате сфера культуры в крае превратилась в один из основных поставщиков “хороших новостей”. Потребовалось и проведение специальных акций, поддерживающих высокий статус сферы культуры и ее работников. Наиболее ярким из таких событий является ежегодное вручение премии “Вдохновение” по 10 номинациям (лучшие работники культуры по отраслям, лучшие партнеры, благотворители и т.д.) в лучшем концертном зале Красноярска, с вручением грамот и призов. В 2001 году по главной номинации “Лучший работник культуры края” победителю – заведующей одной из библиотек - был вручен автомобиль, врученный ей тут же на сцене.
Столь же систематическая работа по развитию социального партнерства ведется в Пермской области, где вот уже несколько лет проводится “Ярмарка идей”, на которой рассматриваются проекты и программы, направленные на решение общезначимых социальных проблем. Например: рабочие места для молодежи, горожане и милиция (взаимодействие и сотрудничество), досуг подростков, алкоголизм и наркомания, возрождение народных традиций и т.п. Специально созданная комиссия производит отбор поступивших заявок и проектов в два тура. В первом туре используются критерии: актуальность и реальность проекта (10 баллов), степень вовлечения общественности (7 баллов), охват целевых групп (7 баллов), соотношение собственных и привлекаемых средств (5 баллов), наличие опыта работы у авторов (5 баллов). Во втором туре критерии и баллы меняются: степень участия общественности (10), конкретность механизмов и средств реализации (8), практичность целей (7), долговременность воздействия на проблему (6), привлечение дополнительных средств (5), соотношение собственных и привлеченных средств (5), ориентация на собственное финансирование в перспективе (5).
Подготовка и проведение ярмарки требуют большую подготовительную работу: подготовку и распространение информационных материалов, проведение предварительных установочных семинаров, проведение консультаций заявителей, создание и деятельность оргкомитета. В результате, если в 1999 году по итогам Ярмарки был отобран 31 проект (из 202 заявленных) с суммой привлеченных средств на сумму почти 448 тыс.руб., то уже в 2000 году было отобрано 63 проекта (из 156) с суммой привлеченных средств 4,19 тыс. руб. В 1999 году максимальная сумма проекта была 10 тыс.руб, а максимальный срок реализации проекта составлял 4 месяца. В 2000 году эти показатели составляли соответственно 25 тыс. руб. и 6 месяцев. Иначе говоря, качество заявок и отобранных проектов резко повысилось.
Одним из наиболее ярких примеров пермского опыта является программа “Забытая деревня”. Проект возник в связи с очередными выборами в законодательное собрание области. Речь шла о десантах в глубинку, когда речным транспортом или специальным автобусом в забытые деревни приезжали не только кандидаты в депутаты, но и артисты, ремонтные службы, библиотеки, юристы (для оказания бесплатных консультаций). Кроме того, десантами в деревни доставлялись предметы острой необходимости, продукты. Акция имела такой успех, что была продолжена и после выборов. Десанты стали проводиться регулярно, а их координаторами стал областной центр информационной и методической работы.
Другим, столь же комплексным проектом, предполагающим разветвленное социальное партнерство стала программа “Семья”, в рамках которой, помимо просветительных акций, организовывается семейный досуг, образование, осуществлялись выставки семейного творчества, консультации и демонстрации достижений семейного бизнеса, спортивные семейные соревнования. В программе активно участвуют СМИ, получившие интересный материал для ток-шоу, демонстрации конкурсов, выставок и т.д.
Ситуация с ресурсами в сфере культуры чем-то напоминает современную концепцию физического вакуума как первоосновы мироздания. Согласно этой концепции, элементарные частицы, кванты энергии суть колебания, тонкие вибрации вакуума. Так и в сфере культуры можно сделать много чего – фактически, “из ничего”, за счет актуализации и мобилизации не своих ресурсов. Как бытие творится из “небытия”, свободы как “дыры в бытии” (Ж.-П.Сартр) - добытийного и внебытийного источника бытия, так и деятельность в сфере культуры порождается актуализацией взаимной ответственности и социального партнерства.
Правда, если признать, что основой любых деловых отношений является ткань общности интересов, то напрашивается вывод: прежде, чем строить общность интересов, выяснять – с кем ты и по какому поводу, вступать во взаимоответственные отношения, надо разобраться с самим/самой собой, понять – а чего ты хочешь на самом деле. Любые деловые отношения (и не только) начинаются не столько с денег, материально-технической базы, или даже – идеи, а с самоопределения, осознания своих собственных реальных интересов. И, если мы ввязываемся в деятельность, в которой мы лично не заинтересованы, то надо прекратить это делать. И, чем скорее, тем лучше. Все равно ничего толкового из этого не получится. А чтобы убедить других в необходимости партнерства, надо в свое дело верить и любить его. Так что главным ресурсом сферы культуры (как и любого дела) является самоопределение личности, точнее – сама личность и ее самосознание.
Рекомендуемая литература:
- Библиотека для некоммерческих организаций. Аннотированный каталог. СПб, 1996. - 40 с.;
- Векслер А.Ф., Тульчинский Г.Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. – Н.Новгород, 2002.
- Выживет ли культура в условиях рынка? Сборник статей американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. - СПб. - Нотабене. - 1996. - 94 с.;
- Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. - СПб - СПб УЭиФ. - 1993;
- Дюкарев Р., Фокс А.К., Холмз О., Эбнер К.В. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. М., 1998. - 194 с.;
- Залесский В.В., Каллистратова Р.Ф. Комментарий к федеральному закону “О Некоммерческих организациях”. - М. - Юрайт - 1998 - 260 с.;
- Кеннеди Л.У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере. СПб, 1994. - 175 с.;
- Колбер Ф., Нантель Ж., Рич Дж.Д. Маркетинг культуры и искусства. СПб: Арт-Пресс, Изд. Васин А.И. , 2004.
- Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. - М., 1995;
- Культура и власть. Материалы российско-американского семинара. - СПб - 1994;
- Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. - М. - Изд-во “Дело и Сервис”. - 1998 - 400 с.;
- Менеджмент и культура. СПб: СПб ГАК, 1998;
- Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. - СПб, 2000;
- Негосударственные организации сферы культуры Санкт-Петербурга. СПб, 1997;
- Основы деятельности и успеха некоммерческих организаций. М., 1995. - 133 с.;
- Работать с некоммерческим сектором: спонсорство или партнерство? СПб, 1997 - 96 с.;
- Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. - Кемерово. - Кузбассвузиздат. - 1996;
- Слагаемые успеха некоммерческих организаций. М., 1997. - 79 с.;
- Терминология российского некоммерческого сектора. М., 1996. - 61 с.;
- Управление некоммерческими организациями. М., 1994. - 171 с.;
- Управление социальной сферой. - СПб - СПбГУЭиФ. - 1998;
- Хопкинс Брюс Р. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею. М., 1993. - 292 с.;
- Юрьева Т.В. Некоммерческие организации. Экономика и управление. - М., 1998;
- Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. ТТ.1-3. - М - 1991-1994;
- Пул Д.Х. Когда менеджмент приносит деньги. - СПб - Контрфорс 1999.
- Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. – СПб: Лань, 2003.
- Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. Опыт России и США. СПб: СПбГУКИ, 2003.
- Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественные интересы. – В 3 тт. – СПб: Алетейя, 2002. (т.1. Рынок культурных услуг; т.2. Экономическая политика в сфере культуры; т.3. Цифровая версия культурной деятельности);