Специфика работы редактора и журналиста

В КОРПОРАТИВНЫХ СМИ

Работа сотрудников редакций корпоративных СМИ во многом похожа на работу их коллег из других редакций. Но есть и отличия, притом существенные.

Начнем с редактора или, другими словами, редакционного менеджера, руководителя. По определению С.М. Гуревича, «редакционный менеджмент – это деятельность, связанная с экономическим управлением редакцией или компанией», а важнейшие задачи редакционного менеджмента следующие: первая – задача оптимизации размеров, состава и структуры коллектива редакции или компании. Вторая – оптимизация управления коллективом и организация его работы. Третья задача – оптимизация результатов этой работы – самого издания, его структуры, модели, системы публикаций и др[68]. По словам другого исследователя, газетный менеджер обязан уметь: 1) организовывать и планировать производство издания и реализацию газетных номеров, добиваясь при этом безубыточности, а затем и прибыли; 2) руководить редакционным коллективом на уровне современных требований, быть лидером; 3) побуждать сотрудников редакции к творческой деятельности; 4) быть предельно объективным, независимо от своих симпатий; 5) находить выход из конфликтных ситуаций; 6) подбирать, отбирать и обучать сотрудников; 7) вести деловые переговоры[69].

Несомненно, быть способным успешно решать перечисленные задачи важно и для менеджера корпоративного СМИ. Однако упомянутая в качестве важнейшей задача добиваться «безубыточности, а затем и прибыли», стоит далеко не перед всеми редакторами российских корпоративных СМИ. Перед некоторыми же она поставлена, но не в качестве важнейшей. Многие руководители компаний готовы полностью финансировать деятельность редакций корпоративных СМИ, чтобы те, не отвлекаясь ни на что, эффективно выполняли свои основные функции.

Поэтому применительно к корпоративным изданиям определение редакционного менеджмента требует уточнения. Можно утверждать, что менеджмент корпоративного СМИ – это деятельность, связанная с управлением редакцией. С управлением вообще, а не только (и зачастую не столько) экономическим. Неудивительно, что в редакциях корпоративных СМИ, как правило, отсутствуют коммерческие директора и другие сотрудники, призванные целенаправленно заниматься коммерческими вопросами, тогда как в редакциях «обычных» современных СМИ без подобных сотрудников не обойтись.

Деятельность многих редакторов корпоративных СМИ напоминает деятельность редакторов советских времен. Те тоже были избавлены от «головной боли» по зарабатыванию денег и могли целиком сосредоточиться на решении творческих задач.

То обстоятельство, что редакторы корпоративных СМИ зачастую избавлены от необходимости добиваться «безубыточности, а затем и прибыли» изданий, конечно, облегчает их жизнь. Кроме того, редакторам и другим сотрудникам КИ бывает легче «добывать» информацию[70]. Ее от них не пытаются скрыть, а наоборот, обычно охотно предоставляют. Это и неудивительно, учитывая, что корпоративные СМИ, по сути своей, больше PR, а не журналистика. Работу сотрудников КИ, как и других пиарменов, в целом, можно признать менее опасной, нервной, и при этом зачастую (но не всегда, конечно) более прибыльной, чем работу настоящих журналистов.

Однако и в деятельности сотрудников корпоративных СМИ есть свои специфические сложности и проблемы.

«Между молотом и наковальней», «между двух огней», «между Сциллой и Харибдой» - такими словами редакторы многих корпоративных изданий выражают специфику своей профессиональной деятельности. Имея в виду то, что с одной стороны на них «давит» начальство, требуя проведения через корпоративное СМИ «своей линии», отстаивания определенных ценностей и взглядов, с другой стороны – читатели, которые хотят, чтобы издание было интересным и правдивым, а в противном случае отказываются его читать. Необходимо настоящее мастерство, чтобы суметь удовлетворить запросы, как тех, так и других. Выполнение этой задачи требует много терпения, настойчивости и труда. Пожалуй, основной критерий оценки профессиональной пригодности редактора корпоративного СМИ – это то, насколько способен он удовлетворить эти разные, зачастую противоречащие друг другу интересы, найти точки соприкосновения между ними. Ситуация усугубляется тем, что во многих корпоративных изданиях существует жесткая цензура со стороны руководства предприятий, сочетающаяся с уверенностью руководителей в том, что «своя пресса» обязана отражать исключительно их взгляды.

Как правило, в этом плане особенно сложно приходится редакторам внутрикорпоративных средств массовой информации. Дело в том, что внутренняя общественность – пожалуй, самая «пристрастная» аудитория корпоративных СМИ. Во-первых, личное материальное (а во многом и психологическое) благополучие этих людей непосредственно связано с развитием компаний, в которых они работают. Неудивительно, что информация о деятельности этих компаний их обычно интересует «по определению». В то же время, работники обычно гораздо лучше, чем люди со стороны, знают об истинном положении дел в компании, пытаться обмануть их бессмысленно. Если они видят, что ситуация не совсем благополучная, что зарплата выплачивается не вовремя, устаревшее оборудование не обновляется и т.д. они будут ждать от корпоративного издания разъяснения причин этого со стороны руководства компании и объяснения тех мер, которые принимаются по улучшению ситуации. Если же издание вместо этого будет «делать вид, что все прекрасно», ему перестанут доверять (как и руководителям компании). Его просто перестанут читать.

Не дай Бог редактору или сотруднику корпоративного СМИ солгать или исказить факты, пусть даже непреднамеренно! Если журналист «обычного» СМИ, возможно, больше и не увидит никогда человека, информацию о котором он исказил, то представителю корпоративного издания, скорее всего, придется с ним сталкиваться периодически. Не только с ним самим, но и с его коллегами, хорошими знакомыми, которые тоже будут относиться к журналисту с недоверием, презрением или другими не самыми лучшими чувствами.

Некоторые материалы в корпоративных СМИ носят очень важный характер и призваны непосредственно влиять на развитие бизнеса, производства. Например, приказы, распоряжения генерального директора, материалы о новых критериях определения размера заработной платы, сообщения о проведении аттестации персонала или конкурса «лучший по профессии» с опубликованием задач, условий, этапов и т.д. Ошибки в публикациях такого рода могут привести к сбоям в производственном процессе, вызвать растерянность и психологическую напряженность среди персонала. И ладно еще, если речь идет о сравнительно небольшой коммерческой фирме или, например, фабрике по производству садово-огородного инвентаря. А если о крупном предприятии или атомной электростанции?

Сотрудникам корпоративных СМИ особо тщательно нужно подходить к проверке достоверности сообщаемых сведений, к вычитке своих текстов, и всегда думать о возможных последствиях опубликования того или иного материала.

Это относится не только к внутрикорпоративным СМИ, но и к изданиям для внешней аудитории. Например, какой-нибудь «ляп» или ошибка в клиентском издании может подорвать доверие клиентов к данной компании, привести к уменьшению их числа и, следовательно, сокращению доходов.

Из известных науке методов управления коллективом редакции (С.М. Гуревич выделяет организационные (административные), экономические и психологические методы[71]) редактор корпоративного СМИ может в полной мере применять лишь психологические. Даже некоторые организационные методы, например, обеспечение нормальных условий труда, повышение или понижение сотрудников по службе, нередко находятся вне компетентности редактора корпоративного СМИ. Он сам является подчиненным и зачастую не может самостоятельно решать подобные вопросы. Не говоря уже о вопросах, касающихся экономических методов управления коллективом: повышении зарплаты, выдаче денежной премии и «тринадцатой зарплаты» и т.д. Подобные вопросы обычно либо вообще находятся вне компетенции редактора корпоративного СМИ, либо он может решать их только по согласованию с руководством компании. Гонорарная система, которая побуждает многих людей к сотрудничеству с «обычными» СМИ, в редакциях корпоративных изданий обычно отсутствует; гонорары платить не принято. И, возможно, есть в этом смысл. Как правило, само корпоративное СМИ внушает сотрудникам компании мысль, что все они – одна большая дружная семья. А разве, например, в дружной семье мать платит сыну деньги за то, что тот сходил в магазин или вынес мусор?.. Как бы там ни было, но в полном распоряжении редактора корпоративного СМИ остаются только морально-психологические методы управления коллективом редакции (вынесение благодарностей или порицаний, объявление такого-то материала лучшим репортажем прошедшего месяца, предоставление журналисту права вести собственную тематическую полосу, просто теплые слова и т.д.). Умение эффективно применять морально-психологические методы стимулирования труда оказывается крайне важно для редактора корпоративного СМИ. Любой редактор должен быть в определенной степени психологом, а редактор корпоративного издания – особенно (хотя, разумеется, лучший вариант – применять разные методы управления в совокупности).

+ «в идеале газетой должен руководить человек, пользующийся авторитетом в организации и очень хорошо чувствующий ее корпоративную культуру».

Алиевская Е. Журналистика под грифом "ДСП" //Деловой Квартал № 6 февраль 2003. – с. 24-27.

Сотрудникам корпоративных изданий зачастую приходится выполнять, помимо работы над КИ, и немало других функций. Например, входя в состав управления по связям с общественностью, они могут заниматься также написанием поздравлений от имени руководства компании, созданием корпоративных календарей, каталогов продукции, организацией пресс-конференций и т.д. Как правило, штат сотрудников редакции корпоративного СМИ невелик. Чаще всего речь идет о трех-четырех сотрудниках. Из них, конечно, один может специализироваться на производственных темах, другой – на социальной тематике и т.п. (как обычно и бывает), однако, в силу малочисленности коллектива работники редакции, в принципе, должны быть взаимозаменяемы (вдруг кто-то заболеет, уйдет в отпуск или уедет на сессию).

Нередко единственным штатным сотрудником является редактор. Вот уж кому нужно быть поистине «универсальным журналистом»: суметь вовремя собрать информацию, обработать ее, проверить, сверстать (если речь идет о печатном издании) и обеспечить распространение издания.

Разумеется, другие сотрудники компании, как правило, в чем-то помогают редактору своего корпоративного СМИ, и в определенном отношении, как уже говорилось, ему бывает легче, чем редакторам и «обычных» изданий. Например, в изучении своей аудитории. Многие социально-демографические характеристики аудитории (пол, возраст, уровень образования и т.д.) можно без труда узнать, обратившись в службу управления персоналом или другое подобное подразделение.

Легче редактору корпоративного СМИ и в вопросах выбора своей аудитории. Просто потому, что выбор изначально очень ограничен. Редактор КИ «привязан» к определенной компании, ее сотрудникам, клиентам, партнерам и т.д. Но, разумеется, это не избавляет его от необходимости думать над максимально четким определением своей аудитории, равно как и над решением других важных задач.

Как видим, работа сотрудников корпоративных СМИ имеет свою специфику, свои «плюсы» и «минусы». В чем-то им легче, в чем-то сложнее, чем представителям «большой прессы». И, разумеется, свои особенности есть в работе редакции каждого корпоративного СМИ.

При всем этом, выглядит достаточно обоснованным мнение исполнительного директора Союза металлургов Свердловской области Т.А. Кансафаровой, которая считает, что «качество и уровень корпоративного издания должны быть выше любого другого СМИ», а у его сотрудников «обязательно должно быть понимание и знание производства, теории рынка, высокий уровень профессионализма, свежий журналистский взгляд». Такие серьезные требования вполне оправданны. Ведь, как подчеркивает первый заместитель председателя Правительства Свердловской области В.А. Молчанов, эффективная работа корпоративных СМИ может стать «важнейшим элементом, способствующим успешному развитию уральской индустрии».

Не только перед прессой промышленных предприятий Урала, но и вообще перед российской корпоративной прессой сегодня стоят очень важные, серьезные задачи. И у сотрудников корпоративных СМИ нет никаких оснований чувствовать себя «недожурналистами». Да, они занимаются деятельностью специфической, во многом не журналистской, но от этого не менее важной для общества и государства.

ГЛАВА 7.

Наши рекомендации