Телекоммуникационный проект «Конституция России и США»

Проект проводился в 1996—1997 учебном году между школами огоус (США) и УВК 326 (Москва, Россия). Координаторы проекта М.Ю.Бухаркина и Джим Додд разработали этапы и методику его прове­дения. Проект был задуман для российской стороны в рамках предмета «иностранный язык», но предусматривал знания в области истории, об­ществоведения. Для американских школьников проект задумывался как проект по обществоведению с использованием умений в написании эссе, докладов на родном языке.

Цель проекта ~ изучение политической структуры США и России, поиск и изучение соответствующих документов в Интернет, развитие навыков работы с большими объемами информации (для российских школьников — на иностранном языке), развитие критического мышле­ния, коммуникативных умений.

Проект относится к типу исследовательских и предусматривает четы­ре этапа.

На первом, организационном, этапе по договоренности руководитей проекта на основании представительских писем, которыми учащиеся с обеих сторон обменялись по электронной почте, были подобраны парт­неры для дальнейшей совместной исследовательской работы. Руководи­тели договорились также о приблизительных темах эссе, которые амери­канские школьники на основе изучения своей Конституции и других правовых документов должны были предложить своим российским парт­нерам: об охране окружающей среды, об образовании, о защите прав ребенка, о смертной казни и т.д.

На втором этапе российские и американские учащиеся выбрали темы для совместной проработки (попарно) и начали тематический подбор материалов (на английском языке) из разных источников, включая Ин­тернет.

На третьем этапе американские школьники переслали свои работы российским партнерам для изучения и сопоставления с российской Кон­ституцией. На этом этапе российские школьники должны были прорабо­тать полученный материал следующим образом:

а) выписать все незнакомые слова с тремя основными значениями и
примерами их использования;

б) выписать ситуации с новыми словами из полученного от амери­
канцев текста и выучить их наизусть;

в) пересказать полученные статьи со своими комментариями;

г) на базе ранее собранного своего материала и изучения присланно­
го партнером материала написать собственную статью на эту же тему, но
на основе российской Конституции и российских реалий; попутно все
возникающие у ребят вопросы относительно американской Конститу­
ции, положения дел по исследуемой теме в американской действитель-

ности они адресовали своим партнерам по электронной почте, ведя под­час довольно интенсивную переписку; некоторые из школьников для выяснения интересующего их вопроса обращались к школьникам-пользо­вателям Интернет через 1ЯС, получая таким образом дополнительную интересную информацию;

д) ввести текст в компьютер; обработать его и отослать партнеру;

е) изложить устно основные положения своей статьи в классе и аргу­
ментированно ответить на вопросы ребят и учителя.

Отсылка собственных статей являлась последним, четвертым, этапом работы.

Надо отметить, что работа над проектом не освобождает учащихся от посещения уроков и выполнения всех требований учителя как на уроке, так и по выполнению домашнего задания. Однако, чтобы снизить учеб­ную нагрузку и мотивировать учащихся к работе в проектах, школьники освобождаются от четвертного зачета по устной и письменной практике английского языка (напомним читателю, что в этой школе используется разноуровневое обучение с соответствующей системой зачетов), кото­рый выставляется автоматически, при условии выполнения всех требо­ваний к проекту, всех сроков, а также текущих классных и домашних работ.

Контроль за усвоением языкового материала предусматривал четыре срока:

1-й — для оценки уровня усвоения новых слов и их употребления;

2-й — для сдачи перевода текста статьи/эссе на русский язык;

3-й — для написания собственной статьи, набора, обработки и от­сылки по электронной почте;

4-й — для устного изложения основных положений собственной ста­тьи и ответов на вопросы учителя.

Контрольные срезы по всем видам речевой деятельности учащихся, систематически принимающих участие в телекоммуникационных проек­тах на английском языке, показывают увеличение скорости чтения (до 200 слов в минуту), улучшение качества перевода текста с содержанием, соответствующим темам проектов, улучшение умений устной и пись­менной речи, навыков компьютерной обработки текстовой информа­ции, расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков, уме­ние вести дискуссию на английском языке.

Джим Додд, руководитель проекта с американской стороны, устано­вил для своих учащихся норму в 2 500—3 000 слов для каждого эссе, что соответствует двум-трем страницам машинописного текста через 1 — 1,5 интервала, Для российских школьников эти требования были снижены до двух страниц.

Проект продолжался весь учебный год. С американской стороны было прислано 27 эссе, с российской -, 23 статьи. Вся работа с языковым материалом эссе и дополнительной литературой проводилась школьни­ками самостоятельно. В случае затруднений учитель помогал учащимся индивидуально. Учащиеся имели партнера только с американской сто­роны, поэтому для каждого из них это был индивидуальный проект,

поскольку ученик работал по данной теме один и мог рассчитывать лишь на консультации учителя. Результаты проекта:

• для американской стороны — Лт Оосю!, преподаватель общество­
ведения, использовал полученный таким образом от российских школь­
ников аналитический материал на своих уроках, посвященных изуче­
нию Конституции США;

• для российской стороны — М.Ю. Бухаркина, преподаватель анг­
лийского языка, использовала материалы проекта при изучении темы;

• учитель истории также воспользовался полученной информацией
на своих уроках.

Проект «Проблема добра и зла всемье»

по произведению Агаты Кристи «Дом на изломе»

Проект проводился на уроках английского языка в 10-м классе эко­номико-математической гимназии № 1512 (Москва) в 2000 году.

Учитель — Е.Л.Катерина.

Защита проекта заняла сдвоенный урок. Все обсуждение поднятых вопросов велось на английском языке.

Урок защитыпроектов

1. Вступительное слово учителя — 1 мин.

2. Вступительное слово ведущего.

Сегодняшний урок посвящен проблеме добра и зла в семье. За основу мы взяли произведение Агаты Кристи «Дом на изломе». В этом произведе­нии мы знакомимся с одной английской весьма состоятельной семьей. В этой семье свои традиции, свои отношения, принципы. Известно, что именно семья формирует личность. Благополучие семьи весьма значимо для любого общества. Об этом писали многие выдающиеся писатели в нашей стране и за рубежом: Лев Толстой, Иван Тургенев, Иван Гонча­ров, Эмилия Бронте, Джон Госуорси и др. Они старались рассказать о человеческих отношениях внутри семьи. Мы попытались провести некото­рое исследование проблемы по произведениям второй половины XX сто­летия. Эти исследования помогли нам составить некоторое представление о том, какой бь! мы хотели видеть самью в третьем тысячелетии. Мы наде­емся, что в будущем семейные отношения останутся столь же важными, как и в наше время. Вот почему мы решили поразмыслить над отдельными проблемами в семье Леонидаса. Прочитав книгу, мы обозначили следую­щие проблемы:

- Корни добра и зла в семье Леонидосов.

. Роль главы семьи по книге «Дом на изломе».

- Место женщины в семье и в обществе. Мир леди в романе.

- Проблема любви, ненависти и долга.
. Проблема молодого поколения.

Но вначале следует рассказать о самой Агате Кристи.

3. Рассказ ученика о писательнице, ее творчестве.

Ведущий: «Каждая группа работала над своей частью общего проекта, исследуя одну из обозначенных нами проблем. Первая группа расскажет нам о корнях добра и зла в семье Леонидосов. Они нарисовали семейное генеологическое дерево, чтобы нам легче было проследить семейные узы.»

4. Доклад представителя группы о семье Леонидосов с анализом се­
мейных отношений.

Аристиду очень нравилась жизнь в Англии. Он женился на дочери эсквайра. Это был брак по любви. Но ее родители были против их брака. Однако девушка настояла на браке с любимым человеком..,

5. Ведущая: вопросы к докладчикам...

Мы познакомились с общей линией семьи и узнали о некоторых кор­нях семейных проблем. Как вы думаете (обращаясь к членам данной груп­пы), все ли члены семьи боялись Аристида Леонидоса? Вы так не дума­ете? Мы видим, что Аристид находится в основании семьи и является ее главой. Что это за человек? Вторая группа исследовала его личность, его индивидуальность. Они проанализировали его роль в семье. Они нам рас­скажут о хозяине дома на изломе. Слово «сгоокес!» означает по-русски извилистый, скрюченный.

6. Доклад второй группы о хозяине дома на изломе и главе семьи.
Ребята приводят в качестве эпиграфа известный детский стишок:
Нге №гзегу КПуте

ТНеге м>Д5 а сгоо&ей тап

апй Не \\>еп? а сгоо&еА тПе.

Не/оипс} а сгоо/сес! ыхрепсе

ЬезМе а сгоокес! зШе.

Не Ьа<1 а сгоокес/ са1 -юЫсЬ саи$Ш а сгоо/сес! тоте,

Апс1 Меу аи 1ыес1 1о&еЖег т а 1Ш!е сгоо&ес! Ноизе.

Ребята считают, что сам хозяин этого дома был в определенном смысле «скрюченный». Скрюченная миля — это его жизнь. Скрюченные шесть пенсов — его деньги, которые он заработал за свою жизнь. Скрюченный кот очень похож на его молодую жену Бренду. А скрюченная мышка, пойманная скрюченным котом, — это любовник жены. Аристид никогда не делал ошибок, за что бы он ни брался...

Ребята не просто рассказывают о хозяине дома, но представляют его аналитический портрет, ни на миг не упуская из виду исследуемую ими проблему добра и зла в семье. Им ведь нужно докопаться до истоков зла и причин существующих в семье отношений, которые и привели к тра­гической развязке.

7. Ведущая просит задавать вопросы второй группе:

• Хотели бы вы быть хозяином большого дома, подобного Аристиду?

• Не кажется ли вам, что сильный и мудрый Аристид был очень оди­
нок в своей большой семье?

• Как Аристид мог быть одновременно столь обоятельным и уродли­
вым внешне?

• Каким оказался результат его могущества?

• Как он относился к сыну?

8. Третья группа работала над проблемой «Роль женщины в семье и в
обществе».

9. Доклад третьей группы.
Мир женщин.

Женщина — мать по своей природе. Она должна быть хранительни­цей семейного очага. Она должна быть полна нежности...

Ребята рассказывают о разных представительницах женского обще­ства в семье, об их характерах, проблемах, возникающих у них во взаи­моотношениях внутри семьи. Не кроются ли здесь корни пробудившего­ся зла?

10. Ведущая: вопросы к группе...

- Вы согласны с такими оценками героинь романа? . Как бы вы поступили на месте Эдит де Хэвиленд? Могли бы вы быть столь же жестокими?

. Кто их героев романа симпатичен вам?

11. Доклад четвертой группы по проблеме «Любовь, ненависть и долг
в семье».

Все эти столь разноплановые чувства присутствуют во взаимоотно­шениях между членами большой семьи...

12. Доклад пятой группы посвящен проблеме молодого поколения
семьи. Речь пойдет главным образом о Джозефине, внучке Аристида,
девочке И лет, которая, как выясняется, и совершила это страшное
убийство своего деда, и ее кузене, Юстасе, очень красивом мальчике 16
лет. Как такая трагедия могла случиться? Что же такое было в этом урод­
ливом на вид ребенке, столь озлобленном на всю семью и весь мир? В
чем причина такого восприятия действительности?

33. Вопросы к докладчикам:

. Можем ли мы действительно винить Джозефину за убийство деда?

. Чувствовали бы вы себя комфортно в этой семье, если бы были ребенком?

. Хотели бы вы иметь такую маму, как Магда?

После каждого доклада разгорался настоящий диспут, далеко выхо­дящий за рамки сюжета романа. Речь шла о семейных отношениях вооб­ще, каждый приводил в доказательство правоты своей точки зрения при­меры из многих произведений других авторов. За два урока не было про­изнесено ни одного предложения по-русски. Всем хотелось высказаться на столь жизненно значимые темы, разобраться в вечных проблемах се­мейных отношений.

14. Подведение итогов дискуссии ведущей.

Мы много спорили о том, какой нам видится семья, в которой нам хотелось бы жить и воспитывать детей. Давайте попробуем теперь набро­сать общие черты такой семьи:

. Семья должна быть большая и счастливая, чтобы каждый мог бы чувствать себя в ней вполне комфортно.

« Главой семьи должен быть человек ответственный. Но он не дол­жен доминировать в семье. Необходимо учитывать интересы каждого члена семьи.

• Молодым следует уважать старших и наоборот.

• Женщинам нужно уделять больше внимания своим детям.

• Молодые люди должны иметь возможность для самореализации,
для развития своих интересов.

• Но женщины должны всегда оставаться женщинами и не забывать
о своей природе, быть всегда модными, следить за своей внешностью.

• Людям следует быть более терпеливыми по отношению друг к дру­
гу, более ответственными и надежными.

. Надо, чтобы они были искренними в любви, доверяли друг другу. Ложь между членами семьи недопустима.

• Истинная любовь не может зависеть от денег, комфорта и социаль­
ного положения.

« Дети должны ходить в школу и иметь друзей среди своих сверстников.

• Нельзя упускать, чтобы дети чувствовали себя одинокими в семье.
Им требуется забота и ласка.

• Родителям необходимо уделять больше внимания своим детям.
15. Заключение.

На примре одной британской семьи мы смогли проследить проблемы семейных отношений в британском обществе XX столетия. Вес проблемы общества отражаются в семье. В результате мы создали собственную модель семьи, в которой нам хотелось бы жить и воспитывать своих детей.

Учитель благодарит ребят за интересную и полезную работу.

Возможно, бы обратили внимание, что учитель лишь дважды вступал в разговор: в самом начале дискуссии и в самом конце — и то, только чтобы поблагодарить ребят за интересные мысли, высказанные на этих уроках.

Наши рекомендации