Телекоммуникационный проект «Конституция России и США»
Проект проводился в 1996—1997 учебном году между школами огоус (США) и УВК 326 (Москва, Россия). Координаторы проекта М.Ю.Бухаркина и Джим Додд разработали этапы и методику его проведения. Проект был задуман для российской стороны в рамках предмета «иностранный язык», но предусматривал знания в области истории, обществоведения. Для американских школьников проект задумывался как проект по обществоведению с использованием умений в написании эссе, докладов на родном языке.
Цель проекта ~ изучение политической структуры США и России, поиск и изучение соответствующих документов в Интернет, развитие навыков работы с большими объемами информации (для российских школьников — на иностранном языке), развитие критического мышления, коммуникативных умений.
Проект относится к типу исследовательских и предусматривает четыре этапа.
На первом, организационном, этапе по договоренности руководитей проекта на основании представительских писем, которыми учащиеся с обеих сторон обменялись по электронной почте, были подобраны партнеры для дальнейшей совместной исследовательской работы. Руководители договорились также о приблизительных темах эссе, которые американские школьники на основе изучения своей Конституции и других правовых документов должны были предложить своим российским партнерам: об охране окружающей среды, об образовании, о защите прав ребенка, о смертной казни и т.д.
На втором этапе российские и американские учащиеся выбрали темы для совместной проработки (попарно) и начали тематический подбор материалов (на английском языке) из разных источников, включая Интернет.
На третьем этапе американские школьники переслали свои работы российским партнерам для изучения и сопоставления с российской Конституцией. На этом этапе российские школьники должны были проработать полученный материал следующим образом:
а) выписать все незнакомые слова с тремя основными значениями и
примерами их использования;
б) выписать ситуации с новыми словами из полученного от амери
канцев текста и выучить их наизусть;
в) пересказать полученные статьи со своими комментариями;
г) на базе ранее собранного своего материала и изучения присланно
го партнером материала написать собственную статью на эту же тему, но
на основе российской Конституции и российских реалий; попутно все
возникающие у ребят вопросы относительно американской Конститу
ции, положения дел по исследуемой теме в американской действитель-
ности они адресовали своим партнерам по электронной почте, ведя подчас довольно интенсивную переписку; некоторые из школьников для выяснения интересующего их вопроса обращались к школьникам-пользователям Интернет через 1ЯС, получая таким образом дополнительную интересную информацию;
д) ввести текст в компьютер; обработать его и отослать партнеру;
е) изложить устно основные положения своей статьи в классе и аргу
ментированно ответить на вопросы ребят и учителя.
Отсылка собственных статей являлась последним, четвертым, этапом работы.
Надо отметить, что работа над проектом не освобождает учащихся от посещения уроков и выполнения всех требований учителя как на уроке, так и по выполнению домашнего задания. Однако, чтобы снизить учебную нагрузку и мотивировать учащихся к работе в проектах, школьники освобождаются от четвертного зачета по устной и письменной практике английского языка (напомним читателю, что в этой школе используется разноуровневое обучение с соответствующей системой зачетов), который выставляется автоматически, при условии выполнения всех требований к проекту, всех сроков, а также текущих классных и домашних работ.
Контроль за усвоением языкового материала предусматривал четыре срока:
1-й — для оценки уровня усвоения новых слов и их употребления;
2-й — для сдачи перевода текста статьи/эссе на русский язык;
3-й — для написания собственной статьи, набора, обработки и отсылки по электронной почте;
4-й — для устного изложения основных положений собственной статьи и ответов на вопросы учителя.
Контрольные срезы по всем видам речевой деятельности учащихся, систематически принимающих участие в телекоммуникационных проектах на английском языке, показывают увеличение скорости чтения (до 200 слов в минуту), улучшение качества перевода текста с содержанием, соответствующим темам проектов, улучшение умений устной и письменной речи, навыков компьютерной обработки текстовой информации, расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на английском языке.
Джим Додд, руководитель проекта с американской стороны, установил для своих учащихся норму в 2 500—3 000 слов для каждого эссе, что соответствует двум-трем страницам машинописного текста через 1 — 1,5 интервала, Для российских школьников эти требования были снижены до двух страниц.
Проект продолжался весь учебный год. С американской стороны было прислано 27 эссе, с российской -, 23 статьи. Вся работа с языковым материалом эссе и дополнительной литературой проводилась школьниками самостоятельно. В случае затруднений учитель помогал учащимся индивидуально. Учащиеся имели партнера только с американской стороны, поэтому для каждого из них это был индивидуальный проект,
поскольку ученик работал по данной теме один и мог рассчитывать лишь на консультации учителя. Результаты проекта:
• для американской стороны — Лт Оосю!, преподаватель общество
ведения, использовал полученный таким образом от российских школь
ников аналитический материал на своих уроках, посвященных изуче
нию Конституции США;
• для российской стороны — М.Ю. Бухаркина, преподаватель анг
лийского языка, использовала материалы проекта при изучении темы;
• учитель истории также воспользовался полученной информацией
на своих уроках.
Проект «Проблема добра и зла всемье»
по произведению Агаты Кристи «Дом на изломе»
Проект проводился на уроках английского языка в 10-м классе экономико-математической гимназии № 1512 (Москва) в 2000 году.
Учитель — Е.Л.Катерина.
Защита проекта заняла сдвоенный урок. Все обсуждение поднятых вопросов велось на английском языке.
Урок защитыпроектов
1. Вступительное слово учителя — 1 мин.
2. Вступительное слово ведущего.
Сегодняшний урок посвящен проблеме добра и зла в семье. За основу мы взяли произведение Агаты Кристи «Дом на изломе». В этом произведении мы знакомимся с одной английской весьма состоятельной семьей. В этой семье свои традиции, свои отношения, принципы. Известно, что именно семья формирует личность. Благополучие семьи весьма значимо для любого общества. Об этом писали многие выдающиеся писатели в нашей стране и за рубежом: Лев Толстой, Иван Тургенев, Иван Гончаров, Эмилия Бронте, Джон Госуорси и др. Они старались рассказать о человеческих отношениях внутри семьи. Мы попытались провести некоторое исследование проблемы по произведениям второй половины XX столетия. Эти исследования помогли нам составить некоторое представление о том, какой бь! мы хотели видеть самью в третьем тысячелетии. Мы надеемся, что в будущем семейные отношения останутся столь же важными, как и в наше время. Вот почему мы решили поразмыслить над отдельными проблемами в семье Леонидаса. Прочитав книгу, мы обозначили следующие проблемы:
- Корни добра и зла в семье Леонидосов.
. Роль главы семьи по книге «Дом на изломе».
- Место женщины в семье и в обществе. Мир леди в романе.
- Проблема любви, ненависти и долга.
. Проблема молодого поколения.
Но вначале следует рассказать о самой Агате Кристи.
3. Рассказ ученика о писательнице, ее творчестве.
Ведущий: «Каждая группа работала над своей частью общего проекта, исследуя одну из обозначенных нами проблем. Первая группа расскажет нам о корнях добра и зла в семье Леонидосов. Они нарисовали семейное генеологическое дерево, чтобы нам легче было проследить семейные узы.»
4. Доклад представителя группы о семье Леонидосов с анализом се
мейных отношений.
Аристиду очень нравилась жизнь в Англии. Он женился на дочери эсквайра. Это был брак по любви. Но ее родители были против их брака. Однако девушка настояла на браке с любимым человеком..,
5. Ведущая: вопросы к докладчикам...
Мы познакомились с общей линией семьи и узнали о некоторых корнях семейных проблем. Как вы думаете (обращаясь к членам данной группы), все ли члены семьи боялись Аристида Леонидоса? Вы так не думаете? Мы видим, что Аристид находится в основании семьи и является ее главой. Что это за человек? Вторая группа исследовала его личность, его индивидуальность. Они проанализировали его роль в семье. Они нам расскажут о хозяине дома на изломе. Слово «сгоокес!» означает по-русски извилистый, скрюченный.
6. Доклад второй группы о хозяине дома на изломе и главе семьи.
Ребята приводят в качестве эпиграфа известный детский стишок:
Нге №гзегу КПуте
ТНеге м>Д5 а сгоо&ей тап
апй Не \\>еп? а сгоо&еА тПе.
Не/оипс} а сгоо/сес! ыхрепсе
ЬезМе а сгоокес! зШе.
Не Ьа<1 а сгоокес/ са1 -юЫсЬ саи$Ш а сгоо/сес! тоте,
Апс1 Меу аи 1ыес1 1о&еЖег т а 1Ш!е сгоо&ес! Ноизе.
Ребята считают, что сам хозяин этого дома был в определенном смысле «скрюченный». Скрюченная миля — это его жизнь. Скрюченные шесть пенсов — его деньги, которые он заработал за свою жизнь. Скрюченный кот очень похож на его молодую жену Бренду. А скрюченная мышка, пойманная скрюченным котом, — это любовник жены. Аристид никогда не делал ошибок, за что бы он ни брался...
Ребята не просто рассказывают о хозяине дома, но представляют его аналитический портрет, ни на миг не упуская из виду исследуемую ими проблему добра и зла в семье. Им ведь нужно докопаться до истоков зла и причин существующих в семье отношений, которые и привели к трагической развязке.
7. Ведущая просит задавать вопросы второй группе:
• Хотели бы вы быть хозяином большого дома, подобного Аристиду?
• Не кажется ли вам, что сильный и мудрый Аристид был очень оди
нок в своей большой семье?
• Как Аристид мог быть одновременно столь обоятельным и уродли
вым внешне?
• Каким оказался результат его могущества?
• Как он относился к сыну?
8. Третья группа работала над проблемой «Роль женщины в семье и в
обществе».
9. Доклад третьей группы.
Мир женщин.
Женщина — мать по своей природе. Она должна быть хранительницей семейного очага. Она должна быть полна нежности...
Ребята рассказывают о разных представительницах женского общества в семье, об их характерах, проблемах, возникающих у них во взаимоотношениях внутри семьи. Не кроются ли здесь корни пробудившегося зла?
10. Ведущая: вопросы к группе...
- Вы согласны с такими оценками героинь романа? . Как бы вы поступили на месте Эдит де Хэвиленд? Могли бы вы быть столь же жестокими?
. Кто их героев романа симпатичен вам?
11. Доклад четвертой группы по проблеме «Любовь, ненависть и долг
в семье».
Все эти столь разноплановые чувства присутствуют во взаимоотношениях между членами большой семьи...
12. Доклад пятой группы посвящен проблеме молодого поколения
семьи. Речь пойдет главным образом о Джозефине, внучке Аристида,
девочке И лет, которая, как выясняется, и совершила это страшное
убийство своего деда, и ее кузене, Юстасе, очень красивом мальчике 16
лет. Как такая трагедия могла случиться? Что же такое было в этом урод
ливом на вид ребенке, столь озлобленном на всю семью и весь мир? В
чем причина такого восприятия действительности?
33. Вопросы к докладчикам:
. Можем ли мы действительно винить Джозефину за убийство деда?
. Чувствовали бы вы себя комфортно в этой семье, если бы были ребенком?
. Хотели бы вы иметь такую маму, как Магда?
После каждого доклада разгорался настоящий диспут, далеко выходящий за рамки сюжета романа. Речь шла о семейных отношениях вообще, каждый приводил в доказательство правоты своей точки зрения примеры из многих произведений других авторов. За два урока не было произнесено ни одного предложения по-русски. Всем хотелось высказаться на столь жизненно значимые темы, разобраться в вечных проблемах семейных отношений.
14. Подведение итогов дискуссии ведущей.
Мы много спорили о том, какой нам видится семья, в которой нам хотелось бы жить и воспитывать детей. Давайте попробуем теперь набросать общие черты такой семьи:
. Семья должна быть большая и счастливая, чтобы каждый мог бы чувствать себя в ней вполне комфортно.
« Главой семьи должен быть человек ответственный. Но он не должен доминировать в семье. Необходимо учитывать интересы каждого члена семьи.
• Молодым следует уважать старших и наоборот.
• Женщинам нужно уделять больше внимания своим детям.
• Молодые люди должны иметь возможность для самореализации,
для развития своих интересов.
• Но женщины должны всегда оставаться женщинами и не забывать
о своей природе, быть всегда модными, следить за своей внешностью.
• Людям следует быть более терпеливыми по отношению друг к дру
гу, более ответственными и надежными.
. Надо, чтобы они были искренними в любви, доверяли друг другу. Ложь между членами семьи недопустима.
• Истинная любовь не может зависеть от денег, комфорта и социаль
ного положения.
« Дети должны ходить в школу и иметь друзей среди своих сверстников.
• Нельзя упускать, чтобы дети чувствовали себя одинокими в семье.
Им требуется забота и ласка.
• Родителям необходимо уделять больше внимания своим детям.
15. Заключение.
На примре одной британской семьи мы смогли проследить проблемы семейных отношений в британском обществе XX столетия. Вес проблемы общества отражаются в семье. В результате мы создали собственную модель семьи, в которой нам хотелось бы жить и воспитывать своих детей.
Учитель благодарит ребят за интересную и полезную работу.
Возможно, бы обратили внимание, что учитель лишь дважды вступал в разговор: в самом начале дискуссии и в самом конце — и то, только чтобы поблагодарить ребят за интересные мысли, высказанные на этих уроках.