Магнитооптическая запись
Магнитооптическая запись производится магнитооптическими рекордерами.
В качестве рабочего слоя магнитооптического диска используется магнитная пленка со специальными свойствами. Запись осуществляется следующим образом: луч лазера нагревает локальный участок магнитной пленки, а полученное при этом магнитное состояние как бы замораживается. Такой способ обеспечивает многократность циклов записи и стирания. Магнитооптические рекордеры обеспечивают очень высококачественную запись звука.
Система записи звуковой информации на мини-диск появилась в 1992 году и первоначально не предназначалась для профессионального применения в радиопроизводстве. Тем не менее, она довольно быстро совершенствовалась и полюбилась радиовещателям благодаря своей надежности, дешевизне и компактности, что немаловажно для журналистов.
В зависимости от режимов записи/воспроизведения мини-диски делятся на три типа: с постоянной сигналограммой, записываемые и гибридные. Для репортерских материалов используют в основном записываемые (Recordable) мини-диски. Запись на них производится путем излучения лазера, который локально нагревает магнитооптический слой носителя.
Временной ресурс записи на мини-диск — до 74 минут в стереорежиме или до 148 минут в монорежиме. Долговечность этого носителя информации теоретически около ста лет, однако, практических подтверждений этого нет, поскольку, напоминаем, появились мини-диски в 1992 году. Условия хранения мини-дисков весьма жесткие: от -40 °С до 80 °С, причем одинаково хорошо переносится и вертикальное, и горизонтальное положение. Рабочая температура от -25 °С до 70 °С, относительная влажность от 10 % до 90 %.
У практикантов иногда возникает вопрос: «Почему в репортажных условиях, особенно в зимнее время, запись самопроизвольно «перескакивает» на следующий трек, причем записанная информация не сохраняется?» Отвечаем: дело в том, что репортажные условия приближены к экстремальным, приходится делать записи и на морозе, и в отапливаемом помещении. Резкие изменения температуры и влажности могут вызвать конденсацию влаги на диске, что и приводит к указанным последствиям. Поэтому перед записью в других климатических условиях необходима акклиматизация диска в течение 25 минут. Имейте в виду этот нюанс.
Параметры мини-диска в пластиковом контейнере не больше 7x7 см при толщине 0,5 мм. Рекордер умещается в ладони и весит очень мало. После длительного периода работы на «семерке» («Reporter-7») и даже на магнитофоне «Marantz» эта «малютка» кажется работникам радио просто чудом техники! При этом по качеству записи «чудо» способно заменить целую звукопередвижку. Интересно, что изначально система MiniDisk производилась как бытовое оборудование, однако стала стандартом репортерского аппарата. Самое слабое место минидискового рекордера — разъемы и входное гнездо микрофона. В этих местах происходят распайки, которые порой приводят не только к браку в виде громких щелчков, но и к полной невозможности записи. Следует также помнить, что работает он в режиме реальном времени и предрасположен к механическим повреждениям. Поэтому обращаться с ним следует деликатно, не перегибать шнур в местах разъемов и осторожно производить разъединение самого аппарата и микрофона. Ведь рекордер должен вернуться с «поля боя» живым и невредимым, сохранив всю собранную информацию.
Возникает вопрос: корректно ли называть оцифровкой процесс «перегона» информации с мини-диска в компьютер, ведь первый уже является цифровым носителем? Отвечаем: корректно, поскольку при воспроизведении кодового сигнала происходит обратное преобразование — цифро-аналоговое, а затем — повторная импульснокодовая модуляция, т.е. оцифровка.
Динамический диапазон цифровой звукозаписи — около 100 дБ. Однако при оцифровке необходимо следить за тем, чтобы не было искажений звука.
Репортажная цифровая аппаратура сама до известной степени регулирует пропускную способность микрофонного входа, но, как показывает практика, от резких всплесков громкости это не спасает. В результате — искажение. Как его избежать? Есть два способа: 1) постоянно следить за тем, чтобы расстояние от микрофона до источника звука было оптимальным; 2) при необходимости уменьшать вручную пропускную способность микрофонного входа.
Сегодня существуют также аппараты для репортеров с иными типами носителей, такими, как DAT-кассеты, жесткие диски и FLASH-RAM в виде карт PCMCIA, звуковые записывающие и монтажные комплексы на базе портативных компьютеров. Портативные DAT-магнитофоны пишут на DAT- кассеты с магнитной лентой. Так как они используют линейный носитель, то монтаж записанного материала непосредственно на магнитофоне (вставка, склейка, перемещение) невозможна. С другой стороны, DAT-магнитофоны на сегодняшний день считаются надежными и проверенными устройствами для работы в полевых условиях с высоким качеством записи/воспроизведения.
Рассмотренные выше носители являются наиболее распространенными и наилучшими в отношении качество/цена. Для сбора первичной информации и простого монтажа этого вполне достаточно. Теперь вкратце об аппаратах, которые пишут на карты PCMCIA. Это более дорогой тип носителя, но он является и более надежным, а качество записи зависит от записывающего аппарата и формата записи (PCM, MPEG-2). Используемые карты PCMCIA могут быть двух видов: жесткие диски и FLASH-RAM карты. У жестких дисков соотношение качество/цена выше, чем у RAM карт, однако последние более надежны. Как правило, рекордеры могут использовать любой из этих типов карт. Обычно в рекордерах помимо монтажных функций, аналогичных минидискам, имеются возможности копирования материала и его микширования. Но главное достоинство этого типа аппаратов — это возможность записи звука в стандартные компьютерные файлы с расширением .wav или запись с MPEG-2 компрессией, которая позволяет во много раз увеличить соотношение качество/цена. Карту PCMCIA можно вставить в любой компьютер с таким слотом и быстро «скачать» информацию с неё. Вы можете записать репортаж где угодно и тут же переслать его в редакцию через портативный компьютер с любого телефонного аппарата. А если вы имеете мобильный телефон с возможностью связи с компьютером, то ваш репортаж получат в редакции почти сразу же после записи.
Ключевые слова
Оцифровка — импульсно-кодовая модуляция, поступательно превращающая непрерывный звуковой сигнал в последовательные импульсы, а затем квантовые значения.
Рекордер — устройство, производящее цифровую звукозапись.
* * *
Радиотехника совершенствуется с каждым днем. Основная тенденция этого совершенствования — переход на цифровое радиовещание, поскольку, как ожидается, это, по словам генерального директора «Российской телевизионной и радиовещательной сети» Геннадия Скляра, «намного удешевит транспортировку сигнала. Все аналоговые станции России, обеспечивающие телерадиовещание, будут заменены цифровыми».
Производители техники, конкурируя друг с другом, вынуждены дополнять свои устройства различными опциями. Так, шрЗ-плееры в большинстве своем уже стали рекордерами, у них появился линейный вход; и недалек тот день, когда их оснастят микрофонным входом и соответственно возможностью регулировки звука. При этом производители профессиональной техники тоже не стоят на месте, и можно предположить, что их аппараты в недалеком будущем станут доступнее.
В данной части представлен лишь минимум информации, которая, на наш взгляд, необходима радиожурналистам в работе. Интересующимся радиотехникой более серьезно можно посоветовать ознакомиться со специализированной литературой, а также следить за периодическими изданиями в этой области.
Список литературы
Звуковое вещание / А. В. Выходец, П. М. Жмурин, И. Ф. Зорин и др.; Под ред. Ю. А. Ковалгина. Справочник. — М., 1993. — 464 с.
Каутонен А. Репортерское оборудование: бытовое или профессиональное? // Broadcasting. — 2004. — № 2. — С. 14.
Колесников В. М. Лазерная звукозапись и цифровое радиовещание. — М., 1991. — 216 с. Масюков Г. Цифровые устройства для записи репортажей — начальное звено радиостудии // Эра. — 1999. — № 12. — С. 4.
Олефиренко П.П. Техника и технология радиовещания. — Жуковский, 2000. — 132 с.
Супаков Н. А. Станционное оборудование радиовещания и радиосвязи / Учебное пособие для рабочих связи, повышающих квалификацию. — М., 1985. — 208 с. Хорвиц Р. Руководство для начинающих радиовещателей — М., 1998. — 132 с.
Источник: Цуканова М. И. Техника и технология радиовещания // Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет. Учебник / Под ред. В. В. Тулупова. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2008. – 320 с. С. 226–253.