Если необходимо пойти на конфронтацию
Как всем нам известно, люди сильно отличаются друг от друга по своему умению воспринимать неприятную информацию. Однако в повседневных контекстах работы, взаимоотношений, отдыха, семейной жизни и т. д. неизбежно возникают ситуации, когда нам необходимо сообщить людям нечто, что им может не понравиться или не показаться «позитивным» и оправданным. Сообщение подобных неприятных вещей обычно подпадает под такое определение, как конфронтация, порицание, выговор, «разговор начистоту» и т. д. Причем очень сильное негативное воздействие оказывает даже мысль о встрече или коммуникации с кем-то «лицом к лицу» (буквальное значение понятия «конфронтация»). У большинства людей сама идея о сообщении чего-то неприятного связана с рядом очень интенсивных и неприятных мыслей и эмоций.
Предположим, что какой-то служащий регулярно сдает некачественную работу. Предположим, что работник не выполняет свою часть задания, которое дается его бригаде. Допустим, ваш супруг, знакомый или ребенок постоянно не справляется с какой-то обязанностью. Как нам определить наилучший способ преподнесения этой информации, так чтобы человек мог ее услышать? Как нам сконструировать коммуникацию таким образом, чтобы она соответствовала метапрограммам человека?
В любом случае нам необходимо подстроиться под метапрограммы человека, с тем чтобы он мог обработать и понять содержание того, о чем мы говорим. Однако перед тем как мы подстроимся под его операционную систему и паттерны мышления, нам необходимо удостовериться, что он способен услышать информацию, не относя все на свой счет. Особую важность в этом плане приобретают метапрограммы № 41-45 и № 49.
1. Проверка самооценки. Действует ли человек исходя из условной или безусловной самооценки? Если из безусловной, у вас не будет трудностей с продвижением вперед и обсуждением определенного поведения или проблемы. Вероятно, человек не будет относить все на свой счет и не станет акцентировать внимание на внутреннем «я». Говорите прямо, в доброжелательной и мягкой манере, о проблемной области.
Если человек действует исходя из условной самооценки, определите, с каким условием он связывает свою индивидуальность и свои успехи. Имеет ли оно .отношение к области, к которой вы
Глава Ю- Инженерное конструирование..._______________ 265
хотите обратиться? Если нет, начинайте свою коммуникацию, дав человеку ясно понять: то, что вы собираетесь сказать, не имеет ничего общего с ним как с личностью, а связано лишь с определенным поведением, которое вы хотели бы увидеть улучшенным или измененным.
Если предмет, который вы хотите затронуть вместе с человеком, включает в себя одно из тех самых условий, которые он использует для самооценки, тогда вы должны продолжать с большой осторожностью. В этом случае вам понадобится многократно подтвердить личную состоятельность человека. Почему? Потому что если человек использует эту область для обоснования и подтверждения своей личной состоятельности, тогда обсуждение ее означает обсуждение самого человека. А подобные действия, скорее всего, приведут его в состояние нападения/бегства (№ 13).
Вы хотите избежать контакта с пассивным или агрессивным человеком? Тогда не давайте людям ни малейшего основания для того, чтобы они направили в свой мозг сигнал «опасность» или «угроза». Дайте их «я» оценку, которую сами они не могут дать. Используйте многократные подтверждения и обоснования. Затем проведите вместе с ними проверку и посмотрите, готовы ли они разделить вашу озабоченность. «Я хотел бы поговорить с вами кое о чем и поделиться своими мыслями. Само собой, я могу ошибаться. Я высказываю свое мнение в надежде, что это пойдет вам на пользу. Могли бы мы поговорить об этом?»
Если вы будете мыслить стратегически, понимая, как вы относитесь к этому человеку и как он относится к вам, то сможете получить доступ к ресурсам, которые понадобятся вам для изменения ситуации, с тем чтобы человек мог слушать вас, ощущая при этом безопасность и уверенность. Избегайте мысли, что если вам есть что сказать, человеку должно хватить мужества это услышать. Весьма непродуктивное допущение!
Старайтесь помочь человеку прийти в ресурсное межличностное состояние, которое позволит ему почувствовать, что он находится в безопасности, что его уважают, что на него не нападают, что его не оскорбляют и не унижают и т. д. Иначе вы, вероятно, столкнетесь с нежелательной реакцией. Если это все-таки произойдет, вам придется решать уже две проблемы!
2. Использование диссоциации. Поскольку вы знаете, что большинство людей не способны правильно воспринимать любую форму неприятной информации, расценивая ее как «критику», «оскорбление», «придирки», «жалобы», «унижение», «конфрон-
266____ Часть III. Применение
тацию» и т. д., тогда, перед тем как вступить в контакт с челове
ком, постройте свое сообщение так, чтобы помочь ему закодиро
вать и воспроизвести диссоциирование) то, что вы собираетесь ска
зать. Используйте глаголы в прошедшем времени. Покажите же
стом, что человек хранит образы и звуки прошлого где-то в стороне
от себя. Или, еще лучше, покажите жестом, куда человек помеща
ет диссоциированные образы и звуки. Избегайте употреблять слово
«вы». «Вы» способствует отнесению на свой счет и обычно воспри
нимается большинством людей как акт нападения. Также избегайте
преувеличений в любой форме: «Вы постоянно все путаете...», «Вы
никогда не являетесь вовремя...» s^a-
Используйте безличные формы. Вы можете начать с личности человека, а затем перейти к более отвлеченным образам: «Когда я думаю о вас, Карл, как о работнике... то обычно мысленно прокручиваю видеозапись на своем внутреннем экране и вижу этого работника (покажите жестом на воображаемый экран)... и иногда у него все складывается хорошо... и, конечно, будучи начальником, я задаюсь вопросом, как я могу помочь ему добиться большей эффективности...»
3. Доступ к ценностям человека с целью оказания помоищ. Иногда вы можете услышать, как люди говорят, что человек «должен заработать себе право на то, чтобы критиковать нас». Большинство из нас, если мы твердо знаем, что данный конкретный человек действительно нас любит, беспокоится о нас и помнит о наших интересах, могут прислушаться к таким критическим замечаниям с его стороны, какие мы не примем от кого-то другого. Поэтому очень важно присоединяться к позитивным намерениям и ценностям человека, которого мы хотим в чем-то упрекнуть. Чтобы сделать это, нам необходимо стратегически оценить, какую позитивную ценность наш упрек может иметь для данного человека. Каким образом мое замечание или неприятная информация могут послужить той или иной его позитивной ценности? И наоборот: что поддержит его движение от ценности, которой он решительно избегает?
Если мы начнем задаваться таким вопросом, мы сможем использовать тот принцип НЛП, согласно которому поведение людей обусловлено каким-то позитивным намерением, и если они увидят в коммуникации некую позитивную ценность, то, скорее всего, сумеют услышать и воспринять сказанное. Таким образом, обращение к их ценностям позволяет подстроиться под их реальность, проникнуть в их мир и помочь им стать более эффективными, продуктивными, счастливыми и т. д.
Глава 10. Инженерное конструирование..._______________________ 267