Научное управление (1885 – 1920)
Тема 1.Введение. История менеджмента.
Менеджмент это:
· Вид деятельности. Умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей (упрощенно). Для России: тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики;
· Область человеческого знания;
· Собирательное от менеджеров (категория тех, кто осуществляет работу по управлению).
Место менеджмента в системе экономических знаний.
Менеджментбазируется и тесно связан с такими дисциплинами как теория организации, общая экономическая теория, право и психология.
Теория организации исследует принципы формирования систем и их структур, процессы поведения и взаимодействия составных частей. Менеджмент обеспечивает функционирование и развитие систем в социально-экономической сфере.
Общая экономическая теория формулирует основные принципы хозяйствования в условиях рыночной экономики. Менеджмент регулирует связи и отношения на стадиях экономического кругооборота между предприятием, семьей и государством.
Право. Менеджмент основывается на действующем законодательстве, использует его при принятии управленческих решений.
Психология. Взаимодействие между руководителем и подчиненным строится с учетом особенностей человеческого фактора, межличностных отношений и поведения групп. Менеджмент учитывает эти особенности при принятии решений.
1.3 Общий менеджмент и его уровни
Общий менеджмент содержит в себе общие подходы и методы управления, приемлемых для любой сферы деятельности в социально-экономических системах, для всех уровней управления: государственного, регионального, управления предприятием и его подразделениями.
По уровням общий менеджмент разделяется на нормативный, стратегический и оперативный.
Нормативный менеджмент - включает в себя разработку принципов, норм и правил игры, направленных на обеспечение выживаемости и развития фирмы; устранение конфликтов между группами интересов. Направлен на согласование внешней и внутренней среды фирмы.
Стратегический менеджмент - решает вопросы:
1) какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность предприятие в будущем, учитывается возможные ограничения со стороны внешней среды (рынок, конкуренция и т.п.);
2) посредством какого стиля управления, в рамках каких организационных структур и с какими сотрудниками нужно активизировать потенциал предприятия и потенциал рынка;
3) с помощью какого инструментария обеспечить регулирование и контроль стратегического процесса.
Оперативный менеджмент. Осуществляет функцию непосредственного регулирования процессов создания продукта на предприятии в условиях дефицита производственных ресурсов (финансы, машины, сырье, трудовые ресурсы). Обеспечивает комбинирование затрат и результатов.
Функциональные области менеджмента
Менеджментохватывает отдельные функциональные области производства, предпринимательства и социальную средуна предприятии.Включает:
Инновационный менеджмент - управление процессами создания, распространения и применения продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности. Область НИОКР.
Финансовый менеджмент - осуществляет управление движением финансовых средств на стадиях жизненного цикла продукции: создание, рост, стабилизация, спад.
Инвестиционный менеджмент - управление процессами привлечения, рассредоточения и использования долгосрочных вложений капитала.
Производственный менеджмент - управление процессами производства продукта на предприятии, использованием ресурсов, затратами и результатами на стадиях производственного цикла и в общефирменном масштабе.
Менеджмент по персоналу - управление процессами найма, расстановки, движения, стимулирования кадров, оптимизация организационных факторов и условий труда.
Информационный менеджмент - управление информационными системами на предприятии.
Основные проблемы менеджера:
- Заблуждение, личная переоценка.
- Отсутствие способности руководить.
- Отсутствие доверия к подчинённым, отчего у подчинённых отсутствует уверенность в себе.
- Боязнь риска.
- Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства об опасности.
- Психологическая боязнь ответственности.
- Перегруженность делами.
- Лень.
- Страх критики и ошибки.
- Нет информации и необходимых ресурсов для выполнения задания.
История менеджмента
Практика управления имеет древнюю историю, но интерес к управлению как к научной дисциплине появился лишь около века назад.
Школы в управлении
Научное управление (1885 – 1920)
Возникновение современной науки управления относится к началу XX века и связывается с именем Фредерика Тэйлора. Его основные теоретические положения изложены в работах «Управление фабрикой» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912 г.).
Ф. Тэйлор главной задачей управления предприятием считал обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого работника. Ф. Тэйлор подчеркивал, что истинные интересы тех и других совпадают. Основной вклад Ф. Тэйлора в науку управления заключается в следующем:
1) он положил начало тщательному изучению трудового процесса, его отдельных операций и работ;
2) подчеркивал важность отбора и подготовки персонала для выполнения конкретных операций;
3) доказал важность справедливого вознаграждения за выполненную работу.
Сторонники данной школы - использовали научный анализ производственной деятельности для определения лучших способов выполнения задачи. Например, Фредерик Тейлор обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 8,6 кг. По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш. Френк Гилбрет изучал движения необходимые для кладки одного кирпича и предложил усовершенствованный способ, который сократил количество движений с 18 до 4,5 и повысил скорость работы в 1,5 раза.
Они рекомендовали - не пренебрегать человеческим фактором, понимали важность стимулирования работников с целью увеличения их заинтересованности и увеличения производительности труда. Стимулы: вознаграждение за продукцию, произведенную сверх нормы (нормы устанавливались реальные), небольшие перерывы в работе. Понимали важность отбора работников физически и интеллектуально соответствующих выполняемой работе, придавали большое значение обучению. Впервые признали, что управление – определенная специальность и отделили планирование и обдумывание от самой работы.