Ответственность трансфер-агентов по законодательству США
Трансфер-агент должен защищать акционеров от потери акций в результате ошибочной регистрации и не допускать фальсификации реестра. В связи с этим, прежде чем регистратор фиксирует операцию в реестре, он должен получить множество документов, удостоверяющих полномочия лица, предоставляющего передаточное распоряжение, оплату налогов и т.д[22]. Требование предоставить такое, на первый взгляд, чрезмерное количество доказательств права собственности на акции было неоднократно подтверждено в судах как обеспечивающее защиту трансфер-агента.[23]
При внесении изменений в реестр акционеров трансфер-агент должен следить за соответствием акционерного капитала количеству выпущенных в обращение акций .
Единственными положениями ЕТК, которые налагают ответственность на трансфер-агента, являются ст. 8-404, 8-406 ЕТК. Согласно ним, если в реестре акционеров была ошибочно зарегистрирована операция, а его корректировка приведет к избыточной эмиссии, трансфер-агент должен передать пострадавшему собственнику идентичную ценную бумагу.[24]
Раздел 8-401 ЕТК устанавливает, что если передаточное распоряжение оформлено должным образом трансфер-агент обязан зарегистрировать смену собственника акций и не несет ответственности за ущерб, нанесенный сделкой третьим лицам.
Кодекс оставляет открытым вопрос ответственности за регистрацию заведомо неправомерных сделок, но ст. 8-401 и 8-403 указывают на то, что сделка должна быть зарегистрирована, если отсутствует “претендент на право собственности”, иными словами лица, утверждающие, что именно они, а не тот, кто представляет передаточное распоряжение, является собственником акций.
В некоторых случаях трансфер-агент может отказать в регистрации сделок или отложить ее по требованию третьего лица ее до тех пор, пока судебным решением не будет подтверждено, что лицо, по указанию которого было представлено передаточное распоряжение, является собственником акций[25]. Для того, чтобы регистрацию операции можно было отложить, должна быть веская причина сомневаться, что она является законной. Что в данном случае нужно считать веской причиной суд решает в каждом конкретном случае[26].
Если же существуют основания сомневаться в добросовестности сторон, на трансфер-агента налагается обязанность удостовериться в законности регистрируемой сделки (ст. 8-403 ЕТК).
Ст. 1-201 ЕТК гласит: “Предупреждение или уведомление, полученные организацией, имеют силу с момента, когда они могли быть получены лицом, заключающим сделку, если бы оно проявило должное внимание.”
Даже если данная обязанность была исполнена трансфер-агентом, в каждом конкретном случае будут решаться такие вопросы, как то должен ли трансфер-агент регистрировать сделку и будет ли он освобожден от ответственности данным положением ЕТК.
Эта статья имеет особое значение еще и потому, что, как мы отметили выше, большинство трансфер-агентов в США являются банками, которые подразделяются на многочисленные департаменты, вынужденные взаимодействовать между собой. Рассмотрим пример. Предположим, лицо имеет счет в банке и некое количество акций, трансфер-агентом которого является тот же банк. Если лицо умрет, банк получит уведомление о том, что необходимо предпринять соответствующие меры касательно его вклада. Напомню, что акции в США регистрируются не непосредственно лицом, а через брокера. Функции трансфер-агента исполняет трастовый отдел, когда как за вклады отвечает торговый департамент. Как правило, несмотря на то что банк получил уведомление о смерти акционера, отделы не всегда напрямую скоординированы между собой.
Если банк зарегистрирует сделку с акциями умершего, то он так трансфер-агент должен будет нести ответственность за утрату акций по ст. 1-201 ЕТК, потому что не проявил должного внимания и принял передаточное распоряжение с заведомо сфальсифицированной подписью. На практике такое случается редко, однако этот пример наглядно демонстрирует условия наложения ответственности на трансфер-агента.
Итак, в США в случае, если трансфер-агент по ошибке зарегистрировал операцию в реестре, а их возврат собственнику приведет к избыточной эмиссии, трансфер-агент должен представить акционеру идентичное количество равноценных акций. Это решение проблемы выбытия акций из законного владения коренным образом отличается от российского. В России большинство инвесторов концентрируют акции в одном бизнесе, они заинтересованы в возврате акций в натуре, в противном случае они потеряют корпоративные права в отношении эмитента и долю в определенном бизнесе.
Аналогичная норма была введена у нас недавно (ст. 149.3 ГК РФ) и может применяться лишь по требованию акционера, права которого были нарушены.
Трансфер-агент регистрирует сделки в реестре при предоставлении ему правильно оформленного передаточного распоряжения и не несет ответственности за неправомерные сделки за исключением случаев, когда присутствует лицо, заявляющее о праве собственности на акции. Вопрос о том, должна ли спорная сделка быть зарегистрирована, решается в суде.