Применение мультимедиа в образовании
Мультимедиа -это
· технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
· информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
· компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
· компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
· особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
В широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации. Интерактивность — это способность информационно-коммуникационной системы, без участия человека, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя.
Различают три основных типа интерактивности, используемых образовательными мультимедиа-средствами:
· реактивное взаимодействие: учащиеся проявляют ответную реакцию на представляемые им ситуации. Последовательность заданий жестко фиксирована и возможности управления мультимедиа-программой незначительны;
· активное взаимодействие: учащиеся контролируют мультимедиа-ресурс. Школьники сами решают, в каком порядке выполнять задания, и по какому пути изучения материала следовать в рамках работы с мультимедиа- средством;
· двустороннее взаимодействие: обучаемые и мультимедиа-ресурсы способны взаимно адаптироваться друг к другу.
Интерактивность мультимедийных средств подразумевает широкий круг возможностей воздействия на процесс обучения и содержание учебных материалов со стороны пользователя, в числе которых:
· манипулирование экранными объектами;
· линейная навигация - скроллинг в рамках экрана;
· иерархическая навигация - выбор содержательных подразделов с помощью иерархически организованной системы меню;
· функция интерактивной справки, наиболее распространена контекстно-зависимая справка;
· взаимодействие с пользователем, когда средство обладает возможностью ответа на запросы и действия пользователей;
· конструктивное взаимодействие, когда мультимедийное средство предоставляет возможность создания или конфигурирования экранных объектов;
· рефлективное взаимодействие, когда мультимедийное средство учитывает действия пользователя для последующего анализа
· симулятивная интерактивность в том случае, когда экранные объекты связаны друг с другом и взаимодействуют таким образом, что настройка этих объектов определяет их "поведение";
· неуглубленная контекстная интерактивность, благодаря которой учащийся вовлекается в различные виды деятельности, имеющие неявное дидактическое значение;
· углубленная контекстная интерактивность, сводимая к специфике функционирования систем виртуальной реальности.
Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных более выразительных, чем текст формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:
- изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
- звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
- видео, сложные видеоэффекты;
- анимации и анимационное имитирование.
Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
· "манипулирование" (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;
· контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;
· деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
· дискретная подача аудиовизуальной информации;
· тонирование изображения;
· фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения "под лупой";
· многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть;
· демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени.