Что говорят перед смертью

Одним из уроков моего богатого отца был урок о работе и об отдыхе со своей семьей. Он говорил по этому поводу: "Я не знаю ни одного человека, который бы на смертном одре пожалел о том, что он слишком мало времени провел на работе. Обычно люди жалели о том малом количестве времени, которое они смогли провести с семьей, друзьями, близкими людьми". Если это важ­нее, то почему бы, когда у вас еще есть время распланировать свою жизнь так, чтобы в максимальной мере насладиться теми мгновениями ее, которые приносят человеку истинную радость.

Моему другу помогло

Я вспоминаю одного моего школьного друга - архитектора, с которым мы встретились и он пожаловался на чрезмерную рабо­ту и отсутствие радости в жизни. Он только что поправился по­сле приступа язвенной болезни и вновь работал по 60 часов в не­делю. Он жаловался, что у него не хватает времени на то, чтобы больше быть с женой и детьми.

Я предложил ему отдыхать в конце недели, отправившись вместе с семьей с середины пятницы на берег озера Тахо. Там он снял небольшой домик, в котором он и его семья стали прово­дить каждый конец недели в течение лета.

Не удивительно, что он снова влюбился в свою жену, позна­комился со своими детьми, а его здоровье восстановилось. Так как он понял, что не сможет компенсировать свою низкую про­изводительность труда за счет увеличения продолжительности рабочего времени, он стал делать самые важные дела в течение того времени, которое имелось в его распоряжении. Фактически он стал делать больше, чем когда работал по 60 часов в неделю, хотя он сократил рабочую неделю на 15 часов.

В качестве награды он получил много оригинальных идей, ко­торые пришли ему в голову, когда он отдыхал на берегу озера. Единственное, от чего он отказался, это от приготовления чер­тежей, которые он сам добровольно навязал себе, когда работал по 60 часов в неделю. Теперь он поручил готовить чертежи чер­тежнику.

Можете ли вы работать эффективно, если вы слишком устали от чрезмерно долгой работы? Вероятно, нет. Может быть лучше будет пораньше закончить работу, отдохнуть во второй половине дня и вернуться к работе на следующий день, чтобы выполнить вдвое больше.

Можно сделать больше, ничего не делая

Я думаю, что если вы сумеете так распланировать свои дела, что найдете время для того, чтобы расслабиться и "ничего не де­лать", вы сделаете гораздо больше и к тому же получите массу удовольствия.

Я хорошо помню авиационного инженера, с которым мы слу­жили вместе в Военно-Морских Силах. Он понятия не имел о том, что значит "ничего не делать". Каждая минута его жизни была заполнена интенсивной деятельностью. У него было распи­сание для занятий физкультурой и спортом, в котором нашлось место для лыж и хоккея, водных лыж и тенниса. У него была подруга, которая сопровождала его в этих занятиях, хотя она предпочла бы порой просто посидеть у костра и расслабиться. Как и многие люди, он испытывал потребность все время что-нибудь делать. Ему казалось, что "ничегонеделанье" - это пустая трата времени. Когда он "расслаблялся у костра", он на самом деле читал журнал "Сайентифик Америкэн", или играл в бридж. Даже его любовные занятия подчинялись жесткому расписанию.

Мы встретились с ним, когда он был уже в отставке, он про­читал мои книги, позвонил мне и мы провели отличный ланч. Он нашел себе работу после службы, но по-прежнему оставался че­ловеком, чья жизнь была подчинена жесткому расписанию.

Ради эксперимента я предложил ему "растратить" пять минут, использовав их не на "активные занятия", а расслабиться, тихо посидеть и немного помечтать. Когда он, в конце концов, при­знал, что в глубине души отвергал отдых, как пустую трату вре­мени, он начал более критично оценивать свои прежние воззре­ния.

Равновесие даст больше преимуществ

Как только он признал, что отдых - это хороший способ ис­пользования времени, он перестал навязывать себе постоянную активность и начал получать удовольствие от "ничегонеделанья". Раньше он был так занят, что у него не было времени для радостей жизни. Когда я увидел его через три года, он по-прежнему следо­вал активному расписанию, но теперь он мог уравновесить его с периодами расслабления. Поэтому, когда он приходил на работу в понедельник, он уже не был измотан физически тяжелыми и напряженными выходными днями, а выглядел отдохнувшим.

По-моему, ничто не может быть абсолютной растратой вре­мени, включая "ничегонеделанье".

Крайности не всегда хороши

Разумеется, все можно довести до крайности, и я хорошо помню одного своего однокашника по колледжу, которого при­шлось выводить из состояния полнейшего безразличия к любой деятельности. Он несколько раз кряду терял работу, его попытки начать собственное дело также не увенчались успехом.

Он вновь ожил лишь после того, как мы посидели с ним, раз­бирая его неоплаченные счета, и я сумел объяснить ему, что пройдет совсем немного дней, и он окажется в большой беде.

Уменьшить давление

Иногда приобрести больше свободного времени можно, лишь резко сократив давление работы на человека. Если ваши попыт­ки снять напряжение не приводят к успеху, вы должны осущест­вить некоторые перемены в вашем положении.

Руководитель финансового отдела в большом магазине, кото­рый консультировался у меня по поводу инвестирования, расска­зывал, что в течение двух лет постоянно работал сверхурочно. Он никак не мог заставить своего начальника нанять для него помощника, Наконец, он решил, что ждать нечего, и ушел рабо­тать в другую фирму, в которой ему не приходилось работать по 80 часов в неделю. Теперь он смог больше проводить время со своей семьей.

Главный бухгалтер в этой же фирме решил аналогичную про­блему перегрузок, начав делать ровно столько, сколько он может за 40 часов в неделю и не беспокоился о недоделанном. Его ре­шение было более успешным: когда начальник понял, что работа не делается, он нанял для него помощника. Руководитель финан­сового отдела мог бы разрешить свою проблему с начальником аналогичным образом, ответив своим молчаливым саботажем на упрямство начальника. Таким образом, он смог бы избежать двух лет мучений.

Наши рекомендации