Появление «электронных» газет и журналов в Интернете свидетельствует лишь о начале осуществления глобального проекта переноса в эту сеть средств массовой информации

15. Система современных зарубежных СМИ: понятие, типы и национальные особенности. Системы СМИ в развитых странах: общая характеристика.

Средства массовой информации стран Европы и Америки в своем практическом функционировании, несмотря на «западную» культурную ориентацию, включают в себя два ярко выраженные направления: так называемое европейско-континентальное и «островное», охватывающее СМИ Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Это имеет свои исторические корни, но наиболее ярко разница в этих направлениях проявилась в XIX–XX веках.

Первоначально и на континенте, и в Англии журналистика развивалась в традициях персонального журнализма, когда были наиболее востребованы качества писателя, публициста: основоположниками английской журналистики считаются Джонатан Свифт, Даниэль Дефо, Ричард Стиль. Но развитие средств массовой информации, разные политические условия привели к возникновению существенных различий.

СМИ континентальной Европы и СМИ Великобритании развивались в политическом пространстве разных правовых систем – романо-германской на континенте и общего права в Великобритании, но здесь не последнюю роль сыграло и взаимовлияние Англии и США, когда после «коммерческой революции» в газетной прессе 1830-х – 1840-х годов началась перестройка содержания газет.

Если в европейско-континентальной журналистике предпочтение отдавалось «мнению», точке зрения автора, то в «островной» журналистике все большее и большее значение приобретал «факт», т.е. предельно отстраненное сообщение посредством прессы общественно значимой новости.

Это различие привело к более серьезным последствиям. Скажем, в Германии, Франции или России работники прессы были озабочены прежде всего эффективностью журналистского воздействия на аудиторию, что в свою очередь требовало серьезной разработки теории жанров, двигало вперед методические приемы диалога и полемики. В США и Великобритании главным стала оперативность, умение «добыть факты». Остановимся на некоторых особенностях американо-британского подхода к функционированию СМИ.

Схема ганнетовских газет «Ньюс-2000» в особых комментариях не нуждается: она соответствует основным требованиям теории коммуникации. Острие пирамиды нацелено на желаемые изменения в обществе, а основание покоится на центральных общественных интересах. Все остальные элементы призваны обеспечить проведение в жизнь желаемых изменений.

Как видим, предлагаемая модель одновременно смыкается и с теорией манипулирования общественным мнением, поскольку учитывает все факторы, влияющие на умонастроения, чувства, эмоции аудитории.

Конечно, модель ганнетовских газет рассчитана, прежде всего, на американскую аудиторию, но она вполне применима и в других странах при определенной модификации.

В США длительное время шли споры относительно самой сути журналистики. Упоминавшийся ранее доклад комиссии Роберта М. Хатчинса под названием «Свободная и ответственная пресса» стал главным источником регулятивной идеи, оказавшей огромное влияние на теорию и практику журналистики разных стран. Комиссия предложила решить проблему путем принятия ряда мер, которые защищали бы общественность более надежно, чем существующие законы. Для этого были выработаны пять норм деятельности, требуемых от свободной и ответственной прессы:

· обеспечивать «правдивый и всесторонний отчет о событиях дня в контексте, который сделал бы их значимыми»;

· служить «форумом для обмена комментариями и критикой»;

· давать «представительную картину групп, составляющих общество»;

· представлять и разъяснять «цели и ценности общества»;

· обеспечивать «полный доступ к информации дня».

Комиссия, в частности, отметила, что журналистика не является самостоятельной профессией, поскольку каждый грамотный человек может писать в газету, а индивид, переставший поставлять свои материалы в прессу, перестает быть журналистом.

Американский опыт государственного регулирования прессы продемонстрировал, что любые формы вмешательства власти в деятельность средств массовой информации, какими бы благими намерениями они ни были продиктованы, губительны для свободы информации. Социальная ответственность журналистики – это область саморегулирования, но никак не государственного регулирования.

Европейско-континентальный опыт более разнообразен, поскольку форм собственности СМИ здесь представлено больше, чем, скажем, в Америке. Во многих странах очень сильны позиции государства в СМИ; вместе с тем, очень многое делается для обеспечения подлинной свободы слова и свободы печати.

Так, двадцать первая очередная сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы (23 января 1970 года) приняла «Декларацию о средствах массовой информации и правах человека», в которой меры по обеспечению ответственности печати и других средств массовой информации описаны в особом разделе. Для того чтобы журналисты выполняли свои функции с чувством ответственности перед обществом и отдельными гражданами, предлагается предусмотреть налаживание профессиональной подготовки журналистов, принятие кодексов профессиональной этики, а также создание советов по печати, которые были бы правомочны принимать меры по осуществлению самоконтроля.

Новейшие тенденции как в американских, так и в европейских СМИ характеризуются прежде всего переносом деловой и оперативной информации в компьютерные сети, увеличением удельного веса анализа, комментария и прогноза, переносом центра тяжести на персональную журналистику (что выражено в количественном увеличении числа подписанных материалов и авторских программ на радио и телевидении), изменением отношения к жанровым особенностям прессы.

16. Современное состояние и типология периодической печати.

17. Современное состояние и типология радиовещания.

18. Современное состояние и типология телевидения. Общественное телевидение.(Великобритания)

19. Анализ состояния современных СМИ США.

20. Анализ состояния современных СМИ Великобритании.

21. Анализ состояния современных СМИ Германии.

22. Анализ состояния современных СМИ Франции.

23. Анализ состояния современных СМИ Китая (или Японии).

Поскольку политика модернизации и открытости предполагает интенсификацию международного информационного обмена, наиболее важно рассмотреть новые тенденции в развитии внешнепропагандистского комплекса страны. В систему информационных служб для зарубежной аудитории входят телеграфные агентства, теле- и радиостанции, газеты и журналы, издательства, студии аудио- и видеопродукции, электронно-информационные сети (в том числе и Интернет).

Китайские средства массовой информации давно выпускают печатную продукцию, теле- и радиопрограммы на иностранных языках. Они, как могли убедиться многие за рубежом, являются важными и достоверными источниками сведений о Китае.

В последние годы все полнее выявляется превосходство новых средств массовой информации и коммуникации во внешнеполитической пропаганде и международном информационном обмене над традиционными СМИ.

Телевидение стало использоваться в китайской внешнеполитической пропаганде довольно поздно, тем не менее, оно получило стремительное развитие. В 1991 году при Центральном телевидении был учрежден телевизионный центр для зарубежья, который, арендовав спутник «Эйшн-1», ретранслировал программы первого канала Центрального телевидения для районов Сянган, Аомэн и Тайвань. С 1992 году Центральное телевидение ведет передачу программ через спутники связи, программы его 4-го канала могут принимать более 80 стран и районов мира.

Китайская Народная Республика активно развертывает международный обмен и сотрудничество с другими странами в области телевидения, радиовещания, в выпуске периодических изданий.

Важное место по-прежнему занимает периодическая печать. Газета «Чайна дейли» на английском языке является общекитайским изданием. Газета «Жэньминь жибао» начала издаваться в зарубежном варианте на английском языке с 1 июля 1985 года, ныне она распространяется в 80 странах мира. Ежемесячник «Тайшэн» («Голос тайваньских соотечественников») впервые увидел свет в январе 1983 года и, как видно из названия, рассчитан на соотечественников, проживающих на Тайване. Ежемесячник «Хуашэн юебао» («Голос китайских эмигрантов») начал выпускаться в апреле 1995 года и пользуется хорошей репутацией среди китайцев.

Многие из этих изданий имеют свои сайты в сети Интернет, некоторые распространяются на компакт-дисках, что позволяет обеспечить ознакомление читателей зарубежных библиотек и всех заинтересованных лиц с их содержанием, не прибегая к «бумажному» варианту.

Длительное время в Китае не придавали значения Интернету как средству коммуникации, однако бурное развитие информационных технологий и появление целого сектора новых услуг, базирующихся на Интернет-коммуникациях, заставили китайское руководство приступить к формированию собственной научной и технологической базы для создания Интернет-приложений.

Отдавая дань популярности Интернета и интерактивных технологий в мире, КНР успешно внедряет систему так называемых инфопортов. По существу, это зоны специального таможенного и налогового регулирования, ориентированные на приоритетное развитие интерактивных технологий, электронной коммерции и информатики. Самые знаменитые – шанхайский, тяньцзиньский и пекинский.

В китайской ветви сети Интернет запрещены любые политические публикации, кроме полностью согласующихся с генеральной линией КПК. Закрыт доступ к западным средствам массовой информации. Политически некорректные, с точки зрения властей, высказывания, можно обнаружить либо в чатах, либо на досках объявлений, в форумах и прочих остаточных проявлениях интерактивности.

В число сотрудников, поддерживающих крупные сайты, в последнее время входят модераторы, которые обязаны уничтожать рискованные политические комментарии, нецензурные выражения и прочие неполиткорректные высказывания в гостевых книгах, чатах, форумах и т.д. Модерирование китайских интерактивных проектов становится повальным.

24. Анализ состояния СМИ современных арабских стран (в целом, примеры – на выбор).

Используя средства массовой информации в качестве действенного инструмента формирования общественного мнения и влияния на идеологическую обстановку в стране, руководство арабских государств достаточно эффективно решает задачи по сохранению идейно-политических основ своей власти, поддержанию атмосферы лояльности и общественного согласия. В информационно-пропагандистской работе правящий режим арабских государств использует два канала передачи информации.Первый – официальная пресса, а также различные правительственные или близкие к ним издательства.Второй составляют так называемые исламские средства массовой информации. Религиозные круги обладают мощным аппаратом пропаганды, оснащенным с учетом последних достижений в области науки и техники. В их распоряжении газеты и журналы, а также радиостанции («Радио Мекки», радио му-сульманского университета в Медине, радиостанция организации «Исламское спасение»).Зависимость некоторых арабских стран от США, Англии, Франции наносит отпечаток и на материалы газет и журналов. Журналисты арабо-язычных информационных агентств проходят подготовку или стажировку в этих странах и, соответственно, у них формируется прозападное мышление и видение некоторых событий в свете политики этих государств. Кроме того, в слаборазвитых арабских странах СМИ (Мали Джибути, Иордания, Йемен) периодическая печать финансируется за счет иностранного капитала, который и диктует свои условия подбора материала. Вместе с тем все более заметной становится активность богатых арабские государств в деле оказания помощи своим братьям-мусульманам обрести полную независимость.

Особое место в арабском регионе занимает и женская пресса. Здесь она стала развиваться значительно позже, чем в европейских странах. В Египте и Ливане в конце XIX - начале XX вв. появились первые женские издания на арабском языке. В настоящий момент в государствах ЛАГ издается порядка 150 журналов для женщин. Это разные по своему профессиональному уровню и качеству, а также по типу издания (журналы «Захрат аль-Халидж» («Цветок залива»), «Хава» («Ева») и «Анхар» («Ручьи»).Государственная власть и ведущие политические организации многих арабских стран не проявляют должных усилий для устранения сохраняющегося социального и бытового неравенства между женщинами и мужчинами. Если в таких арабских странах, как Египет или Ливан идет процесс увеличения женской занятости в производстве, их активного участия в общественно-политической и социально-экономической жизни, то в Йемене, Алжире, Судане положение женщин, напротив, ухудшается.

Телевидению пришлось преодолеть значительное сопротивление исламских фундаменталистов, чтобы начать развиваться. Среди телепередач преобладают религиозные программы, но существуют и программы культурные, а также детские (одна из которых называется «Передача для молодых мусульман»). Есть и новости, которые, как правило, подаются в следующей последовательности: события в стране, деятельность правительства, официальные визиты, встречи, прием делегаций события на Ближнем Востоке, события в мире, спорт.

Чтобы сломить на Ближнем Востоке монополию проамериканских теленовостей, альтернативой которым в арабских странах являлись закостенелые государственные телевизионно-пропагандистские компании, эмир Катара в 1996 году подхватил неудавшийся проект арабоязычного телевидения ВВС и благодаря ежегодной финансовой поддержке в объеме примерно 100 млн долларов сделал возможным создание полугосударственной телекомпании Al-Jazeera .

Вскоре западным телекомпаниям пришлось покупать эксклюзивные видеоматериалы Al-Jazeera об американских ракетных ударах в Афганистане и Багдаде. Следующими на очереди стали видеопроповеди Усамы бен Ладена. В 2002 году на небосклоне арабского телевидения появились еще две звезды: телевидение Abu Dhabi и финансируемый Саудовской Аравией телеканал Аl-Arabiya. Государственные телеканалы тоже подтянулись в плане технологий истилистики, а после свержения Саддама Хусейна телекомпании стали усиленно развиваться и в Ираке. К настоящему времени количество разного рода арабских телеканалов приближается к 200. На фоне этого хора и в противовес ему американское правительство весной 2004 года было вынуждено запустить свой арабоязычный официальный канал al-Hurra, распространяющий западную точку зрения на положение на Ближнем Востоке.

Современные многочисленные арабские спутниковые компании рекомендуют зрителям, как правило, следующие телеканалы:

- «Аль-Джазиру» - новости, политические и экономические обозрения, комментарии о событиях в мире;

- документальный катарский канал «Аль-Джазира-л-уасаикиййа» - научно-популярные фильмы;

- детский катарский канал «аль-Джазира ли-л-атфал» - детские передачи, игры, мультфильмы;

- египетский канал «Аль-Мисриййа» - новости, фильмы, научно-популярные передачи и многое другое о Египте;

- канал Суданского телевидения «ас-Судан», демонстрирующи африканские пейзажи.

Египед

В настоящее время в Египте издается свыше 300 различных периодических названий газет и журналов, в том числе 40 газет, из них 17 – ежедневные. В Конституции Арабской Республики Египет 1971 г. декларирована абсолютная свобода печати, но фактически власти осуществляют контроль за деятельностью прессы.

Издание «Аль-Ахрам» («Пирамиды»), является наиболее влиятельной газетой в Египте, выходит на 16 полосах, из которых 3-4 отводятся для объявлений и рекламы. Публикует материалы по всем аспектам общественно-политической, культурной и экономической жизни в Египте, арабском мире и по международным проблемам в целом, предоставляет свои страницы для публикаций видных политических деятелей, писателей, журналистов различного толка. Газета активно распространяется в арабских странах, а также среди арабов в странах США и Великобри-тании.

«Роз эль-Юсеф» – общественно-политический и литературный еженедельник. Это один из наиболее популярных журналов в Египте и во всем арабском мире. Традицией журнала всегда была и остается критика правительства, с ним сотрудничают прогрессивные публицисты. То же издательство выпускает журналы «Сабах Аль-Хайр» («Доброе утро») и «Аль-Китабу Аз-Захаби» («Золотая книга»), удовлетворяющие потребности интеллигенции в статьях по культурной тематике.

«Аль-Ахали» («Люди») – еженедельная газета, является рупором Национал-прогрессивной (левой) партии. Пользуется большой популярностью среди широких слоев населения благодаря серьезному, аналитическому характеру публикуемых материалов. Газета выступает в защиту завоеваний Июльской революции 1952 г., популяризирует выдвинутые президентом Г.А. Насером идеи. Критикует политику сепаратных сделок с Израилем, выступает за самостоятельный внешнеполитический курс страны. Высказывается в пользу развития сотрудничества с Россией, другими арабскими странами, публикует критические материалы по различным аспектам общественно-политической и экономической жизни.

Наши рекомендации