Что такое образная память?

К ЖЕЛАЮЩИМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ

У Вас появилось желание развить свои творческие возможности, выучить иностранный язык за два-три месяца. Это очень хорошо! Важно регулярно заниматься 1,5-2 часа в день и уже на третьем-четвертом занятии Вы заметите, что после занятий голова становится, свежей, ясной, возникает ощущение, будто Вы погуляли в лесу и хорошо отдохнули. Эффект достигается за счет уменьшения "мозговых шумов", т.е. беспорядочно роящихся мыслей, которые и создают этот шум. Методика занятий - "игр" проста. Важно с большим интересом играть в предложенные игры. Осваивать методику можно так:

1. Идти по программе, строго выполняя все рекомендации.

2. Идти по программе, осваивая упражнение до минимального, с Вашей точки зрения, уровня. После этого в случае, если есть желание совершенствоваться далее, тестируйте себя и, исходя из данных теста, работайте над каждым разделом.

3. Начинайте занятия прямо с раздела "Запоминание иностранных слов", параллельно проходя курс по первому или второму варианту.

Учтите, что в рекламе мы называем приблизительный результат. Не устанавливайте себе барьер из какого-то определенного результата. Гораздо чаще в те же сроки занимающиеся показывают результат значительно выше. Чем чаще, продолжительнее, с большим желанием будут проходить занятия, тем выше результат.

Выполнение рекомендаций по переходу к следующему разделу желательно, но не обязательно. Важно, чтобы Вы ощутили смысл тренировки запоминания и ее динамику (запоминание производится всеми пятью органами чувств в состоянии безмыслия).

Занимаясь по данной методике, Вы будете пробуждать способности, которые имеют дети от рождения, а потом утрачивают, и будете учиться пользоваться ими. Соответственно, чем старше человек, тем сложнее и дольше будут проходить тренировки.

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................................................................... 4

1. Что такое образная память?....................................................................................................................................................... 4

2. Что дает нам образная память?.................................................................................................................................................. 4

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ................................................................................................................................................................. 6

Тестирование памяти...................................................................................................................................................................... 6

Тест 1. Попросите, чтобы вам прочитали 20 слов с паузой в 10-15 сек................................................................................. 6

Тест 2. Аналогично, только вместо слов - цифры:.................................................................................................................. 6

Тест 3. Тестирование уровня яркости образов......................................................................................................................... 6

РАЗДЕЛ 1. Развитие зрительного воображения.......................................................................................................................... 6

Упражнение 1.1. Тренировка ритма внимания......................................................................................................................... 6

Упражнение 1.2. Запечатление - стирание................................................................................................................................. 7

Упражнение 1.3. Запечатление - удержание.............................................................................................................................. 7

Упражнение 1.4. Остановись мгновение................................................................................................................................... 7

Упражнение 1.5. Мгновенное фото........................................................................................................................................... 8

Упражнение 1.6. Живая фотография........................................................................................................................................ 8

Упражнение 1.7. Манипуляция "фотографией"....................................................................................................................... 8

Упражнение 1.8. Фигуры........................................................................................................................................................... 8

Упражнение 1.9. Умение видеть главное и особенности......................................................................................................... 8

Упражнение 1.10. Обработка состояния "пустоты" в голове и яркости воображения......................................................... 8

Упражнение 1.11. Запоминание слов......................................................................................................................................... 9

Упражнение 1.12. Связка слов через сокращение образов (метод запоминания)................................................................. 9

Упражнение 1.13. Оживление (метод запоминания).............................................................................................................. 10

Упражнение 1.14. Взаимодействие с образами (метод запоминания).................................................................................. 10

Упражнение 1.15. "Перетекание"............................................................................................................................................. 10

Упражнение 1.16. Метод Цицерона......................................................................................................................................... 10

РАЗДЕЛ 2. Развитие тактильного воображения........................................................................................................................ 10

Упражнение 2.1. Движение...................................................................................................................................................... 11

Упражнение 2.2. Прикосновение............................................................................................................................................. 11

Упражнение 2.3. Письмо.......................................................................................................................................................... 11

Упражнение 2.4. Удары............................................................................................................................................................ 11

Упражнение 2.5. Синхронизация тактильного и зрительного восприятия.......................................................................... 11

Упражнение 2.6. Изменение тактильных ощущений............................................................................................................. 12

РАЗДЕЛ 3. Развитие слухового воображения............................................................................................................................ 12

Упражнение 3.1. Тренировка слуховых ощущений............................................................................................................... 12

Упражнение 3.2. Изменение слуховых ощущений................................................................................................................. 12

Упражнение 3.3. Соощущения................................................................................................................................................. 12

РАЗДЕЛ 4. Развитие вкусового воображения............................................................................................................................ 13

Упражнение 4.1. Тренировка вкусовых ощущений............................................................................................................... 13

Упражнение 4.2. Изменение вкуса.......................................................................................................................................... 13

РАЗДЕЛ 5. Развитие обонятельного воображения.................................................................................................................... 13

Упражнение 5.1. Тренировка обанятельных ощущений........................................................................................................ 13

Упражнение 5.2. Усовершенстование обанятельных ощущений.......................................................................................... 14

РАЗДЕЛ 6. Запоминание цифровой информации....................................................................................................................... 14

РАЗДЕЛ 7. Запоминание текстовой информации....................................................................................................................... 16

Упражнение 7.1. Запоминание текстовой информации.......................................................................................................... 16

РАЗДЕЛ 8. Совершенствование.................................................................................................................................................. 16

Упражнение 8.1. Яркость воображения.................................................................................................................................. 16

Упражнение 8.2. Предвосхищение ситуаций.......................................................................................................................... 16

РАЗДЕЛ 9. Развитие непроизвольных навыков запоминания.................................................................................................. 16

Упражнение 9.1. Тренировка непроизвольных навыков запоминания................................................................................ 17

Упражнение 9.2. “Растворение” в информации...................................................................................................................... 17

РАЗДЕЛ 10. Работа с подсознанием............................................................................................................................................ 17

Упражнение 10.1. Руки............................................................................................................................................................. 17

Упражнение 10.2. Тело............................................................................................................................................................. 17

Упражнение 10.3. Пальцы........................................................................................................................................................ 17

Упражнение 10.4. "Трактор" для пальцев............................................................................................................................... 18

Упражнение 10.5. Замок........................................................................................................................................................... 18

Упражнение 10.6. Проработка век.......................................................................................................................................... 18

РАЗДЕЛ 11. Сброс внутренних зажимов.................................................................................................................................... 18

Упражнение 11.1. Динамическое расслабление...................................................................................................................... 18

Упражнение 11.2. Идеальное состояние для запоминания.................................................................................................... 19

РАЗДЕЛ 12. Запоминание иностранных слов............................................................................................................................. 19

ОБЩИЕ ПРАВИЛА:............................................................................................................................................................... 19

Техника запоминания............................................................................................................................................................... 20

ПОВТОРЕНИЕ............................................................................................................................................................................. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................................................ 21


ВВЕДЕНИЕ

Что такое образная память?

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть, и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. "Ну, допустим, - скажут скептики, - хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти - абстрактной, словесной. В совсем иных условиях. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов сложнейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти - мнемотехника?"

Ну что можно на это ответить? Древние говорили: "Мысль изреченная есть ложь". Каждому знакомо состояние озарения, когда кажется, что понимаешь все до таких глубин..., твоей мысли доступно все..., такая резкость и ясность воображения... И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь это в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом - подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны. Сны всем снятся, а это ведь внутреннее произведение искусства. А уже к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшилась память - надо все время специально учиться и тренироваться: для того чтобы учиться - нужна память. Учтите, что вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией - большей частью ненужной - и возможность запоминать новое резко падает. А вместе с ней уходят все бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то, что у него осталось.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, буквы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный малым запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление - это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д.

Наши рекомендации