Служба распространения

Организация распространения периодического издания требует создания в его редакции специальной службы. Обычно это отдел распространения,которому подчинена редакционная экспедиция.Эту службу возглавляет менеджер по распространению– специалист, знающий все стороны и направления этой сферы редакционной деятельности.

Величина и структура службы распространения определяются типом издания, периодичностью его выпуска, тиражом и методами распространения номера, а также разумеется, квалификацией работников службы. В редакции небольшой местной газеты распространением может заниматься всего один сотрудник-универсал. Ему приходится формировать вокруг себя нештатный актив, членов которого материально стимулируют, заключив с ними договоры. В службе же распространения еженедельника «Аргументы и факты» (АО «АиФ») более двухсот работников.

Организация работы службы распространения основана на разделении труда, разграничении функций и направлений деятельности. В редакции газеты «Московская правда» распространением занимались всего четыре человека. Кроме руководителя отдела, решающего общие вопросы, один из его работников отвечает за розничную продажу газеты, в том числе в нескольких редакционных киосках. Второй организует подписку на газету через Моспочтамт и районные агентства Роспечати. Третий занимается альтернативной подпиской. Кроме того, несколько сотрудников экспедиции оформляют подписку читателям, пришедшим в редакцию, и продают газету оптовикам и частным распространителям.

Редакции нескольких крупных изданий преобразовали свои службы распространения в коммерческие агентства, деятельность которых охватывает обширные регионы. Такие агентства – акционерные общества работают, например, при редакциях «Комсомольской правды» и еженедельника «Аргументы и факты». Ряд московских изданий посчитали удобным для себя перепоручить их распространение этим фирмам-посредникам, оплачивая их услуги. Это оказалось для них дешевле организации своей службы распространения. Так, «Литературная газета» объявила агентство «АиФ» своим официальным дилером – представителем по распространению в России и за ее рубежами.

Деятельность службы распространения проходит по плану, который разрабатывает ее коллектив. Она находится под постоянным наблюдением руководителей редакции, прежде всего редакционного менеджера – члена редколлегии.

Резюме

Распространение периодического издания – последний, завершающий этап процесса его подготовки и выпуска. Он итожит всю работу редакционного коллектива. Успех распространения зависит от его стратегии и тактики. Стратегия распространения означает определение его целей и путей ее достижения. Важнейшая цель распространения – полная реализация тиража издания и получение редакцией наибольшего дохода, увеличение влияния издания. Тактика распространения – выбор методов его распространения и определение в соответствии с этим структуры тиража издания.

В России сейчас используют четыре основных метода распространения периодических изданий: подписка, продажа издания в розницу, оптовая продажа тиража и бесплатная доставка издания. Возникают новые методы распространения, связанные с использованием достижений науки и техники, в частности сети Интернет.

Каждый из методов распространения имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Подписка до недавнего времени была основным методом распространения периодических изданий в России. Но постепенно она уступает свои позиции рознице. Последняя гибче подписки, позволяет использовать множество различных форм и приемов продажи издания читателям – в газетных киосках, на лотках, частными распространителями и др.

Возросло значение оптовой продажи тиражей периодических изданий. Множество газет и журналов, в том числе бесплатных, распространяются методом бесплатной доставки. Возникновение сети Интернет раскрывает перспективы кардинального преобразования всей системы распространения журналистской информации, производимой всеми СМИ.

Организация распространения периодических изданий требует создания редакционной службы распространения. Обычно это отдел распространения и подчиненная ему экспедиция, которыми руководит менеджер по распространению. Работа этой службы основана на разделении труда, функций и обязанностей ее сотрудников.

Вопросы для самопроверки

1. 1. Какую роль играет распространение периодического издания в процессе его подготовки и выпуска?

2. 2. Каковы основные цели стратегии распространения издания и важнейшие предпосылки ее успеха?

3. 3. Как стратегия распространения конкретизируется в его тактике? Каковы основные методы распространения периодических изданий?

4. 4. Каковы достоинства и недостатки подписки как метода распространения издания?

5. 5. Какими формами, способами и приемами подписки пользуются в редакциях?

6. 6. Что такое подписка с подкреплением? Какие виды подкрепления используют при подписке?

7. 7. Почему газетные редакции снова стремятся увеличить подписной период?

8. 8. Как готовится и проводится подписная кампания?

9. 9. Каковы достоинства и недостатки розничной продажи издания? Почему многие редакции переходят от подписки к рознице?

10. 10. Какие издания распространяются только в розницу и почему?

11. 11. Какие виды розничной продажи изданий вы знаете?

12. 12. Каковы цели оптовой продажи тиража издания его редакцией?

13. 13. Когда редакции используют бесплатную доставку газет?

14. 14. Кто в газетной редакции отвечает за организацию распространения ее издания?

15. 15. Какова структура редакционной службы распространения и как организована ее работа?

16. 16. Каковы особенности распространения небольших местных изданий?

в начало главы << >> в начало раздела

ГЛАВА 22.

МЕНЕДЖМЕНТ И БИЗНЕС-ПЛАН РЕДАКЦИИ

Бизнес-план в системе редакционного планирования

Цели, предмет и виды бизнес-плана

Структура бизнес-плана

Наши рекомендации