Пусть все идет само собой

Потребность держать свое эго в стороне от этого уравнения гораздо глубже, чем можно было бы ожидать. Например, многим практикующим целителям хочется концентрировать ум на том, «как» они действуют. Они делают что-нибудь внешне вполне безвредное, например воображают, что пациент «здоров», поднимают энергию через свои ступни, опускают ее через свою голову или выдувают наружу через нос; мысленно окружают пациента фиолетовым светом или окутывают его розовыми об лаками... пытаясь спроецировать на пациента здоровье любым способом, который, по их мнению, может этому помочь. А почему? Потому, что именно об этом они где-то слышали или об этом им кто-то специально рассказал. Здесь уже примешалось сомнение.

Все подобные способы — это просто разные способы помешать самому себе. Чем больше вы стараетесьделать, тем меньше ни способныбыть— а это именно то состояние бытия, которое и первую очередь и позволяет энергии течь через вас. Такая способность быть— вот что убирает с дороги наше «я» и дает нашему истинному Я? возможность стать частью процесса. Исцеления происходят, именно когда мы находимся в этом состоянии.

Нас воспитывали так, чтобы мы контролировали собственную жизнь и управляли ею. Раз уж мы однажды решили для себя, как нам «следует» поступать в том или ином случае, то сама мысль о том, чтобы вдруг взять и изменить наши методы, может показаться пугающей. И вот тому пример.

У моей прабабушки, Энни Смит, была закусочная в районе, где жили в основном католики. В то время католикам не разрешалось есть мясо по пятницам. Поэтому каждую пятницу прабабушка делала рыбные котлеты, которыми со временем и прославилась. В состав таких котлет входили картофельное пюре, лук, соль, перец, особые приправы и треска. Все это посыпалось хлебными крошками и жарилось во фритюре до полной готовности.

Перед ее закусочной всегда выстраивалась очередь в ожидании этих котлет, но вечером той пятницы очередь растянулась на весь квартал. И весь день чем больше людей обслуживала прабабушка, тем длиннее, казалось, становится очередь.

«Эй, Энни, это лучшие рыбные котлеты, какие ты когда-либо делала!» — раздавались восторженные отзывы. Товар подходил к концу, Энни все продала и закрыла заведение на ночь. Прабабушка, которая была ростом четыре с половиной фута* и работала целый день как заведенная, отправилась на кухню, чтобы прибраться перед уходом. В процессе уборки она открыла холодильник и была потрясена, увидев, что большая миска с рыбой, очищенной от чешуи и костей, которую она подготовила для котлет все еще стоит там. Прабабушка забыла положить в котлеты рыбу! Энни пришла в ужас. Выходит, она сбывала людям всего-навсего картошку, лук и приправу. Но почему же тогда ее блюдо так расхваливали — ведь в рыбных котлетах рыбы-то не было? Что досталось рыбного покупателям так это запах, который вился из-за стойки, да еще, может, какие-то рыбные осадки, которые сохранились в горшках, где она смешивала компоненты для котлет. Выходит, то, что она сегодня продавала, оказалось, в некотором роде, подлинной сущностью ее рыбных котлет. Энни никому ничего не рассказала о случившемся, а в следующую пятницу снова стала добавлять в свое блюдо треску.

____

*Приблизительно 1 м 3 7 см. — Прим. перев.

Может быть, ее рыбные котлеты без рыбы, если бы Энни могла продавать их параллельнос нормальными рыбными котлетами, стали бы новым фирменным блюдом? Этого мы никогда уже не узнаем. Эта история — пример того, как человеку могут показать что-то новое или предоставить альтернативу — возможность шагнуть за пределы зоны комфорта. Но очень часто чело век остается внутри нее или — как в данном случае — возвращается к чему-то уже известному.

Иногда нам открываются новые пути. И иногда нам даже хватает смелости вступить на них.

Подход к пациенту

Другой аспект удержания своего эго вдали от уравнения исцеления — это поддерживать здоровое состояние отрешенности, то есть не слишком сильно вовлекаться в процесс, происходящий с вашим пациентом. Как уже обсуждалось выше, человек, лежащий на столе, скорее всего находится в состоянии покоя и блаженства, которое обычно сопровождается непроизвольными движениями тела.

В редких случаях, как я уже упоминал, на глазах у больного могут внезапно выступить слезы. Это не значит, что вы должны тут же заключить пациента в объятия и начать утешать. Прошу вас, не поддавайтесь этому импульсу, который навязывает наша культура, и не вмешивайтесь в события таким вот образом. Это переживания пациента, и часть их протекает именно так. Не лишайте пациента всего этого. Более чем вероятно, что, невзирая на внешнее впечатление, происходящее доставляет больному удовольствие.

Если вы чувствуете настоятельную необходимость что-то сделать, тихонько спросите, хорошо ли он себя чувствует и не хочет ли закончить сеанс. Очень может быть, больной скажет, что чувствует себя прекрасно. Если он захочет выйти из этого состояния, то скорее всего он так и сделает.

Как я уже говорил раньше, если кому-то понадобится ваша помощь, чтобы прервать сеанс, то достаточно будет слегка при коснуться к больному, обратиться к нему по имени; неплохо бы еще держать где-нибудь поблизости стакан с водой.

Если подобная неожиданная ситуация возникнет, сохраняй те чуткость и готовность помочь. В ваших силах как следует позаботиться о пациенте — не только по-целительски, но и чисто по-человечески. В таких случаях нужно просто заверить пациента, что все хорошо, что такая реакция — вещь вполне приемлемая и нормальная, а в некоторых случаях — даже необходимая. Когда пациент успокоится, вы можете продолжить сеанс или перенести его на другое время, какое покажется наиболее подходящим всем участникам процесса.

Засыпание

Для вас желательно, чтобы пациент «отключился», не думал и не беспокоился о том, что происходит, пока он лежит на столе Но иногда эта «отключка» заходит слишком далеко, и пациент засыпает. Не могу сказать, что это мой излюбленный способ работы. У меня есть ощущение, что спящий пациент может далеко не в полной мере получить все те плюсы, которые несет ему процесс исцеления. Не говоря уж о том, что той части меня, которая называется «эго», хотелось бы, чтобы пациент приобщился и к сознательной стороне процесса исцеления.

Тем не менее следует понимать: если пациент на сеансе спит значит, данному человеку подходит именно это. Кроме того, если пациент для вас слишком активен, например, если это человек, страдающий гиперактивностью (или просто ребенок, то постарайтесь во что бы то ни стало проделать всю работу, пока он спит.

А как насчет вас? Можете ливы заснуть во время сеанса? Да, можете. Но обычно это свидетельствует о том, что целитель не выспался и/или что он не в духе. Так или иначе, пожалуйста, отнеситесь к пациенту и ко всей ситуации с достаточным уважением и постарайтесь заранее удовлетворить свои потребности, чтобы во время сеанса вы могли полностью быть в распоряжении больного. А еще мне приходит на ум предупреждение, мерах безопасности, которое делают в самолетах: «Матери, пожалуйста, сначала наденьте кислородную маску на себя, и только потом — на ребенка».

Помните: вы позволяете своему уму достичь некоего пространства, где нельзя сказать, спите вы или не спите — где ваше состояние выходит за рамки этих определений. Это то место, откуда на Землю приходит исцеляющая энергия.

«Разбор полетов» с пациентом

Старый мудрый филин на дубе восседал. Чем больше филин слушал, тем меньше он болтал. Чем меньше говорил он, тем больше он внимал. Вот если б мудрый филин для нас примером стал!..

Неизвестный автор*

_____

* Перевод Ю. Бушуевой.

Для тех, кто собирается вести записи (а я настоятельно рекомендую вам это делать — если не для себя, так хоть для меня: пришлете мне материал для будущих книжек!), скажу: существует особое искусство проводить то, что я называю «разбором полетов», — то есть опрос пациента после сеанса. Верьте или не верьте, но для пациента вы — авторитет, и ему хочется вам угодить. Если вы сознательно или бессознательно дадите ему понять, какого рода ответы вам хотелось бы получить, то имен но такие ответы вы скорее всего получите. Чтобы добывать точную информацию, правильно вести записи и, как я надеюсь, получать неискаженные данные, хочу дать вам следующие советы.

В конце сеанса мягко коснитесь человека под ключицей и тихонько скажите, что сеанс закончился. Когда пациент откроет глаза, у вас уже должны быть наготове ручка и бумага либо регистрационная карточка (где уже указано имя больного, адрес, номера телефонов и прочая информация). Все это нужно, чтобы делать пометки. Вам вполне по силам провести и эту часть сеанса, и я настоятельно советую вам так и поступить. Можете действовать следующим образом.

1.Спросите у пациента: «Что вы испытали?» или «Что вы запомнили?» Когда пациент начнет отвечать на ваши вопросы, следите за тем, чтобы он придерживался фактов: «Я почувствовал вот это...», «Я увидел то-то и то-то...», «Я услышал следующее...», «Я ощутил такой-то запах...».

2.Попросите пациента подробно описать все, что он помнит. Если он видел человека в белом пальто, попросите описать этого человека. Старайтесь сделать так, чтобы пациент сам все припоминал. Для этого задавайте ему не прямые, а наводящие вопросы, например: «А что еще вы о нем помните?" Дайте пациенту высказаться, потом расспросите его о цвете волос, росте, длине пальто, приблизительном возрасте человека, которого он увидел. По мере того как пациент рассказывает, помогайте ему высказать и вспомнить как можно больше информации, относящейся к тому, что он перенес во время сеанса.

Следите за тем, чтобы не направлять рассказ пациента в какое-то определенное русло. К примеру, подобный неверный подход может проявиться в том, что вы станете спрашивать: «Этот человек был высоким?», «Волосы у него были темные?», «Ему на вид было около тридцати?» Если пациент помнит все не совсем четко, то подсказки такого рода могут неадекватно повлиять на его память.

Когда почувствуете, что получили о человеке в белом пальто всю информацию, какую только можно, задайте вопрос: «А что еще вы помните?» «А что еще?..» — хорошее выражение, потому что оно побуждает пациента поискать в своем сознании новые подробности. А вот вопрос: «Помните ли вы что-нибудь еще?» — это совсем не то же самое. Задав подобный вопрос, вы создаете ситуацию, когда можно ответить «да» или «нет». Когда вы расспрашиваете в такой манере, то человек естественным образом склонен будет ответить «нет» (особенно в том умиротворенном состоянии, в котором пациент скорее всего находится после сеанса).

3.Когда получите все ответы (а также узнаете новые подробности, задав вопросы типа «А что еще?..»), задайте дополнительные вопросы, относящиеся к пяти физическим чувствам пациента: «А что еще вы видели (слышали? осязали? обоняли? ощущали на вкус)?» (Да-да, у некоторых людей порой время сеансов проявляется даже «вкусовая» сторона восприятия.) Я люблю спрашивать пациента, прикасался ли я нему в ходе сеанса. Если больной, например, отвечает: «Вы дотронулись до моей ступни», — я прошу его показать, как именно я до нее дотронулся. Почему? Потому что под словом «дотронуться» разные люди могут понимать разные пещи. Для некоторых людей это предполагает быстрое прикосновение одним пальцем, для других — сдавливание или легкое постукивание двумя пальцами. Поняв, что стоит за словом «дотронуться», вы сможете более точно зафиксировать это в своих пометках.

Наши рекомендации