Требования к оформлению иллюстраций

Приложение Г

Образцы библиографического описания документа

Книга под фамилией автора

Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет не более трех авторов.

1 автор

Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. А. Зимняя. – Ростов н/Д. : Феникс, 1997. – 480 с.

Горчева, А. Ю. Политический менеджмент: исторический опыт России: учеб. пособие / А. Ю. Горчева. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 138 с.

2 автора

Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.

3 автора

Бондаренко, Е. А. Технические средства обучения в современной школе / Е. А. Бондаренко, А. А. Журин, И. А. Милютина. – М. : ЮНВЕС, 2004. – 416 с.

Книга под заглавием

Описание книги дается под заглавием, если книга написана четырьмя и более авторами. Под заглавием описываются коллективные монографии, сборники статей и т.п.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И. В. Роберт [и др.]; под ред. И. В. Роберт. – М. : Дрофа, 2008. – 312 с.

Проблемы и перспективы развития профессиональной подготовки учителей  
арабскими цифрами без точки в конце номера. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например, 1.1, 1.2, 1.3 или 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д. В конце номера пункта точка не ставится. Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует. Каждый раздел (глава) выпускной квалификационной работы должен начинаться с новой страницы. Расстояние между заголовками раздела (главы) и последующим текстом должно быть равно трем междустрочным интервалам (т.е. пропускается одна строка). Заголовок каждого подраздела (параграфа) следует отделять от предыдущего текста также тремя междустрочными интервалами. Если работа разделена не на разделы, а на главы, то вместо слова «содержание», используют слово «оглавление». Требования к оформлению таблиц Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
  Таблица ____________ __________ ____________        
    номер название таблицы        
              Заголовки граф  
Головка             Подзаголовки граф
              Строки (горизонтальные ряды)
               
  Боковик для (графа заголовков)   Графы (колонки)      
                       
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..53   Приложение В Примеры возможных способов введения библиографических ссылок в текст  
Вид библиографической ссылки Стандартный оборот речи
1 Ссылки, содержащие определение понятия, трактовку термина В соответствии с определением, приведенным в [6, с. 64], под … будем понимать … Понятие … в современной педагогике трактуется как … [18, с. 22-27].
2 Нейтральные ссылки, ссылки-упоминания Проблеме … посвящены работы [17; 21]. Опыт … описан в публикациях [4; 7; 12]. Метод … нашел отражение в работах [3, с. 56-78; 14, с. 21-34].
3 Ссылки сопоставления: 3.1 Нейтральные ссылки с элементами классификации Проблеме … уделялось серьезное внимание в публикациях как теоретического [12-17], так и экспериментального характера [22; 27]. Методика … привлекла интерес как педагогов [3-8], так и теоретиков культуры [8-12], вызвала дискуссию в среде практических работников [12-22].
3.2 Ссылки, отражающие сходство взглядов Как в публикациях [4-8], так и в работах [9-11] предлагается … Аналогичный прием был применен в [4].
3.3 Ссылки, отражающие различия взглядов Противоположная точка зрения высказана в работе Г.Т. Гриднева [8]. Иной способ решения проблемы … предложен в работах С.Д. Орлова [24-26].
4 Ссылки-опровержения, отражающие точку зрения автора Вряд ли можно согласиться с тезисом Г.Н. Маркова о том, что «…» [15, с. 66]. Утверждение авторов статьи [16] о том, что …, является весьма спорным. Предложенный в монографии [44] способ решения проблемы … обладает рядом недостатков …
5 Ссылки-соглашения, одобрения, отражающие точку зрения автора С нашей точки зрения, наиболее оптимальный подход предложен в работах [34-37]. Следует согласиться с выводом, полученным в исследованиях [54-56] …
ссылки в тексте. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут «Продолжение таблицы» и указывают ее номер. Таблицы, за исключением таблиц приложения, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела (главы). В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела (главы) и порядкового номера таблицы, разделенных точкой (например, Таблица 1.3). Таблицы каждого приложения нумеруют отдельно арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, Таблица А.2). Если в работе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте




Елабуга 2013 Приложение Б   Образец оформления оглавления ВКР ОГЛАВЛЕНИЕ  TOC \o "1-3" \h \z \u  TOC \o "1-3" \h \z \u  TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОЦЕСС И ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ……………………………………………………7 1.1 Образование в условиях информатизации общества ……………………….7 1.2 Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий ……………………………………………………………………....16 1.3 Основные направления развития информатизации образования .………. 22 Выводы по первой главе ...………………………………………………………28 ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………………………30 2.1 Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала……………………………….30 2.2 Использование средств информационных и коммуникационных технологий на практических занятиях .………………………………………..34 2.3 Использование средств информационных и коммуникационных технологий при проведении лабораторных экспериментов .…………………37 2.4 Применение информационных и коммуникационных технологий в проектной деятельности...………………………………………………………..41 2.5 Методика проведения урока-игры по теме«Информационные технологии».………………………………………………………………………44 Выводы по второй главе ..……………………………………………………….49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...50
работы. Пример: Таблица 2 – Выбор измерительного инструмента
Допуск на размер, мм Инструмент для измерения Цена деления инструмента, мм
вала отверстия
0,50 и более … Штангенциркуль Штангенциркуль 0,1  

Требования к оформлению иллюстраций

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

По содержанию, принципам построения и способам графического исполнения иллюстрации подразделяются на следующие основные виды.

Чертеж – изображение в геометрических проекциях построения или конструкции предмета, машины, механизма, их деталей.

Схема – изображение строения предмета или течения процесса в общих чертах. Схемы, показывающие строение предмета, делят на принципиальные и структурные. Принципиальные схемы показывают элементы, составляющие предмет (например, принципиальными являются электротехнические монтажные схемы). На структурных схемах выявляют принципы сочетания, соподчиненности внутри предмета (например, структурной является схема административного построения образовательного учреждения).

График – изображение сопоставляемых изменений двух или более величин. График составляют на основе оси(ей) координат и вычерчивают в виде линии, проведенной по точкам функциональных значений. На одном графике может быть совмещено несколько явлений, если они имеют хотя бы одну

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Елабуга Инженерно-технологический факультет Кафедра общей инженерной подготовки Специальность (направление): 050502 – Технология и предпринимательство Специализация: Автодело и сельскохозяйственная техника     ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЦИОНАЛИЗАТОРСКАЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Выполнил студент 751 группы ОЗО Арсланов Ленислав Владимерович ______________________ (подпись)   Научный руководитель к.п.н., доц. В.С. Капустин ______________________ (подпись)
  ВКР допущена к защите «___»____________________2012 г. Зав. кафедрой ОИП к.пед.н., доц. Шатунова О.В. __________________(подпись)     ВКР защищена «___»____________________2012 г. Оценка ________________________ Председатель ГАК _____________________ (подпись)  
   
совпадающую размерность. Диаграмма – графическое изображение соотношения между какими-либо сопоставляемыми величинами. На диаграмме сравниваемым величинам присваивают условное обозначение (линия, геометрическая фигура, иллюстративные значки). Рисунок – иллюстрация, изображающая художественными средствами (а не на чисто геометрической или математической основе) какой-либо технический объект или предмет или показывающая действие (результат действия) технического объекта или сил природы. Фотоснимок – зафиксированный фотомеханическим способом процесс работы, или общий вид предмета, механизма, машины, или технический объект, или действие (результат действия) технического объекта или сил природы. Все иллюстрации (чертежи, графики, диаграммы, схемы и пр.) при написании работы именуются рисунками. Они должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например, Рисунок 1.1). Подавляющее большинство иллюстраций нуждается в подписи, содержащей определение темы изображенного, так как иллюстрации могут рассматриваться отдельно от текста и использоваться для справок. Основные требования к подписи: - предельная точность и ясность; - краткость и необходимая полнота;

8. Дата издания. 9. Объем (сведения о количестве страниц, листов). Источником сведений для библиографического описания является титульный лист или иные части документа, заменяющие его. Примеры библиографических описаний даны в Приложении Г.   Требования к оформлению приложений Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение». Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. Например, «Приложение А» или «Приложение D». В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в работе одно приложение, оно обозначается «Приложение А». Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложение должно иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
- соответствие основному тексту и иллюстрации. В состав самых сложных подписей кроме обозначения входят: определение темы изображения; пояснения деталей (частей) иллюстрации или контрольно-справочные сведения о документальной иллюстрации; расшифровка условных изображений и другие тексты типа примечаний. Пример: Требования к оформлению иллюстраций - student2.ru Рисунок 7 – Регулятор давления топлива: 1 – корпус; 2 – крышка; 3 – патрубок для вакуумного шланга; 4 – мембрана; 5 – клапан; А – топливная полость; Б – вакуумная полость. Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, Рисунок А.3). При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела (главы). Текстовые надписи на иллюстрациях рекомендуется заменять главным образом цифровыми обозначениями, которые поясняются в подписи или в основном тексте. Это делается для того, чтобы освободить чертеж, схему от всего лишнего, мешающего увидеть в иллюстрации главное – графически выраженный принцип конструкции, суть строения, явления, процесса. Кроме

информацию в библиографическом описании в том виде, в каком она дана в документе – объекте описания. Пунктуация в библиографическом описании выполняет две функции: обычных грамматических знаков (пунктуация) и знаков препинания, имеющих опознавательный характер для областей и элементов библиографического описания (предписанная пунктуация, бывшие условные разделительные знаки – УРЗ). Предписанная пунктуация – самая отличительная, броская черта ISBD, она является центральным и унифицирующим фактором в системе вместе с предписанной последовательностью областей и элементов. Предписанная пунктуация способствует распознаванию отдельных элементов в записях на разных языках и требует обязательных пробелов до и после каждого знака (кроме точки и запятой, когда пробел оставляется только после знака). Обычная грамматическая пунктуация сохраняется внутри элементов: например, при перечислении однородных сведений, если в источнике отсутствуют знаки, ставится двоеточие, не отделяемое пробелом. Общая схема библиографического описания отдельно изданного документа включает следующие обязательные элементы: 1. Заголовок (фамилия, имя, отчество автора или первого из авторов, если их два, три и более). 2. Заглавие (название книги, указанное на титульном листе). 3. Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.). 4. Сведения об ответственности (содержат информацию об авторах, составителях, редакторах, переводчиках и т.п.; об организациях, от имени которых опубликован документ). 5. Сведения об издании (содержат данные о повторности издания, его переработке и т.п.). 6. Место издания (название города, где издан документ). 7. Издательство или издающая организация.
того, упрощается связь деталей иллюстрации с текстом: цифровые обозначения помогают быстро найти на иллюстрации деталь, упоминаемую в тексте. Арабскими цифрами на чертежах и схемах обозначают детали машин, механизмов, конструктивных элементов и т.п. Арабские цифры ставят не на обозначаемой детали, а на поле изображения у конца линии-выноски, которая другим своим концом упирается в обозначаемую деталь. Нумеруют детали иллюстрации в систематическом порядке: - либо по часовой стрелке, если линии-выноски своими внешними концами образуют нечто вроде круга; - либо по горизонтали слева направо, если линии-выноски своими внешними концами образуют горизонталь; - либо по вертикали сверху вниз, если линии-выноски своими внешними концами образуют вертикаль. Однородные величины на чертеже обозначают одной и той же буквой с цифровым порядковым индексом, например: d1, d2, d3. Если одна из однородных величин является основной, то ее обозначают соответствующей буквой без индекса, а остальные – с индексом, например: d, d1, d2, d3. Одна и та же величина на различных иллюстрациях работы должна быть обозначена одинаково. Виды, разрезы, сечения обозначают прописными буквами русского алфавита (кроме букв Й, О, Х, Ъ, Ы, Ь). Разрез или сечение отмечаются надписью по типу А – А. Буквы ставят в алфавитном порядке сначала у видов, разрезов, сечений, затем у поверхностей. Размеры следует наносить в чертеже только в случае, когда важно подчеркнуть размер той или иной части изображаемого объекта. В большинстве случаев нанесение размеров на иллюстрации не требуется. Графики могут быть построены в любой системе координат: прямоугольной, полярной и т.д. Оси абсцисс (горизонтальную) и ординат (вертикальную) вычерчивают

Требования к оформлению списка использованных источников В конце работы помещается список использованных источников, который позволяет автору документально подтвердить достоверность приводимых материалов и показывает степень изученности проблемы. Список используемых источников представляет собой перечень тех документов и источников, которые использовались при написании работы. Список используемых источников включает в себя не менее 40-50 наименований. Возможны различные способы группировки материалов, включенных в него: алфавитный, систематический, по видам источников и др. Предпочтительным в выпускных квалификационных работах является алфавитный способ составления списка использованных источников. Независимо от способов группировки источников, в начале списка приводятся законодательные и нормативные документы. Если студент использовал книги и статьи на иностранных языках (читал сам, а не познакомился с ними по пересказу другого автора), то они указываются на языке оригинала и помещаются после источников, опубликованных на русском языке. Список использованных источников имеет сквозную единую нумерацию. Источники следует нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Библиографическое описание документов осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003, который был введен в действие с 1 июля 2004 г. Целью данного стандарта является полное его слияние с ISBD – Международным стандартным библиографическим описанием, – необходимое для согласования российских и международных правил каталогизации, для обмена библиографическими записями без дополнительной доработки. Многие нововведения в стандарте объясняются стремлением разработчиков максимально точно следовать базовому принципу Международного стандартного библиографического описания – представлять
сплошными толстыми ординарными линиями. Стрелки на концах осей вычерчивать не следует. Кривую (кривые) на графиках (как и весь график) следует вычерчивать при помощи инструментов или на компьютере. Если в работе необходимо представить какую-либо технологическую карту, то ее необходимо оформить как таблицу, содержащую иллюстрации. Технологическая карта– технологический документ, содержащий описание операций технологического процесса и применяемого оборудования, а также инструмента с указанием продолжительности операций. Требования к оформлению формул и уравнений Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (´), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «´». Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Пример: А=с:b, (3) где А – …, с – …,

b – … . Одну формулу обозначают так: (1). Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения (например, (В.1)). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках (например, «... в формуле (1) …»). Допускается нумерация формул в пределах раздела (главы). В этом случае номер формулы состоит из номера раздела (главы) и порядкового номера формулы, разделенных точкой (например, (3.1)). Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул. В работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами. Требования к оформлению ссылок и сносок Существуют различные виды ссылок: сноски (подстрочные ссылки), внутритекстовые ссылки, затекстовые ссылки. При написании выпускных квалификационных работ лучше всего использовать сноски или затекстовые ссылки. Правила составления библиографических ссылок регламентирует ГОСТ Р 7.0.5–2008, введенный в действие с 1 января 2009 года. Сноски обычно помещают внизу страницы, на которой расположена цитата. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками «*». Применять более трех звездочек на странице не допускается. Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева. Обычно она набирается более мелким шрифтом. Например: ______________________ 1 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. – СПб.: Питер,

Наши рекомендации