Подготовка к защите и защита работы
Сроки защиты работ устанавливаются приказами и сообщаются заранее. Для участия в конкурсе-защите на внешкольном уровне отбираются лучшие работы предыдущего этапа. При них обязательны отзыв научного руководителя о достоинствах представленного научного исследования и степени подготовленности ее исполнителя, а также внешняя рецензия специалиста по русскому языку, заверенная печатью. Кроме того, к работе прилагаются краткие тезисы (объем 1 страница), оформленные по тем же требованиям, что и основной текст сочинения. Тезисы подаются в двух видах – печатном и электронном (дискета 3,5 дюйма).
Работы, вышедшие на Республиканский уровень, вначале проходят заочное оценивание. Работа не допускается к защите, если она
– не соответствует выбранному профилю,
– носит не исследовательский, а реферативный характер,
– не содержит элементов авторской самостоятельности,
– отличается плохим структурированием содержательной части, неубедительным или схематичным (поверхностным) изложением материала,
– содержит в тексте ошибочные положения,
– неправильно или небрежно оформлена,
– текст написан безграмотно, с грубыми отступлениями от требований научного стиля изложения.
Для защиты работы обычно отводится не более 10-12 минут. Поэтому автор должен тщательно продумать структуру выступления. В докладе (защитном слове) школьник обязан осветить следующее: актуальность исследования; постановку целей и задач; методы исследования; материал исследования; краткое содержание каждой из глав с примерами; полученные результаты; что выполнено самостоятельно.
Во время защиты научной работы автору предоставляется возможность аргументированно отстаивать свои взгляды, ссылаться на известные положения и точки зрения, дискутировать по проблемным вопросам. При оценке защиты учитывается: качество выполнения работы и умение ее представить; ее научный уровень и степень владения автором терминологическим аппаратом; степень самостоятельности в изложении темы; качество технического оформления работы; язык и стиль изложения, общая культура речи ученика; степень полноты и точности ответов на вопросы по теме во время защиты, а также соблюдение культуры научной дискуссии; активное участие школьника в обсуждении других работ.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Примерная тематика научно-исследовательских работ школьников
Сравнениекак средство выразительности в творчестве автора (по выбору).
Метафора в языке современного поэта (по выбору).
Фактор адресата в языке художественного произведения (по выбору).
Средства межфразовой связи в языке художественных произведений.
Чужая речь в художественном тексте и способы ее оформления.
Лексические и семантические новации в рекламном тексте.
Индивидуально-авторское использование фразеологизмов в СМИ.
Компрессивные явления в современном русском языке.
Оценочные суффиксы существительных и их функция в текстах.
Наименование лиц мужского (женского) пола в русском языке на материале словаря…
Выразительные возможности форм числа имени существительного в русском языке.
Языковая агрессия в СМИ.
Метафоризация современного газетного дискурса.
Современные англо-американизмы в языке газеты.
Коннотация как элемент структуры слова.
Политическая фразеология в языке агитационной литературы.
Современный русский речевой этикет.
Новообразования в языке современной газеты.
Иноязычные элементы в морфемной структуре русского слова.
Языковая игра в словообразовании (окказиональное словообразование).
Использование синонимов (антонимов) в художественном (публицистическом) тексте.
Современная публицистическая метафора (фразеология).
Эвфемизмы и дисфемизмы в языке газет (в современной публичной речи).
Экспрессивы в современной публичной речи (Интернете).
Языковая игра с многозначностью (с омонимами) в русском анекдоте (в прессе; в интернет-общении).
Номинационные особенности Донецкого региона.
Детерминологизация лексики в современном русском языке.
Стилистическая принадлежность слов языка компьютерщиков.
Язык современной рекламы (городской вывески).
Жаргонизмы в газетном тексте.
Каламбур как стилистический прием в современной публицистике.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Образец выписки из научных источников
Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с. | Определение основного термина |
NB c. 446 | Синкретизм (от греч. synkrētismos – соединение) – 1) совпадение в процессе развития языка функционально различных грамматических категорий и форм в одной форме [выделено нами. – Т.Т.]. В русском языке наблюдается, напр., падежный С. (одно окончание имеет значение разных падежей) или С. разных грамматических категорий (одно окончание имеет значение определенного рода, числа и падежа). Одни ученые относят С. к грамматической омонимии, другие – к многозначности (полифункциональности) грамматической формы. |
ПРИЛОЖЕНИЕ В