Подготовка к защите и защита работы

Сроки защиты работ устанавливаются приказами и сообщаются заранее. Для участия в конкурсе-защите на внешкольном уровне отбираются лучшие работы предыдущего этапа. При них обязательны отзыв научного руководителя о достоинствах представленного научного исследования и степени подготовленности ее исполнителя, а также внешняя рецензия специалиста по русскому языку, заверенная печатью. Кроме того, к работе прилагаются краткие тезисы (объем 1 страница), оформленные по тем же требованиям, что и основной текст сочинения. Тезисы подаются в двух видах – печатном и электронном (дискета 3,5 дюйма).

Работы, вышедшие на Республиканский уровень, вначале проходят заочное оценивание. Работа не допускается к защите, если она

– не соответствует выбранному профилю,

– носит не исследовательский, а реферативный характер,

– не содержит элементов авторской самостоятельности,

– отличается плохим структурированием содержательной части, неубе­дительным или схематичным (поверхностным) изложением материала,

– содержит в тексте ошибочные положения,

– неправильно или небрежно оформлена,

– текст написан безграмотно, с грубыми отступлениями от требований научного стиля изложения.

Для защи­ты работы обычно отводится не более 10-12 минут. Поэтому автор должен тщательно продумать структуру выступления. В докладе (защитном слове) школьник обя­зан осветить следующее: актуальность исследования; постановку целей и задач; методы исследования; материал исследования; краткое содержание каждой из глав с примерами; полученные результаты; что выполнено самостоятельно.

Во время защиты научной работы автору предоставляется возможность аргументированно отстаивать свои взгляды, ссылаться на известные положения и точки зрения, дискутировать по проблемным во­просам. При оценке защиты учитывается: качество выполнения работы и умение ее представить; ее научный уровень и степень владения автором терминологическим аппаратом; степень самостоятельности в изложении темы; качество технического оформления работы; язык и стиль изложения, общая культура речи ученика; степень полноты и точности ответов на вопросы по теме во время защиты, а также соблюдение культуры научной дискуссии; активное участие школьника в обсуждении других работ.




ПРИЛОЖЕНИЕ А

Примерная тематика научно-исследовательских работ школьников

Сравнениекак средство выразительности в творчестве автора (по выбору).

Метафора в языке современного поэта (по выбору).

Фактор адресата в языке художественного произведения (по выбору).

Средства межфразовой связи в языке художественных произведений.

Чужая речь в художественном тексте и способы ее оформления.

Лексические и семантические новации в рекламном тексте.

Индивидуально-авторское использование фразеологизмов в СМИ.

Компрессивные явления в современном русском языке.

Оценочные суффиксы существительных и их функция в текстах.

Наименование лиц мужского (женского) пола в русском языке на материале словаря…

Выразительные возможности форм числа имени существительного в русском языке.

Языковая агрессия в СМИ.

Метафоризация современного газетного дискурса.

Современные англо-американизмы в языке газеты.

Коннотация как элемент структуры слова.

Политическая фразеология в языке агитационной литературы.

Современный русский речевой этикет.

Новообразования в языке современной газеты.

Иноязычные элементы в морфемной структуре русского слова.

Языковая игра в словообразовании (окказиональное словообразование).

Использование синонимов (антонимов) в художественном (публицисти­ческом) тексте.

Современная публицистическая метафора (фразеология).

Эвфемизмы и дисфемизмы в языке газет (в современной публичной речи).

Экспрессивы в современной публичной речи (Интернете).

Языковая игра с многозначностью (с омонимами) в русском анекдоте (в прессе; в интернет-общении).

Номинационные особенности Донецкого региона.

Детерминологизация лексики в современном русском языке.

Стилистическая принадлежность слов языка компьютерщиков.

Язык современной рекламы (городской вывески).

Жаргонизмы в газетном тексте.

Каламбур как стилистический прием в современной публицистике.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Образец выписки из научных источников

Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с. Определение основного термина  
NB     c. 446 Синкретизм (от греч. synkrētismos – соедине­ние) – 1) совпадение в процессе развития язы­ка функционально различных грамматических категорий и форм в одной форме [выделено нами. – Т.Т.]. В русском языке наблюдается, напр., падежный С. (одно окончание имеет значение разных падежей) или С. разных грамматических категорий (одно окончание имеет значение определенного рода, числа и падежа). Одни ученые относят С. к грамматической омонимии, другие – к много­значности (полифункциональности) грам­матической формы.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Наши рекомендации