Функциональное моделирование
Введение
Постоянное усложнение производственно-технических и организационно-экономических систем – фирм, предприятий, производств, и других субъектов производственно-хозяйственной деятельности - и необходимость их анализа с целью совершенствования функционирования и повышения эффективности обусловливают необходимость применения специальных средств описания и анализа таких систем. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с появлением интегрированных компьютеризированных производств и автоматизированных предприятий.
В США это обстоятельство было осознано еще в конце 70-ых годов, когда ВВС США предложили и реализовали Программу интегрированной компьютеризации производства ICAM (ICAM - Integrated Computer Aided Manufacturing), направленную на увеличение эффективности промышленных предприятий посредством широкого внедрения компьютерных (информационных) технологий.
Реализация программы ICAM потребовала создания адекватных методов анализа и проектирования производственных систем и способов обмена информацией между специалистами, занимающимися такими проблемами. Для удовлетворения этой потребности в рамках программы ICAM была разработана методология IDEF (ICAM Definition), позволяющая исследовать структуру, параметры и характеристики производственно-технических и организационно-экономических систем. Общая методология IDEF состоит из трех частных методологий моделирования, основанных на графическом представлении систем:
· IDEF0 используется для создания функциональной модели, отображаю-щей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающие эти функции.
· IDEF1 применяется для построения информационной модели, отображающей структуру и содержание информационных потоков, необходимых для поддержки функций системы;
· IDEF2 позволяет построить динамическую модель меняющихся во времени поведения функций, информации и ресурсов системы.
Цель данной работы ознакомиться с применением этих методологий на примере обработки обращения в службу технической поддержки.
Описание предметной области
Предметом данной работы выступает функция отдела вычислительной техники и автоматизации (ВТиА) по обработке обращений пользователей. Руководителем отдела ставиться задача решать поступившие проблемы.
Так же обработку обращений можно рассматривать как процесс, то есть последовательность операций, направленных на решение проблемы озвученной в обращении.
Поступающие обращения можно разделить на следующие категории:
· Вопросы по работе по работе оборудования и программного обеспечения (ПО), такие обращения урегулируются как можно скорее оказанием консультации. В данном моделировании этот тип обращений не рассматривается, так как является в достаточной мере неформальным процессом.
· Обращения по неисправностям в работе оборудования или ПО, такие обращения проходят процедуру регистрации и решаются силами отдела ВТиА под контролем начальника отдела.
· Запросы на доработку ПО. Такие обращению требуют углубленного анализа и привлечения большего круга сотрудников отдела. Этот процесс декомпозирован в данной работе до второго уровня.
· Обращение требующее закупки специального ПО или оборудования. Этот тип заявок требуют взаимодействия с внешней средой в виде поставщиков и взаимодействия с другими подразделениями компании (Бухгалтерией)
Рисунок 1 – Мнемосхема процесса обработки обращения
Функциональное моделирование
При выполнении функционального моделирования блок A0 контекстной диаграммы был декомпозирован на 4 блока:
· Классифицировать обращение
· Устранить неисправность
· Доработать ПО
· Осуществить закупку
Причем выход функции Классифицировать обращение является входом для вариантов обработки обращения.
Функция Устранить неисправность не подлежит декомпозиции в рамках данной работы и не имеет дочерней диаграммы.
Функция Доработать ПО декомпозируется на следующие:
· Написать техническое задание
· Изменить код программы
· Протестировать программу
Выход каждой из этих функций является входом для следующей, на выходе функции Протестировать программу мы получаем решенную проблему озвученную в обращении пользователя.
Функция Осуществить закупку декомпозируется на следующие:
· Выбрать оборудование или ПО
· Получить оборудование или ПО
· Установить оборудование или ПО
Выход каждой из этих функций является входом для следующей, на выходе функции Установить оборудование или ПО мы получаем решенную проблему озвученную в обращении пользователя.
Функция Выбрать оборудование или ПО в свою очередь декомпозируется на следующие функции 3-го уровня:
· Сделать запрос поставщикам
· Провести тендер
· Отдать на оплату
Выход функции Отдать на оплату является входом в процессы Бухгалтерии и в данной работе не рассматривается.
В глоссарии определены сокращения и аббревиатуры использованные в узле A0.
Диаграмма-иллюстрация (FEO) создана только к блоку Отдать на оплату, в ней уточняется, что счет на оплату в бухгалтерию от начальник отдела ВТиА, то есть в этом случае функция работает без механизма.
Полученный результат можно увидеть в Приложении 1 – Функциональная модель.