Неполное использование транспорта по времени
Основная продолжительность рабочего дня водителя, как отмечалось, составляет 8 ч. Минимальный рабочий день 6 ч. Штраф за транспортные средства, работающие меньше 6 ч., составляет по собственным машинам –10 у.д.е./день, по наемным машинам – 15 у.д.е. /день.
Расходы на штраф преднамеренно включены в сумму затрат, чтобы показать как дорого обходится фирме содержание транспорта и водителей.
Неполное выполнение заказа магазина.
Необходимо принимать все меры к тому, чтобы осуществить доставку по заявки в установленный день. Однако если по какой-либо причине поставка будет сделана по следующие дни, то за каждый просроченный день поставки взимается штраф в размере 3 у.д.е. за каждую недопоставленную коробку в день.
Пользуясь приведенными исходными данными, необходимо:
1. разработать маршруты и составить графики доставки заказанных товаров в магазины района;
2. рассчитать размер расходов, связанных с доставкой товаров в магазины;
3. выполнить анализ разработанной схемы доставки.
Методические рекомендации.
Необходимо наметить первый кольцевой маршрут, выполнить по нему все необходимые расчеты, на основании которых составляются план выполнения заказов (приложение 4):
Кольцевые маршруты в первом приближении могут разрабатываться, например, следующим образом. Воображаемым лучом, исходящим из точки 0 и постепенно вращающимся против часовой стрелки, начиная «стирать» с координатного поля изображенные на не магазины (эффект дворника-стеклоочистителя). Как только сумма заказов «стертых» магазинов достигнет вместимости транспортного средства, фиксируем сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом и намечаем путь объезда магазинов. Следует отметить, что данный метод дает точные результаты в том числе, когда расстояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально расстоянию по прямой.
· в гр. 1 указывается присвоенный маршруту номер;
· в гр. 2 перечисляются магазины, включенные в маршрут;
· в гр. 3, 4 и 5 указывается число коробок продуктов, моющих средств и напитков, заказанных соответственно каждым магазином.
Далее по форме, указанной в приложении 5, выполняют расчеты, необходимо учесть сверхурочную работу, возможны штрафы, а также другие затраты, связанные с процессом доставки.
Пример составление первого маршрута, и проведение расчетов по нему дан в таблице 1.
Таблица 1.
Пример расчета параметров первого маршрута
№ маршрута | № магазина | Размер заказа, коробки | Результаты расчета по маршруту | ||
П | М | Н | |||
– | Количество перевезенного груза, Р=120 коробок | ||||
– | Длинна маршрута, L=42 км | ||||
– | Время работы машины на маршруте, Т=42´3+120´0,5=186 мин. T=P×L+P×Tразгр. | ||||
– | Затраты по выполнению маршрута, С=42´0,5=21 у.е.д. C=Uу-пер.×L | ||||
– | Путь объезда магазинов по маршруту, 0–1–29–30–3–4–6–7–0 | ||||
– | |||||
Путь объезда магазинов записывается в виде последовательности чисел, соответствующих номерам объезжаемых магазинов. Например 0-1-5-7-0 означает, что автомобиль, выехав со склада (пункт 0) направился в магазин №1, затем в магазин №5, далее в магазин №7, а затем вернулся на склад (пункт 0).
После определения протяженности очередного маршрута полученную информацию заносят в график работы транспорта (приложение 7).
Пример заполнения графика для первого рейса первой машины дан в таблице 2.
Таблица 2
График работы транспорта
№ маршрута | Первая поездка | Вторая поездка | Третья поездка | Общее время работы, ч | |||
Отправление со склада | Прибытие на склад | Отправление со склада | Прибытие на склад | Отправление со склада | Прибытие на склад | ||
800 | 1106 | 1136 | и т.д. | ||||
800 | |||||||
800 | |||||||
800 | |||||||
и т.д. | 800 |
Решение об использовании той или иной машины на очередном рассчитанном маршруте принимается на основании сопоставления фактически отработанного машиной времени и временной протяженности этого маршрута. Напомним, что по установленным тарифам оплачиваются лишь те машины, которые отработали от 6 до 8 ч в день (меньше 6 ч – штраф, более 8 ч – сверхурочная оплата).
После удовлетворения всех заказов выполняют анализ результатов планирования процесса доставки. Форма анализа дана в приложении 6.
Приложение № 1
Карта-схема зоны обслуживания*
|
Приложение 2
Координаты магазинов
№ магазина | Координаты магазина | |
Х | У | |
Координаты распределительного склада:
Х-16; У-10.
Приложение 3
Заказы магазинов
№ магазина | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||||||||
П | М | Н | П | М | Н | П | М | Н | П | М | Н | П | М | Н | |
– | – | – | – | – | |||||||||||
– | – | – | – | ||||||||||||
– | – | – | – | ||||||||||||
– | – | ||||||||||||||
– | |||||||||||||||
– | |||||||||||||||
– | – | – | – | ||||||||||||
– | – | ||||||||||||||
– | – | – | |||||||||||||
– | – | – | |||||||||||||
– | – | – | – | ||||||||||||
– | |||||||||||||||
– | – | – | – | – | |||||||||||
– | – | – | – | ||||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | |||||||||
– | – | – | |||||||||||||
– | – | – | – | – | |||||||||||
– | – | – | – | – | |||||||||||
– | – | – | – | ||||||||||||
– | – | – | – | ||||||||||||
– | – | – | – | – | |||||||||||
– | – | – | |||||||||||||
– | – | – | – | – | – | ||||||||||
– | – | – | – | – | |||||||||||
– | – | – | – | – | |||||||||||
– | – | – | – | – | – | ||||||||||
– | – | – | – | ||||||||||||
– | – | – | |||||||||||||
– |
Приложение 4.
План выполнения заказов
Понедельник | Вторник | Среда | |||||||||||||
№ маршрута | № магазина | Размер заказа | № маршрута | № магазина | Размер заказа | № маршрута | № магазина | Размер заказа | |||||||
П | М | Н | П | М | Н | П | М | Н | |||||||
Приложение 5
Расчет параметров кольцевых маршрутов.
Показатель | Понедельник | |||||||||||
Номер маршрута | ||||||||||||
И т.д. | итого | |||||||||||
Объём перевезённого груза, коробки | ||||||||||||
Длина маршрута, км. | ||||||||||||
Время работы машины на маршруте, мин. | ||||||||||||
Затраты по выполнению маршрута, у.д.е. | ||||||||||||
Показатель | Вторник | |||||||||||
Номер маршрута | ||||||||||||
И т.д. | итого | |||||||||||
Объём перевезённого груза, коробки. | ||||||||||||
Длина маршрута, км. | ||||||||||||
Время работы машины на маршруте, мин. | ||||||||||||
Затраты по выполнению маршрута, у.д.е. |
Приложение 6
Анализ результатов планирования доставки заказов.
Показатель | Формула для расчёта | Поне-дельник | Втор-ник | Среда | Чет-верг | Пят-ница | Всего за неделю |
Общие затраты по доставке заказов, у.д.е. | Собщ | ||||||
Объём перевезённого груза, коробки | Робщ | ||||||
Пробег транспорта, км | Lобщ | ||||||
Количество ездок | N | ||||||
Коэффициент использования грузоподъёмно-сти транспорта | |||||||
Затраты по доставке, приходящиеся на 1 км пробега, у.д.е. | |||||||
Затраты на перевозку единицы груза, у.д.е. |
*Q – грузовместимость транспорта, коробки
Приложение 7
График работы транспорта
№ машины | Первая поездка | Вторая поездка | Третья поездка | Общее время работы, ч. | |||
Отправление со склада | Прибытие на склад | Отправление со склада | Прибытие на склад | Отправление со склада | Прибытие на склад | ||
Рекомендуемая литература
1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – М. Информационно внедренческий центр «Маркетинг»; 1998
2. Гаджинский А.М. Практикум по логистики: - М. Информационно-внедренческий центр «Маркетинга», 1999
3. Гонгаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 1995
4. Залманова М.Е. и др. Производственно-коммерческая логистика: Учебное пособие по курсу спец. 06,08 – Саратов, 1995
5. Колобов А.А, Омельченко И.Н. Основы промышленной логистики: Учебное пособие- М. Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998
6. Серганова Л.О. транспортно-складская логистика цеха – Саратов, 1995
7. Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник для вузов ж-д. транспорта. – М. Транспорт, 1995
8. Макаренко М.В., Малахина О.М. Производственный менеджмент. – М., 1998
9. Аникин Б.А. Логистика: Учебное пособие. М – ИНФРА – М, 1997