Оценочные средства текущего контроля

В процессе обучения применяется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется преподавателем по результатам освоения конкретной темы дисциплины. Промежуточный контроль заключается в проверке и оценке знаний и навыков студентов не всей совокупности материала дисциплины, а лишь по результатам конкретным блоков проблем (разделов). Итоговый контроль предполагает сдачу студентами зачета в устной форме или в письменной форме (тест).

При освоении дисциплины оценочными средствами являются:

А) темы рефератов и докладов

Реферат– это письменная работа или выступление по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Темы рефератов предлагаются преподавателем, ведущим занятия, однако инициатива может исходить и от студента, и должны быть посвящены актуальным в теоретическом и практическом отношениях вопросам. Как правило, тема реферата должна быть либо заглавной в проблематике всего семинара, либо дополнять содержание основных учебных вопросов, либо посвящаться обзору какой-либо публикации, статистического материала и т.д., имеющих важное значение для раскрытия обсуждаемых вопросов семинара и формирования необходимых компетенций выпускника.

Доклад – это один из видов монологической речи, публичное, развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на привлечении документальных данных. Цель доклада – передача информации от студента аудитории. Отличительной чертой доклада является использование документальных источников, которые ложатся в основу устного или письменного сообщения. Тема доклада должна быть либо заглавной в проблематике всего семинара, либо дополнять содержание основных учебных вопросов, либо посвящаться обзору какой-либо публикации, статистического материала и т.д., имеющих важное значение для раскрытия обсуждаемых вопросов семинара и формирования необходимых компетенций выпускника.

Примерные темы для выполнения рефератов и докладов:

К теме 1:

1. Понятие и виды имущества, не включаемого в наследственную массу.

К теме 2:

1. Завещание как гражданско-правовая сделка.

К теме 3:

1. Понятие выморочного имущества.

К теме 4:

1. Восстановление срока для принятия наследства.

К теме 5:

1. Основания, особенности и порядок заключения договора доверительного управления наследственным имуществом.

К теме 6:

1. Порядок наследования доли участия в хозяйственном обществе.

Б) тест

Тест – это форма изменения теоретических знаний студентов, которая используется для проверки качества самостоятельной работы студентов в ходе освоения дисциплины. Тест состоит из вопросов и предлагаемых кратких формулировок возможных ответов на вопросы.

Тестовые задания могут иметь различные структуры, в том числе: с одним или несколькими вариантами верного ответа, содержать отрытый вопрос, задание на сопоставление, задание на установление верной последовательности.

Примерные формы тестов:

1.При наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е:

А) как единое целое и в один и тот же момент;

Б) в неизменном виде как единое целое;

В) в неизменном виде и в один и тот же момент;

Г) в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.

2. Наследование регулируется:

А) гражданским кодексом и иными законами;

Б) гражданским процессуальным кодексом;

В) законами и иными правовыми актами;

гражданским кодексом, другими законами, иными правовыми актами.

В) контрольная работа

Контрольная работа - это промежуточный метод проверки знаний студента. Проводится она в форме индивидуальных или групповых конкретных и небольших по объему вопросов по разным темам раздела для каждого студента или их группы. Контрольная работа это одна из форм проверки усвоения знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Контрольная работа может проходить во время аудиторного занятия или в рамках выполнения домашнего задания.

Контрольная работа должна содержать ответы на поставленные вопросы с указанием используемых нормативно-правовых актов. В ходе контрольной работы студенты могут пользоваться учебниками, конспектами, справочной литературой, интернет ресурсами, специальной литературой и т.п.

Примерные вопросы для контрольной работы:

1. Понятие наследование.

2. Виды и основания наследования.

3. Понятие завещания.

4. Виды завещания.

5. Очереди наследников по закону.

6. Завещательный отказ.

7. Завещательное возложение.

8. Доверительное управление наследством.

9. Порядок исполнения завещания.

10. Порядок выдачи свидетельства о праве на наследство.

11. Наследование объектов недвижимого имущества.

12. Признание наследника недостойным.

Г) юридические казусы

Юридические казусы - представляет собой спорную проблемную ситуацию по применению конкретных норм наследственного права. Студенту необходимо ответит на поставленные в задаче вопросы, на основе анализа рекомендуемых нормативных правовых актов. Решение задачи - это поиск нормы права, оптимально отвечающей и разрешающей фактическую ситуацию. Приобретенные в процессе решения задач знания и навыки способствуют формированию профессиональных компетенций юриста у студентов. При устном разборе решения задачи студент должен аргументировать свой вариант ответа со ссылками на действующие правовые нормы, акты конституционных судов, материалы правоприменительной практики. Решение юридических казусов предусмотрено по отдельным темам семинарских занятий. Так, например:

Тема 1: «Понятие, значение и основные институты наследственного права».

От случайного взрыва на железной дороге пострадало несколько пассажиров. Среди них оказались супруги Нестеренко, доставленные в тяжелом состоянии в больницу. Не выдержав операции, ночью скончался муж Нестеренко, а через 9 часов после него умерла жена. У супругов не было общих детей, у мужа не было и родителей. Дочь жены от первого брака обратилась в нотариальную контору с заявлением о передаче ей по наследству как имущества матери, так и имущество отчима. Она заявила, что поскольку у отчима наследников по закону нет, его имущество должна была получить по наследству ее мать, умершая позже отчима. Но ее мать не имела возможности принять наследство, в связи с чем по правилам о наследственной трансмиссии делает это она, дочь Нестеренко.

Нотариус разъяснил дочери Нестеренко, что она может получить свидетельство о праве на наследство в имуществе матери, но права на имущество отчима не имеет.

Соответствует ли разъяснение нотариуса закону? Какое разъяснение нотариус должен был бы дать, если бы было установлено, что смерть матери Нестеренко наступила на другие сутки после смерти ее мужа? Изменится ли состав наследства, если дочь Нестеренко докажет, что квартира, в которой проживали супруги Нестеренко, была приватизирована с согласия супруга только матерью Нестеренко?

Тема 2: «Наследование по завещанию».

Стародумов составил завещание на все принадлежащее ему имущество в пользу Гревцова. Через два месяца после составления завещания Стародумов упал и получил серьезную травму ноги и руки, из-за чего был помещен в больницу. За все время пребывания Стародумова в больнице Гревцов ни разу не навестил его. Обидевшись на друга, Стародумов составил новое завещание, в котором дом, вклады и машину передавал своему брату, проживающему с ним в течение нескольких лет. Библиотеку еще при жизни он передал институту, в котором проработал много лет.

После смерти Стародумова между его братом и Гревцовым возник спор относительно того, кому должны быть переданы вещи Стародумова, находившиеся в доме. Брат Стародумова считал, что он, как наследник, проживавший совместно с наследодателем, должен получить предметы домашней обстановки и обихода сверх своей доли наследства по завещанию, которое охватывало все имущество Стародумова.

Наши рекомендации