Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
Контрольная работа выполняется студентами заочной формы обучения на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей студентов, овладения навыками самостоятельной работы с научной, научно-методической, нормативно-правовой литературой, формирования умений анализировать и отвечать на вопросы, поставленные темой работы, делать выводы на основе проведенного анализа. Работы приобщают также студентов к научно-исследовательской деятельности, играют важную роль в их профессиональной подготовке.
Важнейшими требованиями к контрольной работе как к исследованию определенной проблемы являются:
· применение общих и специальных методов научного исследования;
· умение работать с социально-политической, экономической и социологической литературой, проявляя при этом творческий подход к изучаемому материалу;
· достаточно высокий теоретический уровень;
· способность самостоятельно, последовательно, аргументировано излагать изученный материал, критически осмысливать изученные источники.
Процесс подготовки работы можно подразделить на следующие этапы: выбор темы; общее ознакомление с литературой; составление библиографии; углубленное изучение источников; составление плана; оформление готовой рукописи.
Контрольная работа – сжатое изложение содержания некоторого текстуального материала (текстуальных источников: книг, брошюр, статей, и др. – целиком или фрагментарно, поодиночке или в комплексе). Ориентировочный объем работы – 15-20 страниц. Учитывая затруднительность освоения объемных текстов в современной действительности при интенсивном разрастании требующей усвоения информации и ускорения темпа жизни, студенту не следует «гнаться за объемом» составляемой им работы, прибегать к обширным описаниям, но имеет смысл стремиться к тщательной «фильтрации» своих мыслей с последующим их кратким, емким изложением, к цитированию наиболее значимых, информативных фрагментов изучаемых текстов, активному использованию схем, таблиц.
Текст контрольной работы выполняется:
ü посредством компьютера: 12 кеглем с полуторным интервалом;
ü посредством печатной машинки: с двойным интервалом;
ü рукописно: ровными строками (не более 35 на страницу), крупным, ясно читаемым почерком.
Титульный лист включает в себя:
ü название учебного заведения;
ü название факультета;
ü название (тему);
ü ФИО автора;
ü номер группы;
ü обозначение семестра, учебного года.
Выполнение контрольной работы начинается с выбора студентом темы– «вектора», задающего направление работы, тезиса, который должен быть раскрыт («развернут») содержанием реферата.
При выборе темы возможны два варианта:
1) выбор темы из заданного перечня тем;
2) самостоятельный выбор темы: в этом случае студенту следует согласовать тему с преподавателем, ведущим семинарские занятия в группе.
Структура работы включает в себя:
1. Название работы:
ü приводится на титульном листе;
2. План работы:
ü приводится на отдельной странице после титульного листа;
ü именуется «ПЛАН»;
ü перечисляет названия разделов с указанием первых страниц этих разделов.
3. Введение:
ü следует после оглавления;
ü именуется формально «ВВЕДЕНИЕ»
ü введение включает в себя:
ü формулировку цели и задач (стратегии) работы;
ü краткое описание используемых текстуальных источников;
ü обоснование актуальности темы
4. Основная часть:
ü следует после введения;
складывается из ряда глав, посвященных отдельным сюжетным линиям, имеющих собственные названия.
5. Заключение:
ü следует после основной части;
ü именуется формально «ЗАКЛЮЧЕНИЕ»;
ü завершает содержание работы в целом;
ü включает в себя:
ü комплекс выводов из содержания основной части работы;
6. Список использованной литературы:
ü следует после заключения;
ü именуется как «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»;
ü включает в себя нумерованный перечень выполненных строго согласно вышеуказанным правилам, расположенных в алфавитном порядке библиографических сведений о реально использованных в работе текстуальных источниках.
Наиболее типичными недостатками при написании контрольных работ являются следующие:
1. неудовлетворительная форма изложения материала – несамостоятельное выполнение работы, т.е. ее текст частично или полностью переписывается из учебных пособий, журналов, статей;
2. чрезмерная загруженность цитатами, примерами без достаточного анализа и выводов;
3. отсутствие какой-либо составной части работы: плана, введения, заключения, списка использованной литературы и т.д.;
4. несоответствие названия работы ее содержательной части;
5. плохо отредактированный текст;
6. неправильное оформление работы, когда в тексте не выделяются пункты плана, изложенный материал не подразделяется по вопросам, отсутствуют необходимые ссылки на источники или неправильное оформление ссылок, не нумеруются страницы.
Выполненная студентом контрольная работа представляется за 1 месяц до зачета. Студенты, не представившие вовремя работу, к зачету не допускаются.
Порядок проведения контроля качества подготовки СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Зачёт – конечная форма изучения предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель зачёта сводится к тому, чтобы завершить курс изучения данной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему знаний и оценить степень ее усвоения. Тем самым зачёт содействуют решению главной задачи учебного процесса – подготовке высококвалифицированных специалистов.
Основными функциями зачёта являются: обучающая; оценивающая; воспитательная. Обучающее значение зачёта проявляется в том, что в ходе зачётной сессии студент обращается к пройденному материалу, сосредоточенному в конспектах лекций, учебниках и других источниках информации. Повторяя, обобщая, закрепляя и дополняя полученные знания, поднимает их на качественно-новый уровень – уровень системы совокупных данных, что позволяет ему понять логику всего предмета в целом. Новые знания студент получает в ходе самостоятельного изучения того, что не было изложено в лекциях и на семинарских занятиях.
Оценивающая функция зачёта состоит в том, что в ходе его подводятся итоги не только конкретным знаниям студентов, но и в определенной мере всей системе учебной работы по курсу. Большое воспитательное значение зачёт имеет, когда он проводится объективно, доброжелательно, с уважительным отношением к личности и мнению студента. В этом случае зачёт стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, собственного достоинства, уважения к науке и преподаванию.
Зачёт по дисциплине «Имиджелогия» имеет свои особенности, которые заключаются в том, что студенты должны в обязательном порядке овладеть знанием основных методов формирования позитивного имиджа, а главное – уметь применить их в практических ситуациях в профессиональной сфере отношений. Поэтому важным этапом подготовки к зачёту по дисциплине является решение практических задач по применению методов формирования имиджа.
При подготовке к зачёту по наиболее сложным вопросам, ключевым проблемам и важнейшим понятиям необходимо делать краткие письменные записи в виде тезисов, планов, определений. Запись включает дополнительные моторные ресурсы памяти. Особое внимание в ходе подготовки к зачёту следует уделять конспектам лекций, ибо они обладают рядом преимуществ по сравнению с печатной продукцией. Как правило, они более детальные, иллюстрированные, что позволяет оценивать современную ситуацию, отражать самую свежую научную и оперативную информацию, отвечать на вопросы, интересующие в данный момент.
В то же время подготовка по одним конспектам лекций недостаточна, необходимо использовать основную и дополнительную учебную литературу, рекомендованную для изучения по дисциплине.
Среди основных критериев оценки ответа студента можно выделить следующие:
· правильность ответа на вопрос, то есть верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов;
· полнота и одновременно лаконичность ответа;
· новизна учебной информации, степень использования последних научных достижений и нормативных источников;
· умение связать теорию с практикой и творчески применить знания к оценке сложившейся ситуации;
· логика и аргументированность изложения;
· грамотное комментирование, приведение примеров и аналогий;
· культура речи.
Все это позволяет преподавателю оценивать как знания, так и форму изложения материала.
Оценка знаний на зачёте производится в форме «зачтено» или «незачтено» на основании критериев, определенных в соответствующих документах по регламентации учебного процесса в вузе:
- учёт посещаемости студентом занятий;
- наличие конспекта;
- степень участия в работе на семинарских и практических занятиях;
- знание основных положений теоретического курса и практическое их применение.