Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется студентами заочной формы обучения на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей студентов, овладения навыками самостоятельной работы с научной, научно-методической, нормативно-правовой литературой, формирования умений анализировать и отвечать на вопросы, поставленные темой работы, делать выводы на основе проведенного анализа. Работы приобщают также студентов к научно-исследовательской деятельности, играют важную роль в их профессиональной подготовке.

Важнейшими требованиями к контрольной работе как к исследованию определенной проблемы являются:

· применение общих и специальных методов научного исследования;

· умение работать с социально-политической, экономической и социологической литературой, проявляя при этом творческий подход к изучаемому материалу;

· достаточно высокий теоретический уровень;

· способность самостоятельно, последовательно, аргументировано излагать изученный материал, критически осмысливать изученные источники.

Процесс подготовки работы можно подразделить на следующие этапы: выбор темы; общее ознакомление с литературой; составление библиографии; углубленное изучение источников; составление плана; оформление готовой рукописи.

Контрольная работа – сжатое изложение содержания некоторого текстуального материала (текстуальных источников: книг, брошюр, статей, и др. – целиком или фрагментарно, поодиночке или в комплексе). Ориентировочный объем работы – 15-20 страниц. Учитывая затруднительность освоения объемных текстов в современной действительности при интенсивном разрастании требующей усвоения информации и ускорения темпа жизни, студенту не следует «гнаться за объемом» составляемой им работы, прибегать к обширным описаниям, но имеет смысл стремиться к тщательной «фильтрации» своих мыслей с последующим их кратким, емким изложением, к цитированию наиболее значимых, информативных фрагментов изучаемых текстов, активному использованию схем, таблиц.

Текст контрольной работы выполняется:

ü посредством компьютера: 12 кеглем с полуторным интервалом;

ü посредством печатной машинки: с двойным интервалом;

ü рукописно: ровными строками (не более 35 на страницу), крупным, ясно читаемым почерком.

Титульный лист включает в себя:

ü название учебного заведения;

ü название факультета;

ü название (тему);

ü ФИО автора;

ü номер группы;

ü обозначение семестра, учебного года.

Выполнение контрольной работы начинается с выбора студентом темы– «вектора», задающего направление работы, тезиса, который должен быть раскрыт («развернут») содержанием реферата.

При выборе темы возможны два варианта:

1) выбор темы из заданного перечня тем;

2) самостоятельный выбор темы: в этом случае студенту следует согласовать тему с преподавателем, ведущим семинарские занятия в группе.

Структура работы включает в себя:

1. Название работы:

ü приводится на титульном листе;

2. План работы:

ü приводится на отдельной странице после титульного листа;

ü именуется «ПЛАН»;

ü перечисляет названия разделов с указанием первых страниц этих разделов.

3. Введение:

ü следует после оглавления;

ü именуется формально «ВВЕДЕНИЕ»

ü введение включает в себя:

ü формулировку цели и задач (стратегии) работы;

ü краткое описание используемых текстуальных источников;

ü обоснование актуальности темы

4. Основная часть:

ü следует после введения;

складывается из ряда глав, посвященных отдельным сюжетным линиям, имеющих собственные названия.

5. Заключение:

ü следует после основной части;

ü именуется формально «ЗАКЛЮЧЕНИЕ»;

ü завершает содержание работы в целом;

ü включает в себя:

ü комплекс выводов из содержания основной части работы;

6. Список использованной литературы:

ü следует после заключения;

ü именуется как «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»;

ü включает в себя нумерованный перечень выполненных строго согласно вышеуказанным правилам, расположенных в алфавитном порядке библиографических сведений о реально использованных в работе текстуальных источниках.

Наиболее типичными недостатками при написании контрольных работ являются следующие:

1. неудовлетворительная форма изложения материала – несамостоятельное выполнение работы, т.е. ее текст частично или полностью переписывается из учебных пособий, журналов, статей;

2. чрезмерная загруженность цитатами, примерами без достаточного анализа и выводов;

3. отсутствие какой-либо составной части работы: плана, введения, заключения, списка использованной литературы и т.д.;

4. несоответствие названия работы ее содержательной части;

5. плохо отредактированный текст;

6. неправильное оформление работы, когда в тексте не выделяются пункты плана, изложенный материал не подразделяется по вопросам, отсутствуют необходимые ссылки на источники или неправильное оформление ссылок, не нумеруются страницы.

Выполненная студентом контрольная работа представляется за 1 месяц до зачета. Студенты, не представившие вовремя работу, к зачету не допускаются.

Порядок проведения контроля качества подготовки СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

Зачёт – конечная форма изучения предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель зачёта сводится к тому, чтобы завершить курс изучения данной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему знаний и оценить степень ее усвоения. Тем самым зачёт содействуют решению главной задачи учебного процесса – подготовке высококвалифицированных специалистов.

Основными функциями зачёта являются: обучающая; оценивающая; воспитательная. Обучающее значение зачёта проявляется в том, что в ходе зачётной сессии студент обращается к пройденному материалу, сосредоточенному в конспектах лекций, учебниках и других источниках информации. Повторяя, обобщая, закрепляя и дополняя полученные знания, поднимает их на качественно-новый уровень – уровень системы совокупных данных, что позволяет ему понять логику всего предмета в целом. Новые знания студент получает в ходе самостоятельного изучения того, что не было изложено в лекциях и на семинарских занятиях.

Оценивающая функция зачёта состоит в том, что в ходе его подводятся итоги не только конкретным знаниям студентов, но и в определенной мере всей системе учебной работы по курсу. Большое воспитательное значение зачёт имеет, когда он проводится объективно, доброжелательно, с уважительным отношением к личности и мнению студента. В этом случае зачёт стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, собственного достоинства, уважения к науке и преподаванию.

Зачёт по дисциплине «Имиджелогия» имеет свои особенности, которые заключаются в том, что студенты должны в обязательном порядке овладеть знанием основных методов формирования позитивного имиджа, а главное – уметь применить их в практических ситуациях в профессиональной сфере отношений. Поэтому важным этапом подготовки к зачёту по дисциплине является решение практических задач по применению методов формирования имиджа.

При подготовке к зачёту по наиболее сложным вопросам, ключевым проблемам и важнейшим понятиям необходимо делать краткие письменные записи в виде тезисов, планов, определений. Запись включает дополнительные моторные ресурсы памяти. Особое внимание в ходе подготовки к зачёту следует уделять конспектам лекций, ибо они обладают рядом преимуществ по сравнению с печатной продукцией. Как правило, они более детальные, иллюстрированные, что позволяет оценивать современную ситуацию, отражать самую свежую научную и оперативную информацию, отвечать на вопросы, интересующие в данный момент.

В то же время подготовка по одним конспектам лекций недостаточна, необходимо использовать основную и дополнительную учебную литературу, рекомендованную для изучения по дисциплине.

Среди основных критериев оценки ответа студента можно выделить следующие:

· правильность ответа на вопрос, то есть верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов;

· полнота и одновременно лаконичность ответа;

· новизна учебной информации, степень использования последних научных достижений и нормативных источников;

· умение связать теорию с практикой и творчески применить знания к оценке сложившейся ситуации;

· логика и аргументированность изложения;

· грамотное комментирование, приведение примеров и аналогий;

· культура речи.

Все это позволяет преподавателю оценивать как знания, так и форму изложения материала.

Оценка знаний на зачёте производится в форме «зачтено» или «незачтено» на основании критериев, определенных в соответствующих документах по регламентации учебного процесса в вузе:

- учёт посещаемости студентом занятий;

- наличие конспекта;

- степень участия в работе на семинарских и практических занятиях;

- знание основных положений теоретического курса и практическое их применение.

Наши рекомендации