Индуктивная демонстрация
Общее в частных случаях
познается путем сравнения.
Сократ
Индуктивная демонстрация наравне с дедуктивной является главным видом речевого доказательства. В основе индуктивной демонстрации лежит понятие индукции (лат. induction — наведение) — в широком смысле слова — форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса.
Индуктивное умозаключение сложилось в процессе многовековой практики людей. В течение десятков тысяч лет человек много раз замечал и фиксировал такие, например, явления: когда при изготовлении каменного топора быстро шлифуется один камень о другой, то оба трущиеся камня нагреваются; когда при сооружении лодки выскабливается древесина из ствола дерева, то нагреваются и дерево, и нож; когда во время постройки жилища приходится быстро волочить большое сухое дерево по другим сухим деревьям, то трущиеся стороны деревьев становятся горячими; если быстро покрутить палку в углублении деревянного бруска, то от получившейся в результате трения теплоты может вспыхнуть сухой прут; зимой, когда замерзнут руки, стоит потереть их друг о друга, и они быстро начинают согреваться и т.п.
Так, исследуя явления природы, наблюдая и изучая отдельные предметы, факты и события, люди приходили к общему правилу. Этот процесс познания совершался индуктивно: от единичных суждений человек шел к обобщениям, в которых выражалось знание общего правила, общей закономерности.
Никакое теоретическое мышление вообще не было бы возможно, если бы человек индуктивным путем не приходил к установлению тех или иных общих положений. Пока человек не изучил на практике различные металлы, он не знал общего правила, по которому можно определить пригодность того или иного металла, например, для изготовления сверла или ножа. Пока человек не познакомился с отдельными жидкостями, он не мог знать, что "все жидкости упруги". Пока человек в процессе трудовой деятельности не начал исследовать отдельные газы, он и представления не имел об общем законе равномерного давления газов на стенки сосудов.
Изучение любых областей внешнего мира человек начинает с исследования единичных предметов, а не с изучения общих положений, общих закономерностей. Это не означает, конечно, что из одних общих правил нельзя логически вывести другие. Это не означает также, что то или иное общее правило нельзя почерпнуть из книги или из беседы с другим человеком. Но при этом ясно одно: новые общие правила, полученные логическим путем, не могли бы возникнуть, если бы не было тех общих положений, которые легли в их основу. А исходные общие положения вырабатываются в процессе человеческого опыта.
Одним из первых, кто начал исследовать индуктивные приемы мышления, был Сократ. Знания, говорил он, есть понятия об общем, а общее в частных случаях познается путем сравнения этих случаев между собой, т.е. от частного надо идти к общему. Сократ изобрел ставший хорошо известным метод майевтики (в пер. с греч. — акушерское, повивальное искусство), который является одним из приемов установления истины. Метод Сократа заключается в следующем: с помощью искусно поставленных вопросов и полученных ответов привести собеседника к истинному знанию. Подобно повивальной бабке, помогающей рождению ребенка, Сократ помогал "рождению мысли". Майевтика была родственна элементарным индуктивным приемам. Сократ искал общее в частных случаях путем сравнения этих случаев между собой.
Майевтика всегда выступала в сочетании с другими приемами сократовского метода: 1) иронией, заключающейся в том, что собеседника уличают в противоречивости, а следовательно, в незнании; 2) индукцией, требующей восходить к общим понятиям от обычных представлений, единичных примеров из обыденной жизни; 3) дефиницией, означающей постепенное восхождение к правильному определению понятия в результате исходных определений.
Спор по методу майевтики должен идти таким образом: от собеседника требуют дефиниции (определения) обсуждаемого вопроса; если ответ оказывается поверхностным, собеседники привлекают примеры из повседневной жизни и уточняют первое определение; в результате получается более правильная дефиниция, которая снова уточняется с помощью новых примеров, и так до тех пор, пока не "родится" истинная мысль.
Таким образом, метод майевтики включал в себя элементарные индуктивные приемы. Указав на то, что Сократ стремился делать логические умозаключения, Аристотель писал: "И по справедливости две вещи надо было бы отнести за счет Сократа — индуктивные рассуждения и образование общих определений..." Аристотель много занимался проблемами теории индукции. Он выявил такие виды индукции, как индукция через простое перечисление и неполная индукция. Индукцией особенно заинтересовались в XVII—XVIII вв., когда быстро начали развиваться естественные науки.
В узком смысле слова термин индукция имеет три значения.
Первое значение — индуктивное умозаключение — такое умозаключение, в результате которого на основании знания об отдельных предметах данного класса получается общий вывод, содержащий какое-либо знание о всех предметах класса. Рассмотрим, например, два следующих рассуждения.
Первое рассуждение:
Натриевая селитра хорошо растворима в воде;
Калиевая селитра хорошо растворима в воде;
Аммиачная селитра хорошо растворима в воде;
Кальциевая селитра хорошо растворима в воде;
Никаких иных селитр больше неизвестно;
Все селитры хорошо растворимы в воде.
Второе рассуждение:
Круг пересекается прямой в двух точках;
Эллипс пересекается прямой в двух точках;
Парабола пересекается прямой в двух точках;
Гипербола пересекается прямой в двух точках;
Круг, эллипс, парабола и гипербола —
это все виды конических сечений;
Все конические сечения пересекаются прямой
в двух точках.
Данные умозаключения различаются по содержанию. Форма же связи мыслей в них одна и та же. В обоих случаях рассуждение развивается индуктивно, т.е. от знания об отдельных предметах к знанию о классе, от знания одной степени общности к новому знанию большей степени общности. В индуктивном умозаключении возможен ход мысли не только от отдельных предметов к общему, но и от подклассов к общему.
Индуктивное умозаключение выступает в двух видах: полная индукция и неполная индукция. Полной индукцией называется такой вид индуктивного умозаключения, в результате которого делается общий вывод обо всем классе каких-либо предметов на основании знания о всех без исключения предметах этого класса.
Например:
В понедельник на прошлой неделе шел дождь;
Во вторник шел дождь;
В среду шел дождь;
В четверг шел дождь;
В пятницу шел дождь;
В субботу шел дождь;
В воскресенье шел дождь;
На прошлой неделе все дни шел дождь.
Зная, что неделя не имеет никаких других дней, кроме упомянутых в посылках, вполне правомерно сделать вывод: на прошлой неделе все дни шел дождь.
В результате полной индукции получено в первых двух рассмотренных примерах знание о том, что все селитры хорошо растворимы в воде, а также что все конические сечения пересекаются прямой в двух точках. Полная индукция характеризуется тем, что общий вывод извлекается из ряда суждений, сумма которых полностью исчерпывает все случаи данного класса. То, что утверждается в каждом суждении о каждом отдельном предмете данного класса, в выводе относится ко всем входящим в него предметам. Формула полной индукции такова:
S1 есть Р;
S2 есть Р;
S3 есть Р;
но S1,S2, S3 исчерпывают весь класс;
Все S есть P.
Полную индукцию Аристотель называл "силлогизмом по индукции". Некоторые логики, приводя такой пример: