Парадигма саморазвития регионов
Данный концептуальный подход был разработан в 1995 г. членами экспертно-консультативного совета Аналитического центра Государственной Думы РФ в ходе подготовки совещания по проблемам региональной безопасности. В дальнейшем данная концепция развивалась и использовалась рядом аналитических структур. Суть нового концептуального подхода[132] состоит в следующем.
В отличие от существующих подходов к изучению обстановки в регионах, основанных на анализе показателей ведущейся на ее территории социальной и хозяйственной деятельности, исследования осуществляются исходя из предпосылки саморазвития регионов на основе самодостаточности. В основе методики исследований лежит анализ ресурсных возможностей и характеристик эффективности их использования в организации жизнедеятельности и управлении социальным развитием региона.
Под регионом понимаетсятерриториальное пространство, на котором живут и работают люди и в результате организации своей жизнедеятельности воспроизводят определенный уклад жизни населения. По этому признаку еще Б. Столыпин определял границы административных единиц — губерний и уездов, изучая уклад жизни населения на жизненном цикле 50-70 лет.[133] Современное административно-территориальное деление в России не совпадает по критерию уклада жизни с границами регионов, которые могут изменять свою конфигурацию в связи с изменением социальных процессов в стране. Поэтому при исследовании принято следующее допущение, что все рассуждения будут относиться к регионам как субъектам федерации в нынешнем административном делении, но с учетом того, что эти границы могут быть размытыми.
В исследовании регион представляется как сложная саморазвивающаяся система, в которой руководителем регулируется баланс между темпами экономического и социального развития, исходя из наличия всех видов внутренних ресурсов и возможностей получения внешних, федеральных. Линия социального развития региона будет складываться из линии регионального и отраслевого развития. Авторами концепции подразумевается, что руководящие структуры региона отказались от позиции бездумного и безответственного исполнителя распоряжений, исходящих от руководства объемлющей регион распределительной или отраслевой структуры, в пользу рационального и ответственного управления регионом.
Исследование ресурсных возможностей региона предполагается проводить на основе выявления и моделирования социально-экономических структур региона, обеспечивающих его экономический потенциал. Далее с учетом специфики региона определяются приоритеты базовых процессов, адекватных изменению ситуации в регионе.[134]
В качестве основного измерителя региональных процессов вводится понятие региональный ресурс, т. е. региональные возможности запуска и реализации региональных процессов саморазвития, процессов воспроизводства жизненного уклада[135]. При этом допускается, что регион может развиваться только за счет внутренних ресурсов, а повышение темпа развития региона возможно только за счет использования избыточного регионального ресурса. Несбалансированные процессы расходования ресурсов (например, продажа регионального ресурса в условиях дефицита) способно запустить процесс, при котором внутреннее устройство и противодействие слабеет, а внешние силы работают на разрушение внутренней структуры. Такой феномен зачастую наблюдается в свободных экономических зонах (СЭЗ).
С учетом сказанного внешнее управление темпами развития регионов со стороны управляющих структур более высоких уровней не должно приводить к такому замедлению темпов развития регионов, при котором преодолевается нижний предел, позволяющий обеспечить стабильное развитие данного региона. В случае, когда достигнут нижний порог темпов развития, характерных для данного региона, дальнейшее их замедление может привести к необратимым разрушительным процессам в структуре региона. Такие явления могут быть обусловлены попытками центра за счет перераспределения региональных доходов регулировать социальную ситуацию в неблагополучных регионах — неожиданно вместо группы относительно благополучных регионов может быть получена группа неблагополучных. В этом случае разрушаются механизмы функционирования экономики, воспроизводства самого ценного национального ресурса — народа, составляющего костяк патриотического слоя нации.
Подобные процессы наблюдались и в период 1960-70-х годов, когда в результате введения отраслевой структуры народного хозяйства, укрупнения сельскохозяйственных производств и борьбы за повышение их эффективности произошло сокращение сельскохозяйственного производства в результате вымирания «неперспективных» деревень (оптимизация отдельных отраслевых показателей эффективности вне системного подхода привела к деградации системы в целом). Причиной этого являлось расслоение единой структуры управления регионом, что воспрепятствовало действию механизмов саморазвития, действие которых обусловлено свободной динамикой целей.
Аналогичные процессы происходят и сегодня, только в больших масштабах: в результате непродуманной тарифной политики, ориентированной на получение сиюминутной выгоды вымирают целые сельскохозяйственные комплексы с развитой производственной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Эти с/х предприятия, работающие на нижнем пределе рентабельности, производящие с/х продукцию, оплачивающие труд сельского населения, снижающие социальную напряженность в регионе, исправно платящие налоги, потребляющие и оплачивающие потребляемые энергоресурсы теряют потенциал развития, оказываются не в состоянии восстанавливать и модернизировать необходимое оборудование. В результате теряют все, но в первую очередь — сельское население и государство. Энергетики же, постоянно повышающие тарифы, как ни странно, ничего не теряют — высвободившиеся ресурсы теперь могут быть проданы на бирже энергоресурсов.
Это оказывается выгодно транснациональным корпорациям, зарубежным СЭД и спецслужбам, действующим через внутренние центры сил, не помышляющие об интересах государства, а также используя внешнее давление на регионы со стороны Федеральных структур. Речь здесь не идет о том, что зарубежные государства составили зловещий заговор против России — просто, также как и российские структуры, призванные обеспечивать условия для стабильного и безопасного существования государства и его граждан, зарубежные государственные структуры решают аналогичные задачи. «Ничего личного», как принято говорить на Западе — это честная игра, и таковы ее правила. Эти организации преследуют цели обеспечения оптимальных условий для собственного развития, развития экономики своих стран, а значит — обеспечения рынков сбыта, дешевого сырья, рабочей силы — всего того, что может дать экономически ослабленное государство с неразвитой промышленностью.
В качестве одного из важнейших индикаторов для выявления реальных процессов развития региона может выступать состояние (характеристика наличествующих ресурсов) и направленность интересов центров сил. По этому комплексному показателю можно выявить основную составляющую вектора развития как отдельных региональных систем, так и всего региона в целом. С одной стороны, центры сил выступают в качестве своеобразных аккупунктурных точек региона, воздействуя на которые можно получить желаемый управленческий эффект. С другой же стороны, зная характеристики результирующего вектора интересов центров сил, их можно сопоставлять с нормативной, а по величине отклонения принимать решение о характере требующихся управленческих решений.
Однако для сопоставления и оценивания ЦС требуется ввести некую метрику общезначимую для любой разновидности центра сил. С этой целью вводится понятие обобщенного ресурса (как видим, это понятие довольно широко используется при построении моделей социально-экономических систем).
Под обобщенным ресурсом понимается всякая субстанция или процесс, которыми могут владеть, распоряжаться, и пользоваться различные субъекты. Распределенная форма ресурса, проявляемая в виде единичного процесса или явления (эффекта в оригинальной терминологии), называется обобщенным полем ресурса. Градиент (направление наибольшего роста) изменения поля обобщенного ресурса именуется обобщенной силой. В ходе исследования необходимо учитывать динамику соотношений различных процессов, явлений и ресурсов.
В качестве исходных утверждений постулируются следующие:
1. Любое действие или деятельность строятся на реализации определенного вида процессов и явлений: природных (физических, химических, энергетических, биологических, генетических и т. п.); общественных (социальных, экологических, психических, информационных); организационных (организационно-управленческих, системных, хозяйственных, экономических, кумулятивных, синергетических); деятельностных (процессах специализации, технологических, производственных, коммерческих).
2. Каждый вид процесса позволяет осуществлять преобразование одного вида ресурса в другой, необходимый для организации жизнедеятельности людей. В качестве основных видов ресурсов используют: человеческий ресурс (интеллектуальный, профессиональный, физический, кадровый, психологический, духовно-нравственный); природный ресурс (вода, воздух земля, природные ископаемые, растительный и животный мир, экологический, биологический и т. п.); производственный ресурс (энергетический, технологический, организационно-управленческий, экономический, финансовый); государственный ресурс (административный, социальный, национальный, отраслевой, культурный, военный, транспортный, территориальный, географический).
3. Всевиды ресурсов складываются в определение типы ресурсов, с помощью которых осуществляется регулирование функционирования и развития всей государственной структуры общества. К таким типам ресурсов можно отнести: национальный ресурс; региональный ресурс; стратегический ресурс; геополитический ресурс.
Национальный ресурс отражает способность нации к воспроизводству своих ценностей и саморазвитию. Национальный ресурс определяется, в том числе и степенью приверженности людей определенным духовно-нравственным ценностям. Чем большее количество людей руководствуются в своей жизни этими ценностями, тем большим потенциалом такая нация обладает.
Региональный ресурс отражает способность региона функционировать и развиваться в рамках установившегося уклада жизни людей. Региональный ресурс может расходоваться лишь при условии наличия его избытка, возможности его воспроизводства и/или обеспечения адекватной компенсации иными видами ресурсов или продукции, поступающих извне.
Стратегический ресурс отражает способность страны функционировать в качестве самостоятельной территориальной единицы и самостоятельно управлять темпами своего развития в условиях конкурентоспособности соседних государств.
Геополитический ресурс отражает способность страны повысить темп своего развития за счет использования ресурсов других стран.
Предложенный подход позволяет рассматривать угрозы, как попытки монопольного овладения тем или иным ресурсом, его истощения, дезинтеграции или деградации. Соответственно, с этих позиций угрозами безопасности следует считать в том числе и такие, как:
- подмена систематического образования специальной подготовкой кадров и профориентацией (деградация человеческого ресурса);
- внедрение отраслевой структуры управления региональными образованьями: производством, образованием, наукой (дезинтеграция ресурса);
- привитие народу приоритета экономического над нравственным (деградация ресурса);
- подавление национальной культуры суррогатной культурой (деградация ресурса);
- разрушение гендерных стереотипов (деградация и дезинтеграция ресурса);
- разрушение института семьи (деградация и дезинтеграция ресурса) и иные[136].
Чтобы противостоять разрушительным тенденциям, необходимы усилия, направленные на развитие позитивных процессов в регионах с привлечением региональных ресурсов. Управленческие решения федерального центра и местных администраций должны быть направлены на формирование механизмов функционирования и развития регионов.