Урок 2 . механизмы памяти

Содержание урока

2.1. Теория. Анатомическая структура памяти. Физиоло­гия памяти. Алгоритм памяти (процессы памяти). Механизмы воздействия на память: черно-белые элементы, цвета, объемы.

2.2. Методические материалы к уроку 2: Методические материалы урока I (см. п. 1.2 урока I). Окно мнемониста. Иконические фигуры: крест, круг, квадрат, прописные буквы А, М, П и цифра 1. Алгоритм памяти, рабочая матрица №1 для тренировки памяти. Методический текст № 1 «Чайная церемо­ния». Книга научно-популярного характера (Q-140 000 зн.).

2.3. Упражнения.

2.3.1. Работа с окном мнемониста.

2.3.2. Чтение и работа с медитативным текстом №1 «Чайная церемония».

2.4.Выполнение ежедневного комплекса упражнений про­граммы «Сатори» (см. п. 1.4 урока I).

2.5. Выполнение контрольного задания по уроку 2.

2.5.1. Чтение книги в режиме «Сатори».

2.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 1 для тренировки памяти.

2.5.3. Ответы на вопросы по медитативному тексту № 1 «Чайная церемония».

2.6. Отчет по уроку 2.

Теория

В головном мозге человека существует мощный аппарат, называемый системой памяти. На памяти, как на одном из факторов, базируется процесс обучения и происходит психи­ческое развитие личности.

Анатомическая структура памяти. Древние восточные учения установили, что всех людей по творческим способностям можно подразделить на два типа, .По терминологии рус­ского физиолога И.П.Павлова, занимавшегося исследованиями работы мозга, это тип мыслителей и тип ху­дожников. Мыслители хорошо запоминают логическую ин­формацию, а художники — зрительную.

Современные исследования учеными работы головного мозга дают научное понимание явлений, на которые обратили внимание древние учителя Востока, и подтверждают их.
Ока­залось, что полушария головного мозга специализированы: каждое из них обладает определенными функциями. В виде­нии левого (логического) полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, а также решение задач, требующих применения логики. Таким образом, левое полушарие ведает рациональным, аналитическим, вербаль­ным (логическим) мышлением. Следовательно, если у челове­ка лучше развита словесно-логическая память и его «ведет» левое полушарие, то этого человека можно отнести к типу мыслителей. Правое же полушарие имеет прямое отношение к образному, синтетическому, «целостному» восприятию дей­ствительности, без ее дробления. Таким образом, правое по­лушарие ведает интуицией, пространственно-образным мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита зрительная и слуховая образная память и его «ведет» правое полушарие, этого человека можно отнести к типу художников.

Комплекс упражнений программы «Сатори» обеспечивает гармонизацию работы левого и правого полушарий, поскольку слушатель программы должен быть и мыслителем, и художни­ком одновременно.

Для лучшего зрительного восприятия и запоминания пред­ставим анатомическую структуру памяти в виде таблицы (рис.9).

Левое полушарие Правое полушарие
Логика Интуиция
Вербальное мышление (логическое) Речь Чтение Письмо Невербальное мышление (пространственно – образное)
Сознательная деятельность мозга – 10 % Подсознательная деятельность мозга – 90%
     

Рис.9. Анатомическая структура памяти

В обыденной жизни каждое из двух полушарий дополняет одно другое. Правое имеет преимущество в сфере неизвестно­го, нового, парадоксального, неопределенного, нешаблонного. Левое упорядочивает и систематизирует опыт, позволяет из­бежать хаоса и неразберихи.

Наша цивилизация со времен Аристотеля пошла по пути пре­имущественного развития левого логического полушария, в ре­зультате чего большая часть человечества утратила способ­ность использовать свое подсознание, отказавшись тем самым от важных источников информации. На уровне сознательной деятельности функционирует только 10% нашего мозга, под­сознательная деятельность — это 90% (см.рис.9).

Из этого можно сделать вывод, который лежит в основе программы «Сатори»: без воздействия на механизмы подсоз­нательных процессов, без управления подсознательной сфе­рой невозможно решить задачу дальнейшей активизации творческой деятельности и развития механизмов памяти.Чтобы успешнее воздействовать на механизм, нужно уяс­нить себе особенности его функционирования. Рассмотрим схему поступления информации в мозг (рис.10).

 
  урок 2 . механизмы памяти - student2.ru

Рис. 10. Схема поступления информации в мозг

Информация от левого и правого глаза поступает в мозг двумя путями — напрямую и перекрестно (см.рис.10). По­лушария мозга соединяются мозолистым телом — пластом нервных волокон, что делает возможным коммуникацию меж­ду полушариями со скоростью, измеряемой тысячами импуль­сов в минуту.

Слушатель программы «Сатори» должен научиться вклю­чать то одно, то другое полушарие, а также знать, как давать отдых то одному, то другому полушарию мозга во время самой напряженной работы. Предлагаемая нами «Техника трени­ровки памяти», включающая в себя целый комплекс упражне­ний (таких, как «ТМ—Сатори», упражнение с окном мнемониста, работа с медитативными текстами и ряд других упражнений), позволяет достичь выравнивания активности полушарий. При доминантности левого полушария гармони­зация работы полушарий произойдет за счет снижения актив­ности левого полушария и повышения активности правого. При доминантности правого полушария гармонизация работы полушарий произойдет за счет снижения активности правого полушария и повышения активности левого полушария. «Тех­ника тренировки памяти» уникальна своей универсально­стью, так как она позволяет уравновесить деятельность полушарий мозга, оказывает воздействие на механизмы со­знания и подсознания, является эффективным методом само­регуляции. Занимаясь по нашей программе, вы активизируете свою память. Когда включается механизм подсознательной деятельности, легко читается и запоминается в состоянии «сатори». Со временем вы можете вызывать его произвольно, следуя нашим рекомендациям.

Как вы, наверное, уже заметили, а в дальнейшем будете все больше убеждаться в этом, наши занятия построены так, что происходит воздействие на оба полушария мозга сразу, одно­моментно.

Девиз программы «Сатори»:

РАБОТАТЬ И ОТДЫХАТЬ В БЫСТРОМ ТЕМПЕ!

Физиология памяти. По своей природе память многооб­разна: осознаваемая, неосознаваемая, кратковременная, дол­говременная, эмоциональная, зрительная, слуховая, словесно-логическая, двигательная. У разных людей превали­руют различные виды памяти. Общепринято выделение видов памяти по длительности хранения информации. Обычно у ху­дожников хорошо развита зрительная память, у музыкантов — слуховая, у спортсменов, как правило, доминирует двига­тельная память, а у мыслителей, философов, политиков, дип­ломатов — словесно-логическая.

Зрительная память (а для слушателя программы «Сатори» она наиболее важная) бывает трех типов: иконическая — сен­сорный (чувствующий) регистр; кратковременная и долговременная.

Продолжительность хранения данных в сенсорном регист­ре всего несколько сотен миллисекунд. Если по истечении этого времени вы не сумели использовать полученную инфор­мацию, т.е. не передали ее дальше, она теряется безвозвратно.

Сигналы, поступившие в кратковременную память, удер­живаются более длительное время — примерно 15—30 сек. Это время определяется типом информации на входе. Содержимое в кратковременной памяти также необратимо исчезает. При необходимости распознавания воспринятой информации и за­поминания ее на длительный срок функционирует уже долго­временная память, в которой данные могут храниться фактически без потерь.

 
  урок 2 . механизмы памяти - student2.ru

Рис. 11. Физиология памяти

Все вышеизложенное изображено в виде схемы на рис. 11.

Алгоритм памяти (процессы памяти). Память - это спо­собность нервной системы, точнее, головного мозга восприни­мать окружающую нас действительность, запечатлевать, записывать, фиксировать ее в нервных клетках, хранить вос­принятые сведения, а затем, по мере необходимости, воспро­изводить или называть нужное.

Для лучшего зрительного восприятия и запоминания эту текстовую запись представим в виде четырех блоков «Алгорит­ма памяти» (см.рис.12).

Эффективность памяти определяется ее воспроизведени­ем. Для того чтобы обеспечить дальнейший качественное вос­произведение, надо грамотно организовать процессы восприятия, записи, хранения информации. В чем же слож­ность этой задачи? Сложность состоит в том, что некоторые процессы памяти не поддаются прямому, непосредственному управлению.

В программе «Доминанта 2000-го года» мы организуем вос­приятие по интегральному алгоритму чтения. Процессы же записи и хранения такому прямому, непосредственному воз действию не подлежат.

 
  урок 2 . механизмы памяти - student2.ru

Рис. 12. Алгоритм памяти

Но мы можем найти средства воздей­ствия на механизмы этих процессов. Дело в том, что процессы записи и хранения в значительной степени происходят на под­сознательном уровне, отсюда задача — воздействовать на наше подсознание и, следовательно, активизировать деятельность правого полушария.

Механизмы воздействия на память. Рассмотрим, как происходит процесс закрепления поступающей информации (см.рис. 11). Мы воспринимаем что-то, мгновенно срабатывает механизм иконической памяти — это мгновенный последова­тельный образ-икона, то, что мгновенно запечатлевается. За­тем происходит обработка в кратковременной памяти, именно на данном этапе идет эффективный обмен информацией с рабочим буфером: известно — неизвестно, знаю эту тему — не знаю, читал — не читал, слышал где-то что-то... И, наконец, только то, что попадает в долговременную память, подлежит дальнейшему эффективному четкому воспроизведению. Ме­ханизм воздействия на рабочий буфер — как бы промежуточ­ный элемент памяти — также чрезвычайно важен, и мы ставим задачу активизации именно этой сферы деятельности нашего мозга.

В программе «Сатори» используется ряд механизмов воз­действия на память: вначале мы будем работать с черно-белы­ми элементами — это «окно мнемониста» с сопутствующими ему элементами и текстами; затем перейдем на активизацию цветом. Цвет имеет исключительно важное значение. В уро­ке 1 вы уже поработали с мандалой, ощутили воздействие цветом — никогда раньше ваш мозг не работал в таких усло­виях, чтобы цветовая гамма такой насыщенности и такой контрастности оказывала воздействие на рефлекторные фун­кции вашего зрения, сетчатки глаза и соответствующих отде­лов коры головного мозга. Затем мы перейдем к активизации восприятия объемов. Объемное восприятие имеет чрезвычай­но важное значение для процессов памяти.

Таковы основные направления и принципы работы меха­низмов, обеспечивающих более эффективную деятельность нашей памяти.

В уроке 2 вам предстоит освоить один из таких механизмов воздействия на вашу память — это упражнение «Работа с окном мнемониста», представляющее собой один из приемов мнемотехники.

Мнемотехника — система различных приемов, облегчаю­щих запоминание и увеличивающих объем памяти путем об­разования дополнительных ассоциаций. Что такое «окно»? Это иконичсская фигура, поскольку данный символ сопровож­дает нас постоянно с самого рождения. День начинается с окна

(первое,что мы делаем, просыпаясь, — это смотрим в окно:

какая на улице погода, как одеты люди и т.д.) и заканчивается им же. Окно — образ, состоящий из простых иконических фигур: квадрата и креста (переплета). Эти фигуры и еще круг также сопровождают нас всю жизнь и запечатлены у нас в подсознании в иконической (сенсорной) памяти. Вот почему работа с ними очень эффективна, в чем вы убедитесь, присту­пив к выполнению упражнений урока 2.

Наши рекомендации