Немного о культуре гедонизма
Живу для удовольствия,
Стремлюсь к нему всё время я!
Не нужно мне наркотиков —
Я в развлечениях старею.
Конечно эмоциональная зависимость и наркотическая зависимость[58] — вещи вроде бы разные. Но «природа» их в общем-то одинаковая.
Разница в том, как человек пытается обеспечить себе постоянную эмоциональную эйфорию и максимально избежать эмоциональной подавленности. Есть разные способы, с помощью которых можно держать себя в постоянной эмоциональной взвинченности (либо по меньшей мере избегать эмоциональной подавленности) без принятия экзогенных наркотических средств. В этой книге мы их содержательно почти не рассматриваем[59]. Самый простой, быстрый и доступный способ «поднять настроение» это — принятие экзогенных психотропов[60], что и является основной темой этой книги.
И всё же остался не рассмотренным ещё один важный вопрос: можно ли активизировать самостоятельную выработку нейропептидов организмом (эндогенных нейропептидов) ради получения удовольствия? Он тесно связан с другим вопросом: а хороша ли она, культура удовольствий?
Гедонизм (от греческого hedone – наслаждение) – тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. В систематизированном виде как тип этического учения гедонизм был впервые развит в учении греческого философа-сократика Аристиппа Киренского (435–355 до н.э.), учившего, что добром является всё то, что доставляет наслаждение.
Вот такое вот учение. Западная культура, свалившаяся на головы народов бывшего СССР, основана во многом на основных принципах гедонизма. Толпу заманивают постоянными удовольствиями и учат уходить от страданий. Субкультуры гедонизма могут приобретать самые разнообразные формы, которые подкрепляются самыми привлекательными теоретическими учениями.
Одним из таких учений (даже целой церковью) является учение Рона Хаббарда (Дианетика). Это учение пропагандирует целый спектр так называемых психотехник, после которых человек перестаёт болезненно реагировать на страдания и как бы учится находить в жизни больше удовольствий. Правда при этом человек теряет свою уникальность, становится как бы машиной-автоматом, бессовестным и бездушным…
Самое новое западное учение о том, как стать счастливым в жизни и научиться получать всё новые и новые удовольствия, также уходя от страданий, описано в таких известных популярных книгах как «Секрет», «Что мы вообще знаем?» и некоторых других[61].
Но это всё, несмотря на современную терминологию и красивую подачу — разновидности культуры гедонизма. А сама культура гедонизма возникла как потребность красивого культурного оформления «животной» стороны жизнедеятельности вида «Человек Разумный». Иными словами, человечество смогло красиво выразить в культуре свои чисто животные потребности, отбросив то, что отличает человека от животного[62]. Понятно, что животные культурными процессами не управляют.
Но разница в том, что сами-то животные не стремятся к наслаждению. Они руководствуются основными инстинктами выживания, убегая от страха и наслаждаясь принятием пищи. Главные животные инстинкты сводятся к защите себя и своего потомства, добычи пропитания. Люди же, следуя чисто животным инстинктам, возвели в культ огромный спектр всевозможных удовольствий (в том числе и от получения пищи, как у животных) и научились самыми изощрёнными методами психологически уклоняться от неприятных эмоциональных ощущений.
Но неприятные эмоциональные ощущения как правило сигнализируют людям (персонально, конечно) о том, что конкретная их мысль, действие, намерение (связанное с этой эмоцией) нуждается в нравственной переоценке[63]. Тупо (без сознательного анализа) убегая от негативных эмоций в погоне за постоянными удовольствиями, люди лишают себя возможности нравственного преображения. После чего у них начинаются разнообразные жизненные проблемы…
Итак, удовольствия можно легко и быстро получить с помощью экзогенных наркотических препаратов (наркотиков), к которым относятся алкоголь и табак. Этим же способом можно легко уйти от неприятных мыслей, забыться от страданий, “заглушить” физическую и “душевную” боль и тому подобные очень неприятные эмоциональные ощущения.
Но можно активизировать у себя в организме процесс выработки определённых нейромедиаторов (нейропептидов) без приёма наркотиков извне ради той же цели — уйти от неприятных мыслей, забыться от страданий, “заглушить” физическую и “душевную” боль и тому подобные очень неприятные эмоциональные ощущения. И то и другое плохо и относится к культуре гедонизма. Просто, принимая внутрь нейропсихотропные яды, мы хоть как-то осознаём их пагубность. А заставляя свой организм вырабатывать нейропептиды в количествах, не свойственных нормальной для человека сбалансированной работе как гипоталамуса, так и приёмных рецепторов — мы считаем это допустимым и даже полезным. Разум при этом либо отключен вообще, либо работает на обслуживание программ выработки приятных эмоций. Интуитивное восприятие мира тоже здорово искажается при этом.
Примеров искусственной активизации определённого набора нейромедиаторов множество. Самые яркие примеры это — поп-музыка, тяжёлый рок, либо просто высокоритмичная музыка. Наукой уже давно доказано, что подобный звук влияет на выработку организмом избыточных для нормальной жизнедеятельности количеств определённых групп нейропептидов, которые “бомбардируют” соответствующие приёмные рецепторы в режиме, который на порядки интенсивнее нормального. Ясно, что принимающие группы рецепторов от этого грубеют (также как от экзогенного наркотика), а организм попадает в зависимость от «любимой музыки». Именно за этим гонится молодёжь, надевая на уши «дебильники»…
Но «любимые эмоции» может вызывать не только рок. Например, фанатам футбольных команд никакого рока не нужно: они активизируют свои центры получения удовольствий с помощью «болезни» за любимую команду. Не случайно же это явление названо «болезнь»…
Мы не будем дальше перечислять другие примеры. Ведь далеко не популярно в современной культуре показывать ущербность и ограниченность разных направлений-субкультур гедонизма. А их — великое множество. Думайте сами, анализируйте, как возбуждаются ваши центры получения удовольствий от ваших «приятных» увлечений, и от каких таких неприятных сторон жизни вы убегаете, стремясь к этим увлечениям.
КУРЕНИЕ ТАБАКА
Табачный дым нас всех “роднит”:
Стоим и курим группками —
Наш организм из трупиков
Сосудов состоит!
Нам кожа жёлто-вислая,
Синюшный цвет лица —
Всё нипочём: мы без конца
Хотим одно — травиться!
Настоящий раздел посвящён табакокурению — «вредной привычке», которую можно сравнить с алкоголизмом и наркоманией. И нельзя сказать, что хуже человеку, курить или заливать себя алкоголем. И то и другое плохо, а сравнивать два зла по принципу: «что из них лучше» — само по себе бессмысленное занятие. Но оно не только бессмысленное, но и достаточно вредное. Ведь хоть как-то одобрять одно зло тем, что другое зло чем-то хуже — совсем не правильно. Можно ли ЗЛО оДОБРЯть ЗЛОМ?
Есть множество курильщиков, которые говорят: «мы курим, но зато мы не пьём»; другие говорят: «мы курим, но выпиваем редко». А есть такие, которые наоборот “оправдывают” своё пьянство тем, что они травятся лишь алкоголем, но не курят табак. И первые и вторые и третьи одним злом пытаются оправдывать свои вредные наклонности — другое зло.
Горящая сигарета является целой «химической фабрикой», производящей более 4000 различных соединений, в том числе более 40 канцерогенных веществ[64]. Наиболее ядовитым для организма является никотин — алкалоид листьев табака, представляющий собой маслянистую бесцветную или светло-жёлтую жидкость жгучего вкуса, с неприятным запахом. В связи с быстрым привыканием организма к никотину острые отравления этим ядом при курении встречаются относительно редко. Признаки отравления никотином, как правило, наблюдаются при первых попытках курения.
Алкалоиды (от средневекового латинского alcali — щёлочь и греческого eidos — вид) — обширная группа азотсодержащих циклических соединений главным образом растительного происхождения. Все алкалоиды — азотистые основания, которые классифицируются по химическому строению, а также в зависимости от источника выделения. Известно около 10000 алкалоидов; особенно богаты ими растения из семейства бобовых, маковых, пасленовых, лютиковых, маревых, сложноцветных. Алкалоиды оказывают физиологическое действие на организм животных и человека, преимущественно на нервную систему, вследствие чего применяются в медицине (кофеин, морфин, эфедрин, алкалоиды спорыньи и др.) и в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями. Биологическая роль алкалоидов в растениях окончательно не установлена.
Курение является одним из вариантов наркомании. К никотину полностью относится характеристика наркотических веществ, вызывающих привыкание или даже болезненное пристрастие:
· Потребность в постоянном или периодически возобновляемом приёме данного вещества для получения удовольствия или “облегчения” физического или психического состояния.
· Возникновение толерантности (повышенной устойчивости, терпимости) к действию данного вещества вследствие привыкания к нему организма, поэтому для получения такого же эффекта при повторных приёмах приходится прибегать ко всё более высоким дозам препарата.
· Развитие явлений абстиненции — физических и психических расстройств при прекращении поступления в организм вещества, вызвавшего болезненное пристрастие, снимаемых или облегчаемых после приёма очередной его дозы.
· Проявление токсического действия (специфических нарушений различных функций организма, прежде всего психической деятельности) как при однократном приёме вещества (наркотическое опьянение, отравление), так и при повторном его употреблении (различные острые и хронические психические расстройства, нарушения функций внутренних органов).
Курение табака — один из наиболее распространённых видов зависимости в мире. Курением увлекаются многие миллионы людей на планете. В среднем, в мире курят более 50 % мужчин и более 25 % женщин.
В Европу табак был завезён в конце 15 века, в Россию — в начале 17 века. Курение в то время в России преследовалось властями. Пётр I, пристрастившийся к курению табака во время пребывания в Голландии, разрешил продажу табака в России, наложив на распространение табака торговую пошлину, которая шла в государственную казну.
Посмотрите наглядный пример различия между лёгкими курильщика (слева) и лёгкими человека, который не курит (справа):
Лёгкие курильщика | Лёгкие человека некурящего |
Состав табачного дыма
Мы ловим кайф от радиации;
И “едет крыша” от удушья.
Но никого не будем слушать:
Важнее нам галлюцинации!
Зажигай…
Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожжённый и медленно тлеющий табак всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха поступают в лёгкие. Для выкуривания сигареты обычно требуется 12 — 18 затяжек.
Табачный дым представляет своеобразную физико-химическую систему, состоящую из воздуха и взвешенных в нём продуктов горения табака. Они представляют собой твёрдые частицы и капельки жидкости, размеры которых составляют доли микрометра. Число таких частиц в дыме одной сигареты измеряется десятками и сотнями тысяч миллиардов! Все эти частицы направляются в лёгкие.
Как известно, лёгкие состоят из множества мельчайших альвеол[65], суммарная поверхность стенок которых достигает в момент вдоха более 100 м2. Нетрудно представить, какое огромное число частиц дыма и ядовитых жидкостных взвесей оседает в лёгких.
Но частицы дыма только одна составляющая табака. При курении происходит так называемая сухая перегонка: воздух при затяжке табаком нагревается до высокой температуры и извлекает из него различные вещества, которые вместе с дымом поступают в лёгкие.
Вред организму наносит и пассивное курение, когда некурящий находится рядом с тем, кто в данный момент курит. Поэтому современная культура ведения разговоров вместе с сигаретой — опасна для обеих сторон: для курящего и некурящего.
Химия, физика… радиация
Как только оторвался я
От соски ясли-садовской —
Замену подобрал себе…
Чему я, правда, радуюсь?
В табачном дыме наибольшее значение имеют:
· аммиак;
· оксид углерода;
· канцерогенные углеводороды, способствующие возникновению злокачественных опухолей.
Доказано наличие в табачном дыме и радиоактивного элемента полония, который находится в дыме в виде изотопа с атомным числом 210 и периодом полураспада в 138 дней. Испуская альфа-лучи, полоний легко проникает через кожу, быстро превращается в аэрозольное состояние, отравляет воздух. 50 % полония, содержащегося в табачном изделии, при курении переходит в дым.
Содержание вредных веществ в табачном дыме зависит от природы табака, способов его предварительной обработки — вяления, сушки, ферментации и др., а в готовых изделиях от сортности.
По данным фармакологов, при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости с общей массой табака 20 г образуется:
· 0,0012 г синильной кислоты;
· приблизительно столько же сероводорода;
· 0,22 г пиридиновых оснований;
· 0,18 г никотина;
· 0,64 г (0,843 л) аммиака;
· 0,92 г (0,738 л) оксида углерода (II);
· не менее 1 г концентрата из жидких и твёрдых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемых табачным дёгтем. В последнем содержится около сотни химических веществ, в том числе:
· бензпирен;
· бензатрацен;
· радиоактивный изотоп калия;
· мышьяк и ряд ароматических полициклических углеводородов — канцерогенов.
Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождая дым от содержащихся в нём частиц, делают его безвредным. В действительности, это не так. Предлагаемые поглотители не достигают желаемой цели. Наиболее часто употребляемые фильтры задерживают не более 20 % содержащихся в дыме веществ. Таким образом, подавляющая масса веществ при сухой перегонке табака поступает в лёгкие.
Всасываясь через слизистые оболочки в кровь и разносясь по всему организму, эти вещества производят в своей совокупности то своеобразное действие, ради которого курильщик спустя некоторое время вновь начинает курить.
“Химия” табака и организм
Везут в Россию нам табак,[66]
Всегда его имею я.
Зажёг, вдохнул, и… вся твоя
Таблица Менделеева!
Курящий с жадностью затягивается дымом, не задумываясь, конечно, о том, что вызывает в организме каждая подобная затяжка. Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Проходя через слой табачной набивки, дым от тлеющего табака хотя и успевает охладиться, но не настолько, чтобы сравняться с температурой полости рта. Обычно температура табачного дыма около 55 – 60ºC.
Разрушительное воздействие на организм первым начинает тепло. Чтобы ввести дым из полости рта и носоглотки в лёгкие, курильщик автоматически и незаметно, слегка приоткрывая рот, вдыхает порцию воздуха. При этом температура воздуха, поступающего в рот, обычно на 40ºC ниже температуры дыма.Такие значительные перепады температуры отражаются на состоянии зубной эмали. Со временем на ней появляются микроскопические трещинки, «входные ворота» для микроорганизмов. В результате этого зубы курильщика начинают разрушаться.
Нарушение зубной эмали способствует отложению на поверхности зубов табачного дёгтя, вследствие чего она приобретает желтоватый цвет, а полость рта начинает издавать специфический запах, ощущаемый при разговоре с курильщиками. Температура дыма оказывает влияние на слизистые оболочки рта и носоглотки. Капилляры их расширяются, слизистая подвергается раздражению, воспаляется. Тепло табачного дыма и находящиеся в нём химические вещества (аммиак, кислоты и др.) раздражают слюнные железы. Наступает усиленное выделение слюны, которую курильщики вынуждены сплёвывать. Часть слюны они проглатывают. Ядовитые вещества дыма (анилин, сероводород и др.), переходя в слюну, действуют на слизистую оболочку желудка, что не остаётся бесследным. Потеря аппетита, боли в области желудка, чередование запора и поноса, хронические гастриты и, наконец, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки — вот расстройства, которые начинаются у курящих во много раз чаще, чем у некурящих.
Слизистые оболочки гортани, трахеи, бронхов, их мельчайших разветвлений — бронхиол и, наконец, лёгочных пузырьков — альвеол — также подвергаются действию табачного дыма. Составные части табачного дыма (аммиак, кислоты, пиридиновые основания, твёрдые частицы и др.) раздражают слизистые оболочки лёгких. Недаром у курящего при первой попытке вдохнуть дым возникает кашель — рефлекторные толчкообразные выдохи, с помощью которых организм стремиться удалить попавшее в дыхательные пути инородное тело (дым).
«Следы курения» появляются на лице очень рано. Курящая девушка или женщина обычно выглядит старше своих лет: преждевременное старение организма происходит в результате табачной интоксикации. Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом, который проявляется кашлем после пробуждения и отхаркиванием сероватой, грязно-коричневой мокроты. Хроническое раздражение слизистой оболочки голосовых связок сказывается на тембре голоса. Он теряет звучность и чистоту, что особенно хорошо заметно у женщин, злоупотребляющих курением. Ещё более наглядно у курильщиков меняется цвет лица.
В результате поступления дыма, кровь альвеолярных капилляров, вместо того чтобы обогатиться кислородом, насыщается угарным газом, который, соединяясь с гемоглобином, образует так называемые карбоксигемоглобин, в результате чего часть гемоглобина исключается из процесса нормального дыхания организма.
Коварно действие синильной кислоты. Проникая в кровь, она снижает способность клеток воспринимать кислород из притекающей крови. Наступает кислородное голодание. А так как нервные клетки больше всех остальных нуждаются в кислороде, они первыми страдают от действия синильной кислоты.