Динамический гипертекст

Используя технологию динамического гипертекста, можно со­здавать более привлекательные интерактивные гипертекстовые страницы. Эти технологии позволяют автору гипертекста управ­лять практически любым его элементом без повторной загрузки



страницы с сервера. Для абонентов Интернет это означает не только увеличение скорости интерактивных взаимодействий, но и воз­можность пользоваться многими интерактивными средствами в автономном режиме без подключения к сети Интернет, что, бе­зусловно, повышает эффективность и экономичность образова­тельных услуг Интернет.

Само понятие динамического гипертекста не так просто выч­ленить из группы Интернет-технологий, базирующихся на поня­тии гипертекста. Это понятие тесно связано с языками програм­мирования, с помощью которых придается динамика гипертек­стовым страницам, таким как Тйспрт, 1ауазспр1, УЬзспр!. Если средства просмотра предыдущих поколений требовали для внесе­ния изменений в страницу ее перезагрузки, то современный стан­дарт разметки гипертекста (НТМЬ 4.0) допускает осуществление огромного количества манипуляций с текстом страницы без по­вторного обращения к серверу. Эти возможности поддерживаются в основном средствами просмотра четвертого поколения.

Движение, изменение — наиболее сильно воспринимаемый зри­тельный стимул, который привлекает внимание всех живых существ, обладающих зрением в качестве основного средства приспособле­ния к окружающей среде. Хорошим примером является воздействие движущейся рекламы на человека или игра котенка с привязанной на нитку бумажкой. Реакция на движение не только сильная, но и автоматическая, не контролируемая сознанием. Очевидно, связа­ны эти факты с тем, что движение может означать угрожающее или, наоборот, положительное изменение окружающей обстанов­ки, на которое необходима автоматическая реакция.

На первый взгляд, свойства динамического гипертекста не производят большого впечатления, ведь гипертекстовую страни­цу можно было и прежде радикально менять при перезагрузке. Но нужно учитывать, что восприятие человеком движения (из­менения) очень сильно зависит от скорости этого движения (из­менения). Соответствующие факты известны в психологии дав­но, и они активно используются в таких динамичных видах ис­кусства, как кино, телевидение. Движение воспринимается имен­но как движение только в достаточно узком диапазоне скорос­тей. Чрезмерно быстрое или медленное движение не восприни­мается глазом как собственно движение. Таким образом, пере­загрузка страницы с изменением ряда ее параметров, например, цвета текста или типа шрифта, будет воспринята не как движе­ние-изменение именно данной страницы, а скорее как загрузка новой страницы. Особенность динамического гипертекста состо­ит в том, что изменение страницы происходит настолько быст­ро, что психологически воспринимается как движение-измене­ние именно данной страницы. Разница между динамическим ги­пертекстом и нединамическим примерно такого же порядка, как между кинофильмом и комиксом. В кинофильме смена кадров с




достаточной скоростью производит впечатление движения, в комиксе же такого эффекта не возникает, хотя, конечно, ко­микс воспринимается иначе, чем отдельная картинка. Поэтому нужно учитывать, что динамический гипертекст создаст прин­ципиально новые возможности воздействия на читателя по срав­нению с собственно гипертекстом. В традиционном гипертексте значение имеет не только тот факт, что изображение сменяется гораздо медленнее за счет необходимости перезагрузки всей стра­ницы, но и то, что последовательность изменения изображения нарушается. Мы видим, как физически осуществляется перезаг­рузка страницы: если мы находились в середине длинной стра­ницы, то сперва наблюдается возврат к началу страницы и лишь затем — в предшествующую позицию. Это, конечно, нарушает единство видеоряда. Динамический же гипертекст позволяет ме­нять изображение страницы как бы частями: вся страница оста­ется на месте, а меняется только некоторая ее часть, что создает совершенно иной зрительный эффект, близкий к эфффекту муль­типликации. Мультипликация была возможна и в традиционном гипертексте, но только за счет изобразительных элементов, и поэтому требовала весьма неэкономного расходования полосы пропускания канала связи, несмотря даже на всевозможные ухищ­рения, приводящие к сжатию изображения. Динамический ги­пертекст позволяет внести движение и изменение в сами тексто­вые элементы, представление которых существенно более эко­номично. Мультипликация, построенная на текстовых элемен­тах, дает возможность экономно и эффективно оживлять гипер­текст на экране дисплея. В динамическом гипертексте в доли се­кунды меняется формат представления текста, таблиц. Шрифт на некотором участке текста может стать полужирным, подчерк­нутым или курсивным, сменить начертание, таблица — изме­нить размер, приобрести или потерять ячейки и т.п. Динамичес­кий гипертекст предоставляет также возможности широкого ис­пользования колора, например, можно сделать участок текста, отбрасывающим тень другого цвета, нежели сам текст, и к тому же —- подвижную. Можно добиться, чтобы текст излучал сияние другого цвета, и оно также было бы подвижным.

Вопросы к семинару:

1. Что относится к информационным ресурсам сети Интернет?

2. Как вы представляете для себя возможность использования ин­
формационных ресурсов сети для подготовки проекта?

3. Каким образом происходит поиск нужной информации в сети
Интернет?

4. Что такое гипертекст и как можно использовать возможности этой
технологии в образовательном процессе: при работе над проектом, при
подготовке и структурировании материалов «Портфеля ученика»?

Творческое задание

1. Попробуйте воспользоваться некоторыми услугами сети Интернет.
Например, воспользуйтесь разными поисковыми русскоязычными систе­
мами, о которых речь шла в этой главе, и найдите каталог рейтинга об­
разовательных программ, материалов. Обсудите их рейтинг в группе.
Согласны ли вы с таким рейтингом указанных в каталоге материалов?
Почему?

2. Посетите по крайней мере два-три УУеЬ сайта. Например:
пир : /Мл/™/ . I пТо гггн к.а . ги ;

1тйр:/Лл/\лпллю50.ир.пе1:;

Проанализируйте информацию на этих сайтах. Что вам лично пред­ставляется полезным? Как бы вы определили рейтинг этих сайтов? Дайте обоснование.

Глава 2

Наши рекомендации