Второе отступление. Притча о зонтике, или Еще

об одной психологической защите....................................................................................253

Заключительный анализ игры, или Рисуем график

динамических изменений подсознания партнера..............................................................255

Наше Alter Ego (вместо заключения) .............................................................................................260

Приложение.......................................................................................................................................266

Моей дорогой Альбине Кузьминичне — Жене, Другу

И Главному Советчику —

Посвящается

От автора

Вы хотите узнать, о чем эта книга, и Вам мало того, что отраже­но в ее названии? Тогда просмотрите оглавление, тем более что оно не совсем обычное. Оно не только подробное, но и понятно даже тем, кто эту книгу не начал читать. Даже просмотрев только оглав­ление, Вы убедитесь, насколько огромен этот мир — мир подсозна­ния человека. И узнаете, что подсознание — и наш друг, и наш враг, и защищает нас, и выдает, прогнозирует события и даже предупреж­дает о беде. И тогда окажется, что в действительности узнать челове­ка — это не только узнать, что у него в сознании, но прежде всего то, что скрыто в подсознании. Ибо оно чаще управляет поведением лю­дей, чем мы думали до сих пор. И тогда эти знания помогут Вам вы­брать оптимальную стратегию деловой беседы в зависимости от то­го, "а что у него в подсознании".

И если Вы — бизнесмен или менеджер, начальник или подчи­ненный, продавец или покупатель, врач или пациент, преподаватель или студент, юрист, проповедник или политик, то — в путь, в такую таинственную и важную в нашей жизни "страну подсознания".

"Когда мудрость войдет в сердце твое и знание будет

Приятно душе твоей, Тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум

Будет охранять тебя. Дабы спасти тебя от пути злого, от человека,

Говорящего ложь. От тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить

Путями тьмы, От тех, которые радуются, делая зло, восхищаются

Злым развратом,

Которых пути кривы и которые блуждают на стезях своих..."

Книга Притчей Соломоновых (2; 10—15)

Вместо предисловия

1. ЧИТАТЬ МЫСЛИ... ВОЗМОЖНО ЛИ?

Из диалога двух приятелей;

— Зачем тебе к нему ехать? Позвони и уз­наешь, как он к этому относится.

— Нет, понимаешь, мне нужно увидеть его истинное отношение!

— Ты что, будешь читать его мысли по ли­цу?

— Конечно! И даже не столько по лицу... Лицо будет только одним из

элементов в контент-анализе его мысли.

— Ой, мудришь ты что-то, Иван!

Верно! Для многих понятие "контент-анализ" пока относится к числу "премудростей", а уж читать мысли человека, да еще те, кото­рые стараются скрыть от собеседника!.. Впрочем, не будем спешить переносить в день завтрашний вчерашние стереотипы. Кто знает, прочитав эту книгу и добросовестно выполнив все "уроки", сдав са­мому себе в конце "экзамен", может быть, и Вы научитесь этой "пре­мудрости" — читать истинные мысли других людей. О том свиде­тельствует опыт наших учеников, тех прилежных, кто учиться этому хотел! И если Вы хотите настолько, что готовы выполнять и домаш­ние задания, и учить правила, и повторять пройденное, если настоль­ко — тогда по окончании этого курса Вас будут относить к тем лю­дям, про которых нередко говорят: "От него ничего не скроешь! Видит насквозь!" Устраивает такая перспектива? Понимаю, нет уверен­ности, что именно так и будет.

Впрочем, приступая в свое время к освоению таблицы умноже­ния, были ли Вы уверены, что когда-нибудь освоите ее всю, —она ведь казалась такой огромной, такой сложной?! ...А когда Вы, допус­тим, поступали в вуз — была ли уверенность, что сумеете освоить все эти премудрости?! ...Это теперь все кажется таким простым... Так будет и с освоением техники чтения мыслей, точнее — с выявлени­ем в человеке того, что он скрывает от других (от Вас) намеренно или непроизвольно. Опыт обучения наших слушателей говорит: обу­читься этому можно, нужно только учиться.

Если же Вы хотите только "почитать" — тогда и проблем нет. Бо­лее проницательным Вы не станете, но точно кое-что узнаете и о се­бе, и о людях. А может быть, и пересмотрите некоторые свои пози­ции, свои стереотипы... А там и рукой подать до: "Он же всех видит насквозь".

— Но ведь говорят: чтобы узнать человека, надо пуд соли съесть с ним!.. — скажет иной читатель, мой оппонент.

— Да, верно. Так говорят те, кто не знает науку психологию. А она, эта наука, утверждает: человек может раскрыться и за несколь­ко секунд! Ну не абсолютно весь — всего никто не знает, кроме еди­ного Бога, но достаточно, чтобы знать, как с ним вести себя тогда-то и тогда-то. Судите сами.

Представьте солнечный летний день. Парк, тенистые аллеи. Лю­ди гуляют по дорожкам этого

парка (рис. 1). Понаблюдаем за ними. Вон там, видите, в середине аллеи ветка дерева свисает так

низко, что для мужчины среднего роста пройти и не задеть ее невозможно. Смотрите: вот идет парочка влюбленных — она и он, идут, о чем-то воркуют, и никого для них на свете не существует. Внимание: сейчас они приблизятся к этой ветке. Она-то пройдет и не заденет, а он... А он— смотрите — не прерывая разговора, приподнимет рукой над собой эту ветку (А), и как ни в чем не бывало они идут дальше... Вот еще одна парочка, тоже увлечены друг другом и никого не видят. Вот они приближаются к этой ветке... и он тоже машинально, не преры­вая разговора, пригнулся (Б), и как ни в чем не бывало они пошли дальше.

Итак, один автоматически поднял ветку над собой, а другой — так же, не задумываясь — пригнулся...

Здесь следует обратить внимание на такую важную деталь: оба они совершили эти действия, что называется, автоматически, не за­думываясь, машинально, не прерывая разговора.

Ну то, что люди часто делают что-то машинально, — это не но­вость: машинально одевался на работу, машинально пропустил в дверях женщину, машинально опустил монету в метро... машиналь­но приподнял ветку, машинально пригнулся... Все это вырабатывает­ся со временем.

Интересно другое: почему у одного человека выработалось одно автоматическое движение (приподнял ветку), а у другого — иное (пригнулся под ней)?

— Да все очень просто: один всегда стремится все препятствия убирать со своего пути, а другой старается эти препятствия обходить 'стороной". И ничего здесь особенного нет!

— Верно, ничего особенного нет. Вы, как и большинство наших учеников, правильно оценили характер этих поступков. Верно: раз они это делали не задумываясь (а так и было), значит, проявляли вы­работанные со временем собственные реакции на препятствия: кто устраняет, а кто обходит. Так у них выработано. А значит, и в других жизненных эпизодах первый будет чаще, устранять препятствия (если, конечно, возможно), точнее, будет стремиться именно к этому, а Второй, наоборот, чаще будет стремиться обойти препятствия. Не будем сейчас решать, какая из этих поведенческих стратегий лучше, про одного говорят: "Умный в гору не пойдет...", а про другого: ■"Смелость города берет".

Важен факт, что мы теперь знаем, как каждый из них чаще реагирует на препятствия. А это, согласитесь, говорит о многом.

Но и это не самое главное. Главное: сколько времени мы их видели,| чтобы узнать о них, о такой важной характеристике человека, как поведение при возникновении трудностей? Несколько секунд! Всего за несколько секунд мы узнали, как, вероятнее всего-, каждый из них поведет себя при возникновении барьера,препятствия, трудно­стей; как говорится, "один — в гору, а другой — в обход". "Вероят­нее всего", ибо они не задумывались, как поступить светкой. Срабо­тала автоматика, привычка (будем пока это называть так, а позже уз­наем, что скрывается за словами "машинально", "по привычке", "ав­томатически", "не раздумывая", "невольно"). И не надо пуд соли съесть, чтобы узнать, что один из них скорее решительный, чем не­решительный, скорее уверенный, чем неуверенный, скорее у него нет комплекса неполноценности; а другой — скорее гибкий (не только в плане позвоночника), скорее осторожный, скорее не сторонник си­ловых решений (хотя физически развит).

— Но ведь этого же мало, — скажет читатель, — чтобы понять, с кем имеешь дело. Да* действительно, несколько секунд наблюдений дали такую информацию. Но для того чтобы иметь дело с челове­ком, этого явно недостаточно...

Вот так всегда! Сначала "пуд соли съесть" — и это казалось нор­мальным, а теперь та же информация получена за несколько се­кунд — и мало. Верно, мало, если не уметь видеть, не уметь анали­зировать, не уметь выбирать более вероятностную оценку.

Но всему этому можно научиться, если знать, что скрывается за тем или иным действием, за тем или иным сказанным словом (и за несказанным), за... Кстати, Вы обратили внимание на спину второго человека? Нет? А напрасно, ибо в ней кроется ответ на вопрос: поче­му у него такая реакция и как она возникла? Нет, патологии у него нет (в смысле заболевания спины), лишь плечи опущены вперед и внутрь, И это тоже о многом сообщает, как и тонкая кайма его верх­ней губы, как... Впрочем, остановимся. У неподготовленного читате­ля может легко сложиться мнение, что мы занимаемся гаданием. Нет, всему этому есть и будет дано здесь объяснение. Ничто не слу­

чайно в поведении человека, даже "нечаянно" разбитое блюдце не случайно. Но аргументация — впереди, а пока — первые выводы.

1. Чтобы узнать человека, не надо есть с ним пуд соли. Многие важные стороны характера человека могут раскрываться за секунды, и не в экстремальной, а в обычной, житейской ситуации.

2. Чтобы узнать человека, нужно научиться понимать его дейст­вия, его поведение, понимать не на бытовом уровне, а на научно объ­ективном уровне, позволяющем получить о человеке истинную ин­формацию: каков он? кто он? что он за человек?

Наши рекомендации