Управление ассортиментом
Управление ассортиментом — деятельность, направленная надостижение требований рациональности ассортимента.
Основные этапы управления ассортиментом
- установление требований к рациональности ассортимента,
- определение ассортиментной политики организации
- формирование ассортимента.
Установление требований к рациональности ассортиментаначинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут бытьиспользованымаркетинговыеисследования, социологический (опрос) и регистрационные (наблюдение) методы, а длясезонных и модных товаров — метод исторических аналогий, в
основе которого лежит предположение, что события, имевшиеместо ранее, могут повторяться с определенной долей вероятности. Организации, применяющие стратегию активногомаркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций и других методов. Требования крациональности ассортимента изменяются в зависимости от
конъюнктуры рынка (платежеспособности покупателей, социально-экономических, социально-культурных, правовых и информационных).
Ассортиментная политика — общие намерения, возможности иосновные направления, сформулированные высшимруководствоморганизации в области ассортимента. Общие намерения могут бытьопределены в форме целей и задач для их реализации.
Цель организации в области ассортимента — формированиереального и/или прогнозируемого ассортимента, максимальноприближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Для этого должны быть решены следующие задачи:
• установлены реальные и предполагаемые потребности вконкретныхтоварах;
• определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;
• выявлены источники товарных ресурсов, необходимые дляформирования рационального ассортимента;
• оценены материальные возможности организации для выпуска,
распределения и/или реализации отдельных товаров;
• определены основные направления формирования ассортимента.
Формирование ассортимента — деятельность по составлениюнабора товаров, позволяющего удовлетворить реальные илипрогнозируемые потребности, а также достичь целей, определенныхруководством организации.
Факторы формирования ассортимента - различают общие испецифичные факторы формирования ассортимента.
Общие факторы - спрос и рентабельность.
Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью
потребителей, — определяющий фактор формирования ассортимента, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).
Рентабельность производства и реализации определяется
себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры
которых оказывают определенное влияние государственные меры по
поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение,
таможенные тарифы и др.). Так, формирование ассортимента
алкогольной продукции в последние годы в значительной степени
определяется мерами по государственному регулированию ее
производства и реализации.
Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой
организации, сегмент потребителей.
Виды нормативных и технических документов, регламентирующих ассортимент товаров
Наряду со стандартами, ассортимент товаров приводится в
каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют
фирмы-изготовители или торговые организации. Эти документы
выполняют двойную функцию, информируя потребителей и об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.
Закрепление учебного материала
Задание.
Подготовьте ответы на вопросы:
1. Определите понятия «ассортимент» и «торговая номенклатура», укажите различия между ними.
2. Рассмотрите классификацию ассортимента товаров.
3. Разберите свойства и показатели ассортимента.
4. Укажите факторы формирования ассортимента товаров.
5. Что такое ассортиментная политика и ее основные направления?
Качество товаров. Свойства и показатели качества. Номенклатура потребительских свойств товара
В результате освоения темы Вы должны знать:
1.Основные понятия качества товаров
2. Свойства и показатели качества
3. Номенклатуру потребительских свойств и показателей
Основные понятия
Качество является одной из основополагающих характеристиктовара, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории «качество». Запоследние годы появились два новых определения термина«качество». Одно из них относится к качеству продукции (ГОСТ РИСО 9000-2001), второе — к качеству товаров (ГОСТ Р 51303-99).
«Качество — степень соответствия присущих характеристик
требованиям» (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, п. 3.1.1). Такое определение термина сужает понятие качества и переводитего в категорию субъективных понятий, так как требования всегдасубъективны, т. е. кем-то установлены. Однако качество является иобъективной характеристикой, присущей товарам или продукциинезависимо от наличия установленных или неустановленных
имеет установленных требований, но имеет качество, которое может
быть изучено и только после этого к нему могут быть установлены
определенные требования. Качество товаров по ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины иопределения» определяется как «совокупность потребительских
свойств товаров». «Требования — потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным» (ГОСТ Р ИСО
9000-2001, п. 3.1.2).