Управление ассортиментом

Управление ассортиментом — деятельность, направленная надостижение требований рациональности ассортимента.

Основные этапы управления ассортиментом

- установление требований к рациональности ассортимента,

- определение ассортиментной политики организации

- формирование ассортимента.

Установление требований к рациональности ассортиментаначинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут бытьиспользованымаркетинговыеисследования, социологический (опрос) и регистрационные (наблюдение) методы, а длясезонных и модных товаров — метод исторических аналогий, в

основе которого лежит предположение, что события, имевшиеместо ранее, могут повторяться с определенной долей вероятности. Организации, применяющие стратегию активногомаркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций и других методов. Требования крациональности ассортимента изменяются в зависимости от

конъюнктуры рынка (платежеспособности покупателей, социально-экономических, социально-культурных, правовых и информационных).

Ассортиментная политика — общие намерения, возможности иосновные направления, сформулированные высшимруководствоморганизации в области ассортимента. Общие намерения могут бытьопределены в форме целей и задач для их реализации.

Цель организации в области ассортимента — формированиереального и/или прогнозируемого ассортимента, максимальноприближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

• установлены реальные и предполагаемые потребности вконкретныхтоварах;

• определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;

• выявлены источники товарных ресурсов, необходимые дляформирования рационального ассортимента;

• оценены материальные возможности организации для выпуска,

распределения и/или реализации отдельных товаров;

• определены основные направления формирования ассортимента.

Формирование ассортимента — деятельность по составлениюнабора товаров, позволяющего удовлетворить реальные илипрогнозируемые потребности, а также достичь целей, определенныхруководством организации.

Факторы формирования ассортимента - различают общие испецифичные факторы формирования ассортимента.

Общие факторы - спрос и рентабельность.

Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью

потребителей, — определяющий фактор формирования ассортимента, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).

Рентабельность производства и реализации определяется

себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры

которых оказывают определенное влияние государственные меры по

поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение,

таможенные тарифы и др.). Так, формирование ассортимента

алкогольной продукции в последние годы в значительной степени

определяется мерами по государственному регулированию ее

производства и реализации.

Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой

организации, сегмент потребителей.

Виды нормативных и технических документов, регламентирующих ассортимент товаров

Наряду со стандартами, ассортимент товаров приводится в

каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют

фирмы-изготовители или торговые организации. Эти документы

выполняют двойную функцию, информируя потребителей и об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.

Закрепление учебного материала

Задание.

Подготовьте ответы на вопросы:

1. Определите понятия «ассортимент» и «торговая номенклатура», укажите различия между ними.

2. Рассмотрите классификацию ассортимента товаров.

3. Разберите свойства и показатели ассортимента.

4. Укажите факторы формирования ассортимента товаров.

5. Что такое ассортиментная политика и ее основные направления?

Качество товаров. Свойства и показатели качества. Номенклатура потребительских свойств товара

В результате освоения темы Вы должны знать:

1.Основные понятия качества товаров

2. Свойства и показатели качества

3. Номенклатуру потребительских свойств и показателей

Основные понятия

Качество является одной из основополагающих характеристиктовара, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории «качество». Запоследние годы появились два новых определения термина«качество». Одно из них относится к качеству продукции (ГОСТ РИСО 9000-2001), второе — к качеству товаров (ГОСТ Р 51303-99).

«Качество — степень соответствия присущих характеристик

требованиям» (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, п. 3.1.1). Такое определение термина сужает понятие качества и переводитего в категорию субъективных понятий, так как требования всегдасубъективны, т. е. кем-то установлены. Однако качество является иобъективной характеристикой, присущей товарам или продукциинезависимо от наличия установленных или неустановленных

имеет установленных требований, но имеет качество, которое может

быть изучено и только после этого к нему могут быть установлены

определенные требования. Качество товаров по ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины иопределения» определяется как «совокупность потребительских

свойств товаров». «Требования — потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным» (ГОСТ Р ИСО

9000-2001, п. 3.1.2).

Наши рекомендации