Методика выполнения курсовой работы
ПОЛОЖЕНИЕ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Специальность «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», «Судебная экспертиза»
Обсуждены и одобрены
на кафедре уголовно-правовых дисциплин
«08» сентября 2015г. протокол № 2
Киров, 2015
Рекомендации по выполнению курсовой работы
Раздел 1. Общие положения о курсовых работах
Цели и задачи, основная тематика курсовой работы
Курсовая работа – одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности студента. Ее основное назначение – развитие познавательной самостоятельности будущего бакалавра, специалиста, его умений самостоятельно приобретать, углублять, творчески перерабатывать профессионально значимые знания.
Курсовая работа – это содержательное, самостоятельно выполненное под руководством преподавателя поисковое исследование.
Курсовая работа должна включать теоретическое обоснование наиболее актуальных вопросов учебных дисциплин, а также содержать анализ реальных ситуаций с использованием практического материала, в том числе собранного самим студентом, обзора деятельности правоохранительных органов.
Кроме того, это ещё и форма контроля уровня профессиональной подготовки обучающихся.
Курсовая работа представляет собой самостоятельную, творческую научную письменную работу студента, посвященную определенной проблеме и показывающую уровень овладения им соответствующими знаниями.
Цели подготовки курсовой работы:
· определение уровня овладения студентом теоретическими и методологическими основами дисциплины, выявление умения излагать и анализировать проблемы;
· формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач;
· углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний;
· приобретение научно-исследовательских навыков, заключающихся в самостоятельной работе с научной литературой, законодательством, собирании материалов практики, их анализе, синтезе и критической оценке;
· выработка самостоятельности мышления, логически правильного изложения материала, аргументирования своей точки зрения;
· выработка умения применять юридическую терминологию;
· систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по криминалистике и применение их при решении конкретных профессиональных задач.
Задачи, стоящие перед студентами во время выполнения курсовой работы:
· самостоятельный анализ основных концепций и теорий по изучаемой теме отечественных и зарубежных специалистов;
· определение объекта и предмета исследования;
· изучение литературы, справочных и научных источников по теме исследования;
· обобщение полученных выводов в целях их дальнейшей разработки.
При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать способности:
· выдвигать научную (рабочую) гипотезу;
· собирать и обрабатывать информацию по теме;
· изучать и критически анализировать полученные материалы;
· систематизировать и обобщать имеющуюся информацию;
· самостоятельно решать поставленные творческие задачи;
· логически обосновывать и формулировать выводы, предложения и рекомендации.
Курсовая работа требует от автора глубокого ознакомления с литературой по данной проблеме, сопоставления и оценки спорных точек зрения, формулирования собственной позиции и соответствующего ее обоснования.
Методика выполнения курсовой работы
Студенты дневной и заочной формы обучения выбирают тему курсовой работы на основе тематики курсовых работ, предложенной кафедрой УПД.
Подготовка и написание работы включает следующие этапы:
· выбор темы курсовой работы;
· подбор литературы и нормативных источников к выбранной теме, который осуществляется студентом самостоятельно на основе предлагаемого перечня литературы по дисциплине, а также библиографических каталогов по соответствующей теме;
· изучение подобранной литературы. Это наиболее трудоемкий этап, он включает обязательное конспектирование источников. Итогом этой работы должна стать систематически изложенная информация, полностью раскрывающая содержание темы.
· изложение содержания курсовой работы обязательно предваряется составлением плана. План служит основой для определения структуры работы: введение, 2-3 вопроса (параграфа) по изложению содержания, заключение и список литературы.
Выбор темы
Примерная тематика курсовых работ ежегодно разрабатывается и утверждается кафедрой УПД. В целях обеспечения связи научно исследовательской студенческой работы с деятельностью правоохранительных органов и утверждении тематики, в нее включаются предложения правоохранительных органов, судов и экспертных подразделений. Список тем, утверждаемых кафедрой УПД, не является исчерпывающим.
Выбор темы – важный этап, по существу являющийся началом работы над избранной проблемой. Студент вправе избрать иную тему своего исследования, если она актуальная для теории или практики. Тема – это наикратчайшая форма предъявления содержания всей работы, отражающая её сущность.
Целесообразно избирать тему курсовой работы, исходя из того, к какой области практической деятельности готовит себя студент. В то же время тема должна быть реальной для выполнения, избранной с учетом возможностей собирания научных и практических материалов. В этом случае тема согласовывается с лектором либо преподавателем, проводящим занятия в группе, которые учитывают все эти факторы и помогают правильно сформулировать тему курсовой работы.
Выбор темы курсовой работы часто определяет и выбор темы дипломной работы.
Удачно написанная курсовая работа может стать основой дипломной работы или одной из ее частей.
Подбор материалов. Составление плана работы и его исполнение. После избрания темы курсовой работы студент должен заняться подбором основной литературы, освещающей вопросы избранной темы. Подбор и изучение литературных источников – важный, сложный и трудоемкий этап в подготовке курсовой работы. Определенным ориентиром в круге литературных источников могут служить планы занятий в зависимости от дисциплины , по которой будет готовиться курсовая работа, а именно: по уголовному праву, уголовному процессу, правоохранительным органам, основам теории национальной безопасности, теории оперативно-розыскной деятельности, административной деятельности органов внутренних дел, в которых содержатся указания на основную и дополнительную литературу. Студент может воспользоваться библиографическими справочниками по указанным дисциплинам, каталогами, имеющимися в библиотеке и на кафедре УПД.
Необходимо отметить, что подбор литературы – обязанность студента. Научный руководитель лишь помогает студенту определить основные направления работы, рекомендует наиболее важные научные источники, разъясняет, как нужно составить библиографию.
Перечень литературы по теме не должен быть слишком объемным, так как нередко это может затруднить процесс работы. В перечень работ, подлежащих использованию, следует включать не только крупные монографические исследования, но и статьи по соответствующим вопросам. При подборе литературы студент просматривает соответствующие разделы в учебниках, конспекты прослушанных лекций, материалы практики, знакомится с основными литературными источниками. Целесообразно показать научному руководителю список литературы с целью включения в него пропущенных, но необходимых работ.
В период подбора литературы студент предварительно знакомится с ее содержанием, так как это необходимо для разработки плана работы. Обстоятельное изучение литературных источников осуществляется после разработки плана.
Начинать изучение литературы целесообразно с наиболее известных и признанных работ, в которых интересующий вопрос изложен наиболее полно и подробно, затем можно знакомиться с работами, рассматривающими эту проблему с различных позиций, содержащими оригинальные точки зрения авторов по спорным вопросам.
После избрания темы и предварительного ознакомления с основной литературой составляется план работы, в соответствии с которым ведется изложение материала. Выделение определенных аспектов, конкретных вопросов, установление очередности их изложения помогает сделать работу стройной, логичной. Твердый план удерживает автора от излишних повторений, неоправданного отклонения от темы.
К составлению плана курсовой работы следует подходить творчески, нельзя дать какую-то типичную схему плана вообще, так как по каждой теме он составляется индивидуально. К сожалению, многие курсовые работы лишаются своеобразия и индивидуальности именно из-за использования одинаковых планов.
В плане определяются конкретные вопросы, которые будут рассматриваться. В ходе сбора материала по теме первоначальный план может изменяться и дополняться. Однако основной круг вопросов, рассматриваемых в работе, следует очертить в самом начале работы. Иначе может произойти «разбрасывание» темы, что лишит работу стройности, конкретности и законченности.
Рекомендуется включать в структуру курсовой работы следующие разделы:
а) введение, в котором автор должен объяснить, почему им выбрана данная тема, обосновав свой выбор научной актуальностью, практической значимостью и другими мотивами (например, личным интересом);
б) основной текст, который может состоять из глав, разделенных на параграфы Содержание глав и параграфов должно отвечать их названиям, содержать сравнительный анализ, постановку научных проблем и обоснованные предложения по их решению. Рекомендуется, чтобы главы и параграфы соответствовали друг другу по объему;
в) заключение, в котором формулируются предложения и выводы, вытекающие из всей работы;
г) приложения включают: анализы и обзоры, подготовленные автором, схемы, таблицы, фотоснимки и т.д. Каждое приложение нумеруется;
д) список литературы и источников включает все информационные источники, использованные автором.
Изложение материала в работе должно строго соответствовать плану. вестись последовательно. Изучаемые проблемы следует рассматривать по возможности полно и обстоятельно, предметно, избегая общих рассуждений. Язык работы должен быть научным, стиль - лаконичным. Особое внимание следует обратить на правильное использование специальной терминологии. Автор должен показать, что он знает, что обозначают употребляемые им термины. Чтобы избежать ошибок и неточностей следует в необходимых случаях обращаться за справкой к словарям: русского языка, иностранных слов, философскому, логическому, юридическому, и др.