Предпочтения в выборе ПО

В настоящее время на мировом рынке для автоматизации управления предприятиями предлагаются различные модели систем классов MRPII и ERP. Цена одного рабочего места таких систем с учётом стоимости внедрения достаточно велика и колеблется в пределах 10-40 тыс. долл., совокупная стоимость владения одним рабочим местом может варьироваться в пределах 2,5-20 тыс. долл. в год, а средний срок эксплуатации ERP-системы составляет 15 лет. Вкладывать деньги в комплекс, работающий более короткий срок, считается нецелесообразным.

Несмотря на это, развитие мирового рынка систем такого класса идёт довольно быстрыми темпами. Количество внедрённых систем в мире увеличивается в год на 35-40%. Западные системы управления базируются в большей степени на концепции ERP и соответствуют её рекомендациям. Они вырабатываются американской общественной организацией APICS, объединяющей производителей, консультантов в области управления производством, а также разработчиков программного обеспечения.

На отечественном рынке присутствует около десятка западных систем и несколько отечественных — класса корпоративных интегрированных систем.

В данный момент системы стандарта ERP несколько настораживают отечественного пользователя своей избыточной функциональностью и дороговизной. В качестве примера, как правило, приводятся программные продукты крупных зарубежных фирм типа SAP, Baan и Oracle. Дорогостоящие программные продукты этих корпораций сложны для внедрения (в том числе и на российских предприятиях), с одной стороны, из-за недостатка квалифицированных ИТ-специалистов, а с другой, и это, пожалуй, самое существенное, — из-за предъявляемых такими системами требований по соответствующей реорганизации производства и управления.

Достоинством и одновременно недостатком ERP-систем для крупных компаний является универсальность. Существуют модели для любого типа производственного процесса, количество автоматизированных рабочих мест определяется исключительно финансовыми возможностями заказчика. А возможности эти должны быть весьма приличными: проект с использованием подобной системы не может обойтись дешевле 500 тыс. долл., а чаще всего его стоимость достигает нескольких миллионов долларов. По сути, эти системы оптимальны для областей бизнеса не менее масштабных, чем бизнес самих разработчиков.

Для компаний среднего уровня, имеющих не слишком диверсифицированный (т. е. охватывающий разные виды деятельности) бизнес, больше подходят другие системы класса ERP. До последнего времени информация о них была довольно скудной, и их потенциальные потребители чаще всего не знали, на кого они рассчитаны. Речь идёт о зарубежных разработках для самого массового сегмента рынка — среднего и малого бизнеса, т. е. для компаний с годовым оборотом от 5 до 10 млн долл. и количеством работающих от 100 до 1000 человек. Основное отличие ERP-систем для средних фирм от подобного класса ERP-систем для крупных компаний состоит в ограниченности решаемых задач и относительной простоте используемых технологий. Обычно эти системы поддерживают несколько определённых видов промышленной деятельности и имеют ограниченное число возможных пользователей. Однако и стоимость проекта и внедрения такой системы составляет примерно от 50 до 250 тыс. долл., что вполне соответствует масштабам бизнеса малых и средних компаний. Стоимость проекта и внедрения российских систем колеблется в пределах 10-50 тыс. долл. для тиражируемых систем малых и средних предприятий и доходит до 500 тыс. долл. для крупных компаний и систем, выполненных под заказ.

Рынок CRM-систем, предназначенных для взаимодействия с клиентами, сравнительно молод. Лидером на рынке программных продуктов подобного класса является компания Siebel. Ее решения предназначены для транснациональных корпораций. Крупные производители ERP-систем, такие как SAP, Oracle и Ваал, также разработали свои CRM-подсистемы.

Количество фирм, предлагающих решения для поддержки взаимоотношений с клиентами, быстро растёт, рынок сегментируется по масштабу предприятий, специфике отрасли, ориентации на оперативную работу менеджеров по продажам или операторов телефонных и интернет-магазинов или на обеспечение инструментами аналитической обработки накопленной информации. Среди ведущих фирм западного рынка CRM-систем можно назвать компании PeopleSoft, Clarity, Pivotal.

Использование интернет-систем, ориентированных на CRM для электронной коммерции, рекомендуют фирмы BroadVision и NetPerceptions. Однако рынок CRM-систем довольно быстро обновляется благодаря деятельности относительно молодых компаний, которые изначально разрабатывают свои системы с учётом сформировавшихся на рынке концепций CRM с реальной поддержкой интернет-технологий.

Любые решения (проекты) в области информатизации должны рассматриваться как стратегическое вложение средств, которым предстоит окупиться за счёт совершенствования управленческих процессов, повышения эффективности производства, сокращения издержек. Этап выбора программы для системы управления является одним из наиболее важных и ответственных, и руководство предприятия обычно кровно заинтересовано в правильном решении.

В первую очередь должны быть определены требования, предъявляемые к системе, в частности функциональные области и бизнес-процессы, подлежащие автоматизации, аппаратная платформа для их использования и пр.

Первые системы управления предприятиями подобных классов на российском рынке были предложены филиалами и представителями западных производителей.

Из ведущих российских производителей и поставщиков корпоративных интегрированных систем можно назвать фирмы «Галактика», «Парус», «ИТРП» («1C»), «Интеллект-Сервис», «Инфософт», «Никос-Софт» и др. Разработчики информационных систем управления часто предусматривают широкие возможности их масштабирования. Системы могут поставляться в различных конфигурациях с учётом потребностей, специфических особенностей и возможностей предприятия-заказчика.

Широкая функциональность и интегрированность программного продукта, апробированные технологии и эффективные методики анализа, оказания услуг (консалтинг, внедрение, обучение персонала предприятия-заказчика, техническая поддержка эксплуатации системы) позволяют утверждать, что подобная система — мощный инструмент создания и поддержки рациональной модели управления предприятием.

Наши рекомендации