И оформление их результатов
Налоговым кодексом РФ специальные требования к порядку проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не установлены.
Мероприятия проводятся в общем порядке, т.е. так же, как и в ходе налоговой проверки (Письмо Минфина России от 19.06.2009 N 03-02-07/1-321).
См. дополнительно:
- когда при камеральной проверке могут быть истребованы документы (сведения);
- в каком порядке истребуются документы у налогоплательщика при выездной проверке;
- в каком порядке истребуются документы (информация) у контрагентов налогоплательщика и иных лиц;
- как проводится допрос свидетеля;
- когда проводится экспертиза.
В частности, обратите внимание на то, что порядок истребования документов у налогоплательщика различается при проведении выездной и камеральной проверок. При камеральной проверке налоговики вправе требовать документы в определенных случаях (п. п. 6 - 9 ст. 88 НК РФ). Это ограничение действует и при истребовании документов на стадии рассмотрения материалов камеральной проверки.
Примечание
Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 23.6.4 "Особенности истребования документов как дополнительного мероприятия налогового контроля при рассмотрении материалов камеральной проверки".
В то же время спорным является вопрос, должны ли налоговики составлять особый акт по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля.
Так, часть судов полагает, что при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля подлежит применению ст. 100 НК РФ, согласно которой налоговики составляют акт проверки (Постановления ФАС Московского округа от 11.04.2011 N КА-А40/2303-11, ФАС Центрального округа от 09.02.2009 N А48-424/08-8). Ведь вручение налогоплательщику акта - это способ его ознакомления с итогами проверки. Таким образом инспекция предоставляет налогоплательщику возможность подать возражения относительно выводов проверяющих. По мнению некоторых судей, право на представление возражений обеспечивается путем передачи акта, в том числе и после проведения дополнительных мероприятий.
Однако заметим, что возможность повлиять на результаты проверки путем подачи объяснений налогоплательщику можно предоставить и по-другому. Если после проведения дополнительных мероприятий от проверяемого лица поступило заявление об ознакомлении с материалами дела, то у инспекции возникает обязанность ознакомить налогоплательщика с ними не позднее двух рабочих дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки. Это следует из п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ. Если инспекция ее исполнит, то полагаем, что право налогоплательщика на представление объяснений будет обеспечено независимо от того, составлялся акт или нет. Реализовать данное право налогоплательщик может, подав письменные возражения, заявив ходатайства, представив устные пояснения по материалам дополнительных мероприятий.
С тем, что акт по итогам дополнительных мероприятий составлять не требуется, соглашаются и некоторые судьи. Они указывают, что Налоговый кодекс РФ не обязывает налоговиков оформлять дополнительные мероприятия налогового контроля каким-либо особым процессуальным документом (Постановления ФАС Московского округа от 06.03.2012 N А40-39749/11-99-177, ФАС Северо-Западного округа от 10.06.2011 N А44-4041/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.09.2011 N А74-3314/2010). Такого подхода придерживаются и контролирующие органы (Письма Минфина России от 26.10.2011 N 03-02-08/112, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. п. 18, 19)).
Правоприменительную практику по вопросу о том, обязательно ли составлять акт при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Примечание
Подробнее о праве налогоплательщика ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий вы можете узнать в разд. 23.6.5 "Право налогоплательщика на ознакомление с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля и участие в их рассмотрении".