Вопросник по системам представления информации

На каждый из вопросов даны три ответа. Выберите ответ, который вам кажется естественнее всего. Делайте это быстро, затрачивая не больше нескольких секунда на каждый вопрос.

1 Когда вы впервые узнаете о новом проекте, вы предпочитаете сначала:

(а) Увидеть общую картину?

(б) Обговорить его с самим собой или с другими?

(в) Почувствовать, что из этого может получиться?

2 Когда вы встречаетесь с проблемами, вы предпочитаете:

(а) Попробовать разные идеи?

(б) Представить себе разные точки зрения?

(в) Проговорить варианты?

3 Когда вы отмечаете успехи, вы предпочитаете:

(а) Всем рассказать новости?

(б) Описать всем блестящие успехи?

(в) Тепло поблагодарить каждого?

4 При переговорах вы предпочитаете:

(а) Обсудить варианты?

(б) Представить себе возможности?

(в) Занимать гибкую позицию?

5 На семинарах вы предпочитаете:

(а) Улавливать суть сообщения?

(б) Выслушивать каждое слово?

(в) Представлять себе смысл сказанного?

6 На собраниях вы предпочитаете:

(а) Замечать точки зрения других людей?

(б) Настраиваться на то, как звучат высказывания?

(в) Вникать в то, какие приводятся доводы?

7 При “мозговом штурме” вы предпочитаете:

(а) Рассматривать ситуацию в перспективе?

(б) Подбрасывать новые идеи?

(в) Высказывать предложения?

8 Идя на работу, вы предпочитаете:

(а) Предчувствовать, как пройдет день?

(б) Сосредоточиться на предстоящем дне?

(в) Проговорить расписание дня?

9 Когда вам нужна информация, вы предпочитаете:

(а) Поговорить с экспертом в этой области?

(б) Выяснить точку зрения специалиста?

(в) Использовать опыт других людей?

10 Когда с вами спорят, вы предпочитаете:

(а) Прислушаться к тому, как звучат слова другого?

(б) Прозондировать другого человека?

(в) Наглядно обрисовать точку зрения другого человека?

11 Когда вы проводите собеседование с новыми сотрудниками, вы предпочитаете:

(а) Рассмотреть все аспекты их потенциала?

(б) Задать вопросы по автобиографии?

(в) Прочувствовать, какой у них есть опыт?

12 Готовясь внести предложение, вы предпочитаете:

(а) Набросать предварительный план?

(б) Поставить ударение на основных вопросах?

(в) Прояснить общую картину?

Чтобы подсчитать результаты, поставьте “1” в графу рядом с тем ответом, который вы выбрали, а две остальные оставьте пустыми.

Лист подсчета

    Колонка 1   Колонка 2   Колонка 3
а   б   в  
б   в   а  
б   а   в  
б   а   в  
в   б   а  
а   б   в  
а   в   б  
б   в   а  
б   а   в  
в   а   б  
а   б   в  
в   б   а  
ИТОГО            

Как интерпретировать результаты

В первой колонке находятся ответы по визуальной модальности, во второй колонке аудиальные, а в третьей кинестетические. Колонка с самым большим результатом скорее всего указывает на вашу предпочитаемую систему представления информации. Это очень краткий и простой тест, нет данных о том, насколько он достоверен. Всегда лучше узнавать информацию по субъективному опыту, а не по какому-то искусственному тесту. Но этот тест может помочь сосредоточить ваше внимание на том, чтобы прислушиваться к нужным словам, пока вы не станете интуитивно чувствовать сигналы о системах представления информации.

Субмодальности

Вообразите на мгновение, что вы идете босиком по берегу тропического острова. Обратите внимание, как волны мягко обмывают ваши ноги, и как пальмы плавно колышутся в теплом ветерке, а ритм карибской музыки, которая слышится где-то вдали, совпадает с ритмом ваших шагов. Какую картинку вы создали в своем уме, вообразив это? Это цветная картинка или черно-белая? Она движется или неподвижна? В каком месте в вашем уме она построена?

Какие у нее размеры? Она яркая или тусклая? Как насчет контраста?

Эти особенности картинки—субмодальности зрительной системы представления информации. Вы познакомились с субмодальностями в технике “Взмах” во второй главе. В ней вы узнали, что яркие цветные картинки мотивируют больше, чем тусклые и черно-белые. Теперь давайте вернемся к вашему фильму о береге острова. Вы слышали музыку и волны, обмывающие ваши ноги? Вы чувствовали, как ваши ноги погружаются в песок?

В аудиальной и кинестетической системах тоже есть субмодальности. Нет какого-то канонического списка субмодальностей, а только то, что вы можете субъективно переживать на опыте. Я встречал людей с синими чувствами и людей с многоцветными звуками. Я не собираюсь с этим спорить—это их мир в их нейрологии, а не мой!

Субмодальности непосредственно связаны с интенсивностью наших переживаний.

Субмодальности непосредственно связаны с интенсивностью наших переживаний. Один из способов экспериментировать с субмодальностями—вообразить панель управления с передвижными регуляторами каждой из аналоговых субмодальностей (у каждой из них есть диапазон изменения, например от темного до яркого), и переключатель для каждой из цифровых субмодальностей (тех, которые могут быть только в одном из двух состояний, например черное или белое). Как вам нравится управлять своим умом на этом уровне? Многие люди снова и снова прогоняют одни и те же старые фильмы с одними и теми же звуковыми дорожками. И не обязательно, чтобы этим управлял ваш внутренний диалог—вы можете успокоить его и избавиться от старых кольцевых лент, которые запускались, когда им вздумается.

В следующий раз, когда вы заметите внутренний диалог, которого вам не хотелось бы, переместите его куда-нибудь в другое место. Уменьшите громкость; выключите его; или поменяйте тон и высоту звука и посмотрите, что происходит. Распространенное средство НЛП от бессонницы, связанной с беспрестанным внутренним диалогом (он очень часто встречается у трудоголиков)—передвинуть голос в другое место, уменьшить громкость, понизить тон и сделать его летаргическим. Попробуйте это в следу.ю.щ.и.й р.а..з к..о..г..д...а у в...а...с б...е....с.....с......о.......н.....

Субмодальности влияют на ваше состояние.

Субмодальности влияют на ваше состояние. Помните, как на третьем шаге упражнения по стратегии шестого состояния (глава 4) я создал образ себя как профессионального менеджера проектов и чувство того, что я профессиональный менеджер проектов? Я использовал субмодальности для построения новой части своей идентичности, которая может быть успешным менеджером проектов. Даже когда обладаешь всеми знаниями о том, как выполнять задание или роль, если нейрологическое состояние не позволяет выделять определенные отличительные признаки, результативность ограничена.

Это часто происходит, когда высокопоставленные кабинетные администраторы берут на себя ответственность за людей и пытаются общаться с ними, используя те субмодальности, которые они развили для распределения физических ресурсов, и используя телефон. Персонал часто недоволен из-за того, что администратор не умеет выделять отличительные признаки в визуальной и аудиальной системах, которые необходимы для понимания людей и продуктивного общения с ними. Основное в работе с субмодальностями:

1 Выясните, какая у вас предпочитаемая и какая ведущая система.

Заметьте, какие предикаты вы используете, проверьте, как вы дышите и заметьте свои особенности голоса. Попросите своего друга понаблюдать за вашими движениями глаз. Вы можете с помощью друга провести свой собственный тест.

2 Осознавайте свое поведение и замечайте по получаемой обратной связи, где вам нужно внести изменения.

Где вам нужно иметь лучшие варианты поведения и улучшить получаемые результаты?

3 Заметьте по собственным сигналам, какие системы представления информации вы используете для создания данного поведения.

Полностью сознавайте, как изменяется ваше состояние, когда вы начинаете думать об этих ситуациях. Какая система приводит вас к предпочитаемой системе, которую вы используете в каждой из этих ситуаций?

4 Используйте свою панель управления, чтобы изменить свои субмодальности, или полностью изменить систему представления информации.

Найдите решающую субмодальность и в чем-то ее измените. Если вы не знаете, какая из них самая решающая, вы можете начать с любых изменений. Если изменение не действует, попробуйте какое-то другое, потом еще какое-то.

Вот список наиболее распространенных субмодальностей в каждой из трех основных систем представления информации.

Наши рекомендации