И традиционных представлениях ненцев
Основным результатом диссертации Елены Тимофеевны Пушкаревой стало описание картины мира в фольклоре и традиционных представлениях ненцев, выявленная на основе анализа значительного объема аутентичных записей эпических песен сюдбабц, сюд-бабцарка, ярабц, ярабцарка, хынабц и мифов-сказок лаханако.
При постижении концепции Вселенной, представленной в фольклорно-этнографическом материале ненцев, и отраженной в материальной культуре и в современном мировоззрении хранителей традиционной культуре и знаний, обнаружилось, что ее строение более сложное, нежели считалось согласно предшествующим исследованиям. Общим местом в трудах по традиционному мировоззрению ненцев стала констатация трехмерности Вселенной с ее делением на Верхний, Средний и Нижний миры.
По представлениям ненцев, на Земле существует многомерное, как горизонтальное, так и вертикальное пространство. Верхние, Средние и Нижние миры могут находиться как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.
Как удалось выяснить, бинарные оппозиции проявляют себя и через феномен хасавадёсь – своеобразное мужское сообщество, противопоставленном женскому. Место сбора мужчин, которое является членом бинарной оппозиции синянгы - нёнянгы, находится за чумом перед священной нартой.
В диссертации Е.Т.Пушкаревой также рассмотрено пространство чума, как в горизонтальном разрезе, где продемонстрированы бинарные оппозиции и множественные секторальные деления, так и в вертикальном разрезе, где проявляется его многомерность.
Впервые в этнологии ненцев проанализированы сакральные функции бытовых предметов: столов, завалинок; также впервые обращено внимание на особую функцию разделительно-очистительного камня – оберега симбэ: функцию ограничения/расширения сакрального пространства чума. Когда в чуме имеется симбэ, то пространство чума ограничено в самом себе, если его нет, то пространство чума в секторе синянгы выходит за пределы чума.
Особое значение в настоящем исследовании имеет описание обитателей Вселенной как обитателей Земли, Земли и Космоса, Космоса, что продиктовано логикой персонажного состава эпических песен и мифов-сказок.
Обитатели Земли расселены по разным сферам: небесно-наземному, наземному, наземно-подземному и водному.
Птицы - персонажи фольклорных сюжетов (обитатели небесно-наземной сферы) являются фигурами традиционных представлений обычных членов общества, но с более линейными характеристиками. В диссертации Е.Т.Пушкаревой показано, что мифические существа фольклора не всегда принадлежат профанным представлениям ненцев, в частности, персонажи Тирний-Вэсако, Ёмбо, Нардалё, Ядар-та встречаются лишь в фольклоре.
Одним из значительных элементов парадигмы мира являются многочисленные хозяева (начальники, предводители, вожди, старшины и т. п.) - ере всех и вся. Они породили в фольклорных сюжетах и в традиционном мировоззрении божество Ервко (букв.: Маленький или Миленький Хозяин)- защитника семьи, человека. В профанных представлениях чаще всего считается покровителем ненецких родов хантыйского происхождения. В настоящей диссертации впервые обращается на него внимание.
Наземные обитатели - люди и животные - стихия и фольклорного мира, и стихия мировоззренческого космоса рядового члена общества и шаманов.
Проведенный в диссертации лингвистический анализ наименований ненецких родов (фамилий) и их семантическая интерпретация расширяет известные до этого родового состава.
В диссертационном исследовании расселение того или иного рода в XX веке сравнивается с их фольклорным расселением. Эпическая территория расселения обширнее современной.
Родовой состав ненцев, представленный в фольклоре, сопоставлен с фамильным и родовым составом европейской, сибирской тундровой и сибирской лесной групп за XVII- начало XX века по спискам ясачных плательщиков, материалам ревизий, церковных метрических книг, духовной миссии Архимандрита Вениамина, Комиссии Восточной Сибири по обложению ясаком "инородцев" и другим источникам, проанализированным
В.И. Васильевым. Некоторые фамилии присутствуют там и там, некоторые отсутствуют. При каждом антропониме даны конкретные толкования того или иного факта. Примечательно то, что в фольклорных сюжетах наименования родов существуют в более многочисленных вариантах, нежели в реальной жизни.
Особо надо отметить, что в фольклорных сюжетах родовые названия ненцев существуют в мужских и женских вариантах, что отсутствует в современных, да и в более ранних, официальных документах (в них закреплены и у мужчин, и у женщин одинаковые фамилии).
В исследовании Е.Т.Пушкаревой высказывается мысль, что представительство членов родов в качестве персонажей эпоса выступает как психотерапевтическое средство. Каждый рядовой член общества, приобщаясь к фольклорным подвигам своего сородича, укрепляет свой дух, что в свою очередь способствует формированию стойкости столь необходимой в сложных северных кочевнических обстоятельствах жизни.
В работе Е.Т.Пушкаревой высказывается также мнение, что группа названий родов, фигурирующих только в фольклорных текстах, является своего рода архивом. Эта мысль подтверждается тем, что в течение XX века вышли из употребления фамилии Ямал, Махако и Ясавэй: первые два уже являются фольклорными персонажами.
Действующие лицаэпических песен и мифов-сказок (люди с именами-прозвищами) несут в своих именах обширную информацию о хозяйственных занятиях, транспорте, снаряжении, жилище, одежде, орудиях производства, о социальных отношениях, что позволит в будущем попытаться идентифицировать фольклорный факт с этническим субстратом, его породившим. К примеру, некоторые имена-прозвища по элементам снаряжения или транспорта (Хозяин двух железных крыльев; Железный хорей; Мужчина, имеющий лыжи с шипами; Человек с серебряным щитом на груди; Мужчина, имеющий семь железных лыж; Мужчина, имеющий семь железных уздечек; Старший сын Хозяина железного чума по имени Лук в чехле; Младший сын Хозяина железного чума по имени Панцырь с чехлами для стрел; Мужчина, имеющий нарту с шипами; Человек, использующий нарту в качестве дома) расширяют "исторические" знания. Героев различают по именам, они обычно даются по внешнему облику (Сэроко – Белый, Париденя – Чёрный, Пыя Ӊарка – Носатый) или по обладанию оленями, оружием или одеждой (Сэр’ Мальця – Белая Малица, Ненэй’ Ни – Серебряный Пояс, Ненэй Ӊын – Серебряный Лук).
Люди с именами-прозвищами по одежде и элементам одежды удивляли, видимо, и самих ненцев, перешедших в основном на одежды из оленьих шкур, хотя воспоминания о таких типах одежды живы и сейчас в народе. Встречаются по этому признаку такие имена: Мужчина, носящий пояс с железными пуговицами; Человек, носящий одежду из осетровой кожи; Мужчина, носящий парку из стерляжьей кожи, является хозяином их стойбища и т.д.
В разделе "Животные" дан анализ двадцати персонажей, в которых, по мере возможности, подчеркнуты сугубо фольклорные представления и представления, характерные для традиционного мировоззрения ненцев.
Наземно-подземные обитатели Земли – в основном – фигуры, враждебные человеку. Их уничтожение или оттеснение на периферию освоенной территории – цель человека при контактах с ними.
Обитатели водного мира по известным материалам малочисленны, описаны эскизно, чаще просто названы без описаний. Исключением является лишь белый медведь, выступающий в разных ипостасях: просто медведь, "олени - медведи", "собака - медведь", добыча, "медведица" - небожитель -дочь Хозяина Неба.
В фольклорных сюжетах лишь Вэхэли являются полноправными жителями и Земли, и Космоса. Они - шаманы, обладатели эзотерических знаний, к которым обращаются за помощью другие персонажи. По моим наблюдениям, они лишь действующие лица фольклорных сюжетов.
Обитатели Космоса немногочисленны по сравнению с обитателями Земли. Тексты не дают их портретных описаний, как и обитателей водного мира. В диссертации выявлены их функциональные характеристики.
В целом относительно обитателей Вселенной в эпических песнях и мифах-сказках ненцев можно сказать, что, несмотря на их прикрепленность к той или иной пространственной сфере, для достижения поставленной цели они могут осваивать чуждые для них пространства в облике, отличном от их постоянного образа.
При выявлении специфики формирования картины мира как мировоззренческого феномена в типе культур, сохраняющих в активе многие архаические элементы до настоящего времени, невозможно было пройти мимо такого яркого явления как Слово в разных его образах-воплощениях. Тема эта актуальна не только для понимания образа мира в фольклоре самодийских народов, но чрезвычайно актуальна в свете формирующейся физико-психологической антропологии с ее идеей энерго-информационной сущности Вселенной.
Сложность и трудность изучения этого явления ненецкого, а шире —самодийского фольклора – заключается в том, что образы Слова, как было раскрыто в диссертации Е.Т.Пушкаревой, выступают не только как те или иные жанры, названные тем или иным термином, которые анализировались в исследовании, но и качестве надперсонажей – сущностей этих жанров, не имеющих обычных портретных характеристик, а лишь функционально-предикатные, выраженные через действия: нашло, назвало, сказало, пошло, осталось, надоело, видит, понеслось, понеслось по ветру; кружась, опустилось; идет, колыхаясь; оставило, дошло, охраняло, вошло, насытилось, закончилось, встретило, ходит вокруг, начал опускаться, село, спустилось, парит, начал входить, прицепилось/прикрепилось. Эти перечисленные действия Слова-Вада излечивают героев от недугов, помогают им побеждать врагов, оживляют их. Другими словами, через эти действия передаются энергия и информация, что было рассмотрено в диссертации на многочисленных примерах.
При проявлении Слово-Вада в двух ипостасях (в жанре ярабц и персонаже-образе Нгоб лаханана) на первый план выходит герой со своим мировосприятием. В первом случае события начинают разворачиваться, когда герой обретает разум, память и зрение. Другими словами, только после того, как герой становится способным воспринимать окружающий мир, снисходит к нему информация в виде ярабца – жанра песни ярабц. Во втором случае - герой, терпящий бедствие, слышит над головой Голос Нгоб лаханана, передающий полезную для него информацию.