Этапы выработки рационального решения

I. На первом этапе путем анализа ситуации в общем виде формулируются проблемы организации.

II. Вторым этапом поиска рационального решения является анализ самих проблем.

III. Третий этап цикла принятия рационального решения состоит в постановке конкретных управленческих задач.

IV. Четвертый этап заключается в определении возможности и целе­сообразности поиска решения.

V. Пятый этап работы над рациональным решением предполагает определение требования к отбору окончательного варианта.

VI. На шестом этапе цикла принятия рационального решения проис­ходит формулировка его различных вариантов. Они нацелены либо на устранение, ограничение того, что не желательно, но существует, либо на приобретение того, что желательно, но отсутствует.

С точки зрения вариантности выделяют несколько видов реше­ний: безальтернативные, бинарные, многовариантные и инноваци­онные.

VII. Седьмой этап на пути принятия рационального решения состоит в выборе его окончательного варианта.

VIII. Восьмой этап на пути принятия рационального решения заклю­чается в согласовании его основных положений с исполнителями и заинтересованными лицами, т. е. с теми, кого оно непосредствен­но затрагивает. Это документально закрепляет их обязательства, связанные с выполнением решения, и предотвращает возможные конфликты.

IX. Наконец, на девятом этапе происходит утверждение решения ру­ководством организации или подразделения, которое распоряжается ресурсами, необходимыми для его реализации, и несет персональную ответственность за результаты.

Реализация решения

Требования к методам реализации решений:

1. Способы или методы реализации решения должны быть практи­чески применимыми, определяться его содержанием и объективны­ми условиями работы, а не желаниями руководителей и сотрудников.

2. Другим требованием к методам является экономичность, подра­зумевающая, что эффект, полученный при реализации решения, бу­дет больше связан с уменьшением этим расходов.

3. Методы реализации решения должны обладать точностью, обес­печивающей соответствие полученного результата тому, что ожида­лось.

4. Наконец, методы реализации решения должны быть надежными, допускающими не более чем оговоренное количество ошибок и не создающими ситуаций с повышенным риском.

Успех в деле решения проблем обусловлен влиянием трех групп факторов:

- организационных, к которым относятся:

а) способность организации и ра­ботников своевременно перестроиться в соответствии с изменивши­мися условиями, приспособиться к ним;

б) своевременность обнаружения и решения проблемы, а также доведение соответствующего задания до исполнителя.

в) на эффективность реализации решения во многом оказывает влияние стабильность функционирования организации, ее устойчивость в отношении разного рода помех, угроз и т. п., создающих возможность отклонений от намеченного пути;

- материальных - наличие необходимых для этого ресур­сов — естественных, технологических, информационных и т.п. и возможность свободного маневра ими;

- личных - необходимый уровень квалификации, знаний и опыта, индиви­дуальные психологические особенности руководителя и сотрудни­ков, их отношение к делу, к своим обязанностям, общий мораль­но-психологический климат в организации.

Тема 11. Стратегия и оперативное управление организацией

Цели организации

Миссия организации

Понятие и виды управленческих стратегий

Типы стратегий

Прогнозирование

6. Планирование: понятие и виды планов

Цели организации

Цель - это идеальное или же­лательное состояние объекта управления, в данном случае организа­ции.

На формулировку цели влияют:

- характер производственного и кадрового потен­циала организации.

- условия ее функционирования.

- взгляды руководства,

- интере­сы персонала, деловых партнеров, клиентов, местных властей, общества.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций:

1) выражают философию организации,

2) ориентируют деятельность орга­низации и каждого ее члена,

3) служат критерием выделения проблем, принятия решений и оценки результатов деятельности,

4) сплачивают энтузиастов, побуждают их к активности.

5) оправдывают необходимость и законность существования организа­ции.

Успешная реализация перечисленных и иных функций возможна при условии, когда цели отвечают определенным требованиям (требования к целям):

- четкость постановки.

- реальность.

- гибкость, способность к корректировке.

- признание людьми.

- проверяемость.

- взаимная совместимость, непротиворечивость.

Классификация целей организации:

- цели бывают заданными извне (руководство фирмы определяет их для отдельного подразделе­ния) или сформировавшимися внутри организации (цели самого коллектива, ориентирую­щиеся на удовлетворение его потребностей);

- стратегическими или тактическими;

- долгосрочными, среднесрочными, кратко­срочными;

- выражаемыми качественно или количественно.

- технологическими, экономиче­скими, производственными, административными, маркетинговыми, науч­но-техническими, социальными и т. п.;

- направленными на достижение конкретного результата, определенного состояния объекта управле­ния, осуществление той или иной деятельности;

- взаимоисключающими, конкури­рующими, дополняющими, безразличными по отношению друг к другу.

Общие цели отражают важнейшие направления деятельности организации в це­лом.

Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей.

Если в результате поставленные цели полностью или частично достигнуты, деятельность считается эффективной. Количественно эффективность характеризуется степенью достижения целей, напри­мер процентом выполнения плана по производству или реализации продукции.

Условия эффективного достижения целей: заблаговременное создание необ­ходимых организационных и материальных предпосылок, своевременное на­чало действий, наличие свободы маневра, использование современных средств и методов работы, благоприятный морально-психологический климат.

Миссия организации

Миссия создает у окружающих представление о предназначении организации, ее философии, социальной ответственности перед об­ществом и своими работниками, ценностях, наиболее привлекатель­ных сферах деятельности, задачах в области производства, завоева­ния рынков, внедрения новых технологий, обеспечения конкуренто­способности и т. п.

Миссия создаст основу для формулировки целей организации — общих и специфических, выработки стратегии, распределении ресур­сов, ориентации управляющих.

Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется. Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — это брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе. Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:

- цель функционирования организации,

- область деятельности организации,

- философия организации,

- методы достижения поставленных целей,

- методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).

Наши рекомендации