Тезисы для ответов МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИЗМА
1) Внутренняя и внешняя среда туризма как системы управления
Туристские организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей в сфере туризма.
В качестве организации могут выступать предприятия, учреждения, а также объединение нескольких организаций. Организации, как правило, имеют правовой статус юридического лица. Любая организация предполагает определенное расположение ее на территории в рамках отведенного для нее там места, конкретную структуру — составные части и их взаимодействие (иерархию, взаимосвязь), а разделение между этими частями предусмотренных для них обязанностей — функций.
Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т.е. протекающих в ней процессов. Внутренняя среда пронизывается организационной культурой, которая является интегрированной характеристикой и отражает систему ценностей, культивируемые нормы деловых взаимоотношений и поведения, разделяемых персоналом.
Внутренние переменные организации – это ситуационные факторы внутри организации. Основные переменные в самой организации это цели, структура, задачи, технология и люди.
1) Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. У организации могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов.
2) Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей (подразделений), построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.
3) Задачи. Еще одним направлением разделения труда является формирование задач. Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
4) Технология - важная внутренняя переменная - имеет большее значение, чем традиционно считалось. Технология - это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструмента и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
5) Люди. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Люди являются центральным фактором в любой модели управления.
Внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.
Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами.
Под конкурентами подразумеваются не только те компании, которые предлагают такие же товары, но с другой маркой, но и компании, выпускающие заменители.
Для ведения хозяйственной деятельности каждой компании нужны внешние поставки: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случае возникает прямая зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих поставки указанных ресурсов.
Некоторые общественные организации также оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий. Особенно это воздействие усилилось за последние годы. Хорошо известно влияние профсоюзных организаций, которые борются за права работников, тем самым, устанавливая баланс отношений между собственниками и наемными рабочими.
Государство оказывает воздействие на организации преимущественно через законодательное регулирование деятельности. Количество и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, резко возросли. Претерпевают изменения различные формы отчетности предприятий и организаций, изменяется налоговое и таможенное регулирование.
Политические факторы. Для бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион.
Социокультурные факторы. При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях.
Научно-технический прогресс. Этот фактор определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей.
Международные факторы. Если ранее считалось, что международная среда является объектом внимания только тех организаций, которые работают на экспорт, то теперь изменения в мировом сообществе затрагивают практически все предприятия.
2) Сущность функции планирования и значение стратегического планирования в туризме
Планирование представляет собой наиболее существенную из всех управленческих функций, поскольку оно связано с выбором альтернатив, предусматривающих тот или иной образ действий. В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. Планирование – это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.
В простейшем виде планирование сводится к ответу на четыре основных вопроса: каково сегодняшнее положение фирмы? Какой мы хотим видеть фирму в будущем? Что нам при этом мешает? Что нужно предпринять, чтобы добиться поставленных целей? В связи с этим можно выделить следующие основные задачи, которые решает фирма в процессе плановой деятельности:
1) определяет цели, к достижению которых она стремиться в обозримый период и виды деятельности, которые для этого необходимы;
2) изыскивает требующиеся для этого материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы и распределяет их в соответствии с потребностями;
3) обеспечивает формирование или изменение организационной структуры и системы управления, поступление и обработку информации;
4) повышает трудовую активность работников;
5) позволяет выбрать наиболее эффективный способ достижения целей, обеспечивает прибыльную работу;
6) создает основу контроля за деятельностью фирмы.
Принципы планирования:
· «лучшее планирование - самопланирование» т.е. участие в планировании как можно большего числа работников; высшее руководство вырабатывает лишь основные цели; в подразделениях создаются плановые отделы;
· непрерывность; планы корректируются под влиянием внешних и внутренних факторов;
· координация и интеграция; координируются планы подразделений одного уровня, поскольку они связаны между собой; интегрируются процессы планирования на различных уровнях: от низового до высшего;
· обеспечение условий достижения поставленных задач; планы должны быть реальными, выполнимыми;
· первичность планирования; оно предшествует остальным управленческим функциям;
· экономичность – достижение поставленных целей наиболее рациональным способом с учетом всех расходов.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Термин «стратегия» греческого происхождения, означает «искусство генерала». Термин стратегия имеет множество значений. Мы рассматриваем стратегию как детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Характерные черты стратегического планирования:
1. Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
2. Стратегический план разрабатывается для перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида.
3. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.
4. Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников.
5. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течении длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию
3) Основные методы управления и стили руководства в туризме.
1. Административные методы управления и их характеристики.
Объективной основой использования административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Мы совершенно справедливо критиковали и критикуем рычаги административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.
Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с практической точки зрения, так как механизмы их действия принципиально различаются. Административные методы в основном ориентируются на руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. администрированием.
Административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, осуществляя контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются — правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с Законом РК « О Труде» и другими законодательными актами.
2. Экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частном.
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчёт, ценообразование, финансирование.
Экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием.
Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.
В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
Стимулирование труда не должно ограничиваться деньгами: лучшее жилье, лучшее рабочее место тоже должны быть заработаны лучшим трудом. Меняется и подход к оценке результатов работы. Теперь ценится не просто выполнение плана, спущенного сверху, а получение предприятием — всеми работающими полезного и нужного людям конкретного конечного результата — хороших продуктов, одежды, зданий, машин. Таким образом, стимулируется не сам факт труда, а его конечный результат. Переход к экономическим методам управления требует коренных преобразований в экономике предприятия, нового порядка финансирования, хозрасчета, стимулирования.
3. Социально-психологические методы управления и их характеристика.
Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на личностные отношения, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.
Социально-психологические методы основываются на использовании моральных стимулов к труду и формировании положительного социально-психологического климата в коллективе.
Эти методы позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Социально-психологические методы — это способы исследования, целью которых является изучение социального развития, прежде всего связей людей, отношений между ними и социальными общностями в их социальной деятельности, специфических психологических особенностей человеческого характера, социокультурных условий, своеобразия образа жизни, охраны здоровья населения, окружающей среды и многого другого.
К ним относятся:
- моральное поощрение,
- социальное планирование,
- убеждение,
- внушение,
- личный пример,
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
- создание и поддержание морального климата в коллективе.
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов социально-психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, и др.
Стиль руководства - это привычная манера поведения по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота о человеческих отношениях, о выполнении задачи - все это отражает стиль руководства.
Различают авторитарный, демократический и либеральный стили.
Автократичиый лидер в управлении авторитарен. Автократичныйруководитель обладает достаточной властью, чтобы навязать свою волю исполнителям. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных.
Демократический руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня:
- потребность в принадлежности;
- высокой цели;
- автономии и самовыражении.
Демократичный руководитель избегает навязывать подчиненным свою волю.
Организация, где доминирует демократический стиль, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятие решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Руководитель тратит большую часть своего времени, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и, заботясь, чтобы группа подучила необходимые ей ресурсы.
Либеральный руководитель - подчиненным представляет почти полную свободу в определении своих целей и контроле за своей собственной работой.
Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителя. Группа имеет полную свободу принимать собственные решения.
Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы: группе не делегируется никаких полномочий.
Демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении. Ответственность распределяется.
Либеральное руководство предполагает самостоятельную творческую работу всего коллектива.
4) Основные теории мотивации в управлении