Право на доступ к информации
Право на информацию, выражено Конституцией в виде юридической формулы "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом" (ст.29).
Реализация права каждого на информацию порождает обязанность государства и других субъектов правоотношений его обеспечить. Содержание и реализация данной обязанности должны быть регламентированы правовыми нормами. Практически правотворческая работа российских законодателей сначала была направлена на нормативное регулирование ряда институтов, ограничивающих права граждан на доступ к определенным категориям информации (государственная, банковская, служебная и др. виды тайн) и лишь затем началась разработка законопроекта "О праве на информацию". Права граждан на доступ к определенным видам информации нормативно закреплялись и до подготовки этого законопроекта в других законах. Например, в Федеральных законах "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "Об оперативно-розыскной деятельности" и др., где сформулирован ряд важнейших норм, регулирующих права на доступ к информационным ресурсам.
Однако, перечисленные в этих законах правомочия затрагивают лишь частные случаи доступа гражданина к конкретным видам информации. С целью закрепления общих принципов реализации права на информацию гражданам Российской Федерации и был подготовлен законопроект "О праве на информацию".
Учитывая важность данного законодательного акта, рассмотрим некоторые его положения.
Статьей 1 законопроекта "О праве на информацию" декларируется, что право на информацию - конституционное право человека и гражданина.
Статья 5 определяет основные принципы реализации права на информацию, которыми являются:
· общедоступность и открытость информации;
· обеспечение безопасности личности, общества и государства;
· информированность граждан о деятельности органов и организаций;
· законность поиска, получения и передачи информации, а также ее распространения;
· предоставление достоверной информации;
· защита права на информацию.
Право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данной норме содержится ряд принципиальнейших положений - ограничение права на информацию только федеральным законом. Это основная составляющая механизма реализации права гражданина на информацию, так как ограничение права только на уровне федерального закона само по себе достаточно сильный метод защиты права, отсекающий ведомственный и региональный произвол.
Законопроект содержит механизм реализации данных правомочий, обозначая основные формы доступа к информации:
· получение официальной информации через средства массовой информации и государственные системы правовой информации;
· получение сведений о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
· запрос;
· абонементное обслуживание;
· другие договорные или установленные непосредственно законом формы получения документированной информации;
· через персональные компьютеры;
· путем приобретения информационной продукции на рынке;
· другие формы гражданско-правовых отношений по поводу информации.
Если проблему получения официальной информации (например, через средства массовой информации) в настоящий момент времени можно считать решенной, то с доступностью правовой информации (осведомленность граждан о своих правах и обязанностях) положение обстоит несколько сложнее. Юридическая литература стала доступной, однако, своевременность и полнота информирования граждан об изменениях законодательства и другой нормативной базы пока оставляют желать лучшего. В этом направлении предстоит значительный объем работы, как по совершенствованию самой правовой системы, так и по совершенствованию механизма доступа граждан и юридических лиц к банкам правовой информации.
Одним из центральных институтов рассматриваемого законопроекта является институт запроса о получении информации. Будущий закон предусматривает право каждого непосредственно или через своих представителей обращаться к владельцу информации с устной или письменной просьбой (запросом) о получении необходимой ему информации.
Законопроект определяет и обязательные атрибуты запроса:
· название и адрес органа или организации, к которым запрос обращен;
· фамилия, имя, отчество обращающегося;
· наименование запрашиваемого документа или характер запрашиваемой информации;
· адрес, по которому следует отправить ответ автору запроса или его представителю.
Законопроект предусматривает, что ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее чем через тридцать дней после дня получения запроса, если иное не установлено федеральным законом. Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный срок, обратившемуся за ее получением направляется письменное уведомление об отсрочке предоставления запрашиваемой информации. В уведомлении должны быть указаны причины отсрочки предоставления запрашиваемой информации. Если орган или организация не обладают запрашиваемой информацией, они не позднее чем через семь дней после дня получения запроса обязаны сообщить об этом обратившемуся, а также предоставить ему наименование и адрес органа или организации, в том числе архива, которые, по имеющимся сведениям, обладают запрашиваемой информацией. Ответ на запрос предоставляется, по желанию обратившегося, в устной или письменной форме. В ответе могут быть указаны орган, организация или лицо, располагающее более полной информацией по запросу. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в ответе на запрос об опубликованном правовом акте вправе ограничиться предоставлением сведений об опубликовании и разъяснении о его отмене, признании утратившим силу или недействующим, о внесенных изменениях и дополнениях.
Любая свобода не может быть безграничной, поэтому законопроект предусматривает и перечень информации, не подлежащей предоставлению по запросам. Это сведения:
· составляющие государственную тайну;
· об осуществлении в установленном законом порядке оперативно-розыскной деятельности; о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом или может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;
· составляющие коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
· о частной жизни другого лица без его согласия;
· доступ к которым ограничен другими федеральными законами.
Перечисленные выше категории информации, не подлежащей предоставлению по запросам, очевидны, так как по своей природе, зафиксированной в действующих законодательных актах, представляют общую категорию информации с ограниченным доступом.