АУДИРОВАНИЕ (см. слушание)

21

Баритон

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru Б

БАРИТОН(итал. baritono, от греч. barys — тяжелый, низкий) — мужской голос,по высоте средний между тенороми басом.Разли­чают лирический Б. — более подвижный и драматический Б. — более мужественный и сильный. (См. также тип голоса.)

А. А. Князьков

БАС(итал. basso — низкий) — самый низкий мужской голос. Раз­личают высокий, или певучий, Б., и низкий, или глубокий, Б. (См. также тип голоса.)

А. А. Князьков

БЕССОЮЗИЕ(от греч. asyndeton — бессоюзие) — фигура (см. фигуры)слова, входящая в группу фигур убавления, заключаю­щаяся в опущении союзов для нагнетания экспрессии, динамиз­ма, насыщенности. Уже античные исследователи подчеркивали, что Б. «отличается остротой, обладает огромной силой и приспособ­лено к краткости». Например, Цезарь в донесении сенату о раз­громе под Зелой боспорского царя Фарнака II (попытавшегося воспользоваться было распрями в Риме и надеявшегося, что в этой ситуации войска против него не успеют послать) сказал: «Пришел, увидел, победил». Андрей Белый использует его так: «И на Арбате мчатся, мчатся в Вечность: пролеток черных быст­ротечность, рабочий, гимназист, кадет... Проходят, ветер взвив одежды, глупцы, ученые, невежды»,(А. Белый. Первое свидание).

Псевдо-Лонгин подчеркивал: «Построение фразы, при кото­ром слова, не будучи связаны между собой, спешно несутся одно за другим, рисует состояние тревоги, при котором человека что-то одновременно и удерживает, и толкает» (О возвышенном). Напри­мер: «Ее привозят и в собранье. Там теснота, волненья жар, музы­ки грохот, свеч блистанье, мельканье, вихорь быстрых пар, краса­виц легкие уборы, людьми пестреющие хоры, невест обширный полукруг, все чувства поражает вдруг» (А. Пушкин. Евгений Онегин).

Сила экспрессии Б. именно в преднамеренном отбрасывании союзов. Псевдо-Лонгин с нарочитым пафосом заявлял даже: «Ну что же! Вставляй союзы, если хочешь... Ты увидишь, как острый порыв чувства притупляется и сразу же затухает, как только ты союзами выгладишь и уравняешь ему путь, ... чувство, которому мешают союзы, негодует на эту помеху. Союзы лишают его сво­боды в беге, не позволяют нестись как снаряду, выброшенному метательным орудием» (О возвышенном). В самом деле, можно




благозвучность голоса

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru ли даже помыслить о том, чтобы вставить союзы, лишив экс­прессии широко известные примеры Б., зримо воссоздающие кульминацию Полтавской битвы: «Тяжкой тучей отряды конни­цы летучей, браздами, саблями звуча, сшибаясь, рубятся с пле­ча. Бросая груды тел на груду, шары чугунные повсюду меж ни­ми прыгают, разят, прах роют и в крови шипят. Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пу­шек, топот, ржанье, стон» (А. Пушкин. Полтава). Этот пример служит весьма ярким подтверждением точки зрения Квинтилиа-на, который считал, что Б. пригодно «в тех случаях, когда мы говорим о чем-нибудь с большой настойчивостью, ибо благода­ря отсутствию союзов отдельные понятия подчеркиваются, и ка­жется, что их больше, чем на самом деле» (Квинтилиан. Двенад­цать книг риторических наставлений).

В современной лингвистике Б. нередко распространяют на бес­союзное предложение. Проблематика сложного бессоюзного пред­ложения является весьма хорошо разработанной, но с точки зре­ния нагнетания экспрессии такое Б. уступает Б. в его классическом понимании. Например: «Я, сидя над ручьем, от жажды изнываю, от счастья плачу я, от горестей смеюсь, тот, кто опасен мне, того я не боюсь, того ж, кого люблю, упорно избегаю» (Ф. Вийон. Бал­лада противоречий).

Б., как фигура, противоположно многосоюзию,хотя и встреча­ются случаи, когда обе эти фигуры объединяют. Например: «Суще­ствует не просто один испанский, или один итальянский, или один немецкий язык, или даже три немецких: старый верхненемецкий, средний верхненемецкий и так далее, о нет, — есть сотня немец­ких языков, есть столько немецких, столько испанских, столько английских языков, сколько у каждого из этих народов найдется способов мышления и оттенков ощущения жизни, сколько у него оригинальных мыслителей и поэтов» (Г. Гессе. Магия книги).

Лит.: Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений: В 2-х частях. — СПб., 1834; Кручинина И.Н. Бессоюзие // Лингвистический эн­циклопедический словарь. — М., 1990; О возвышенном. — М., 1994; Па­нов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. — М., 1997. — С. 45; Розенталъ Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. — М., 1985.

М.И. Панов

БЛАГОЗВУЧНОСТЬ ГОЛОСА— качество профессионально­го педагогического голоса: чистота его звучания, отсутствие непри­ятных призвуков (хрипоты, сипения, гнусавости и т. п.). Умение придать своему голосу Б. воспринимается слушателями (на подсоз-

23

Богатство речи

нательном уровне) как признак воспитанности, интеллигентно­сти, требовательности к себе. Б. г. обычно связана с хорошей дик­цией, с произношением «полного стиля».

Лит.: Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. — М.,1959; Найденов Б.С., Шевелев Н.Н. Голос и речь // Выразительное чте­ние. - М., 1972.

А. А. Князьков

БОГАТСТВО РЕЧИ — коммуникативное качество речи, кото­рое возникает на основе соотношения речь—язык. Б. р. можно опре­делить как максимально возможное насыщение ее разными, не по­вторяющимися средствами языка, в той мере, в какой это необходи­мо для реализации коммуникативного намерения. Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи. В общем понятии речевого богатства можно выделить некоторые его разновидности. Лек­сическое Б. р. проявляется в том, что слова, не несущие специаль­ного коммуникативного намерения, применяются как можно ре­же. Этого можно достигнуть лишь при наличии у говорящего-пи­шущего большого словарного запаса. Для количественного исчисления уровня лексического богатства речи существует такой критерий, как коэффициент лексического богатства. Он представ­ляет собой отношение между лексемами (разными словами) и об­щим количеством слов в тексте. Это можно представить в виде сле­дующей формулы:

Коэффициент Лексемы

лексического = ----------------------------------------

богатства Общее количество слов в тексте

Лексическое Б. р. отражает и информативную насыщенность тек­ста, что зависит не только от выбора языкового материала, но и от насыщения его мыслями автора, его чувствами, различными со­стояниями сознания. Семантическое Б. р. проявляется в разнообра­зии и обновлении словесных связей, т. е. в данном случае имеется в виду значение слова, приобретенное в контексте.

Синтаксическое Б. р. проявляется в использовании разнообраз­ных синтаксических средств.

Интонационное Б. р. тесно связано с лексическим, семантиче­ским и синтаксическим Б. р. Но интонационное богатство и инто­национная бедность явно выражены в речи звучащей и слышимой, а в речи письменной, читаемой интонация всегда задана лексико-семантической и синтаксической структурой речи и всегда при­сутствует лишь в сознании как пишущего, так и читающего. Рече­вые недочеты, в которых проявляется бедность речи: 1) повторе-

24

видеоматериалы по риторике

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru ние одного и того же слова в рамках небольшого контекста, на­пример: Пугачев хотел, чтобы все люди жили счастливо. Пугачев помогал Гриневу. Пугачев хотел, чтобы Гринев жил счастливо; 2) упот­ребление рядом или близко однокоренных слов, например: Од­нажды охотники охотились на зайцев; 3) однотипность и слабая распространенность синтаксических конструкций, например: Тать­яна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать фран­цузские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была за­думчивой девушкой.

Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 1980; Пленкин Н.А. О понятии «богатство речи» // РЯШ. — 1987. — № 3.

Л. Е. Тумина

В

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО РИТОРИКЕ— материалы, записан­ные на магнитную видеопленку, реализующие возможности ви­деотехники как интегрального способа предъявления информации, обеспечения звуко-зрительного синтеза, чрезвычайно важного для обучения речевому общению. В. п. р. относятся к группе экранно-звуковых средств (см. средства обучения риторике).

Вданной подгруппе экранно-звуковых средств можно выде­лить В. п. р., имеющие определенную жанровую форму. Это видео­фильмы и видеофрагменты, т. е. материалы, подготовленные по определенному сценарию, имеющие композиционную целост­ность, завершенность. Видеофрагменты короче видеофильма (про­должительность демонстрации фрагмента обычно не превышает пяти минут). Для видеофильмов и видеофрагментов используется либо готовый экранный материал (киноленты, телепередачи и др.), либо специально отснятый с помощью видеокамеры. Но в любом случае исходный материал отбирается, компонуется, мон­тируется, дополняется методическим комментарием, вопросами и заданиями.

При подготовке фильмов и фрагментов по риторике необходи­мо учитывать специфику видео: стоп-кадр, рабочие паузы, уско­ренную перемотку и др.

Особенности видеофильмов и фрагментов по риторике в том, что они содержат образцы общения, дают возможность наблюдать за речевым поведением общающихся. Этой задаче подчинены зри­тельный ряд и дикторский текст.

Наряду с видеофильмами и видеофрагментами правомерны ра-

25

виды коммуникативной деятельности учителя

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru бочие учебные видеоматериалы, на которых запечатлены учащие­ся данного класса (группы). Их используют для коллективного ана­лиза и самоанализа.

Лит.: Видеозапись в школе / Под ред. Л.П. Прессмана. — М., 1994; Ладыженская Т.А. и др. О новом курсе «Детская риторика»: Программа к новому курсу «Детская риторика» // Начальная школа. — 1994. — № 7; Мультимедиа в школе: Справочник / Редактор-составитель Л.П. Пресс-ман. — М.; Калуга, 1994; Развитие речи: Школьная риторика. Методиче­ский комментарий. 5 класс. — М., 1996.

Л.М. Зельманова

ВИДЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

реализуются в следующих видах общения: 1) общение с учащими­ся; оно представляет собой такую к. д. у., при которой он передает знания, управляет всей познавательно-практической деятельностью учащихся и т. д. на уроке (например, объяснение нового материала, выполнение упражнений на закрепление изученного и т. п.); орга­низует обмен информацией, углубленное изучение отдельных раз­делов школьного курса соответствующего предмета после урока (на­пример, занятия кружка, предметный конкурс и т. д.); изучает ус­ловия жизни учащегося, его интересы, расширяет его кругозор и пр. вне школы (например, экскурсия, поход в кино, посещение учащегося на дому и т. д.); 2) общение с коллегами — такой В. к. д. у., при котором учитель обменивается профессиональной информацией, повышает свой профессионально-методический уровень (на методобъ-единениях, учительских конференциях, педчтениях, обсуждениях уроков и пр.); общение с родителями — В. к. д. у., реализующийся в передаче педагогических и психологических знаний, обмене ин­формацией воспитательного характера, профессионально-методи­ческой помощи, выяснении необходимой информации для инди­видуального подхода к учащемуся (выступления на родительском собрании, индивидуальные. беседы с родителями в школе и вне школы, письма родителям и т. п.); 3) общение с неколлегами, в котором учитель выступает организатором целенаправленного об­щения (встреча с писателем в школе, выступление перед избира­телями, лекции для родителей и пр.).

Лит.: Ладыженская Т.А. Живое слово. — М., 1986.

Л.Е. Тумина

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — беззвучная, мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, решаем в уме какие-либо задачи, мысленно составляем планы, припомина-

26

Внутренняя речь

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru ем прочитанные книги и разговоры, молча читаем и пишем. В. р. — это и есть речь про себя, или скрытая вербализация, с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суж­дений. Элементы В. р. мы находим во всех наших сознательных вос­приятиях, действиях и переживаниях, в которых они проявляются в виде речевых установок или самоинструкций или в виде вербаль­ной интерпретации ощущений и восприятий. Все это делает В. р. весьма важным и универсальным механизмом умственной деятель­ности и сознания человека. Для В. р. характерны:

1) свернутость и «агглютинированность» компонентов. В. р. —
речь эллиптичная, строящаяся как своеобразное стохастическое,
линейное сцепление семантических «смыслов», еще не облечен­
ных в конкретную словесную форму. Это становится возможным
благодаря тому, что В. р. есть речь для себя. Естественно, что для
того, чтобы эти «смыслы» могли функционировать в языковом мыш­
лении, они должны иметь материальную опору; но эта опора мо­
жет сводиться к минимуму, например к представлению начальных
букв слов: «В. р. есть в таком смысле речь почти без слов» (Л.С. Вы­
готский);

2) предикативный характер компонентов В. р.: она «вся состо­
ит с психологической точки зрения из одних сказуемых... Закон
для В. р. — всегда опускать подлежащее...» (Л.С. Выготский);

3) семантическая специфика компонентов В. р. и большая сте­
пень ситуативной контекстуальной обусловленности.

Переход от В. р. к внешней речи — это «переструктурирование речи, превращение совершенно самобытного и своеобразного син­таксиса, смыслового и звукового строя В. р. в другие структурные формы, присущие внешней речи..., ... превращение предикатив­ной и идиоматической речи в синтаксически расчлененную и по­нятную для других речь» (Л.С. Выготский).

В. р. возникает из внешней, является ее психологической транс­формацией, в которой наибольшее значение имеет даже не столь­ко ее «беззвучность», а прежде всего ее крайняя ситуативность, обобщенность и вытекающая из них словесная фрагментарность. Все эти специфические особенности В. р. при некоторых условиях (например, общности ситуаций) обнаруживаются и во внешней речи. Все это означает, что В. р. не может быть изолирована от внеш­ней и не может рассматриваться как независимое от нее явление.

Вместе с тем совершенно очевидна также и функциональная зависимость внешней речи от В. р. Это следует из того, что при всех более или менее отсроченных сообщениях своих мыслей (предмет­ных или словесных ассоциаций) мы предварительно фиксируем их

27

вокализ

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru с помощью В. р., составляя мысленный план или нечто вроде кон­спекта будущего высказывания. Еще более определенно это наблю­дается при письменном изложении, когда каждой написанной фразе и даже слову предшествует их мысленное произнесение с последу­ющим отбором наиболее подходящих. Но даже и при непосредст­венном сообщении своих мыслей в момент их возникновения все же их выражению во внешней речи предшествует появление ре-чедвигательных импульсов, которые во всех случаях, хотя бы на доли секунды, упреждают произнесение слова.

Хотя В. р. не может быть средством непосредственного общения людей друг с другом и выполняет главным образом функцию мыш­ления (и в этом смысле Выготский имел все основания называть ее речью «про себя» и «для себя»), тем не менее она выполняет очень важные подготовительные функции для общения людей. Благодаря В. р. создается «речевая установка» (Б.Г. Ананьев) или «установка на сообщение» (Б.Ф. Баев), вызывающая возбуждение соответству­ющих речевых стереотипов, и происходит отбор слов и фраз для последующих устных и письменных сообщений.

Лит.: Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Анань­ев Б.Г.. Психология чувственного познания. — М, I960; Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2; Горелов И.Н. Невер­бальные компоненты коммуникации. — М., 1980; Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // ВЯ. — 1964. — № 6; Леонтьев А.А. Психо­лингвистические единицы и порождение речевого высказывания.— М., 1969; Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.

Л.Е. Тумина

ВОКАЛИЗ(фр. vokalise, от лат. vocalis — гласный звук, звуча­щий, поющий) — упражнение для постановки голоса,состоящее в пении мелодии на отдельные гласные звуки, иногда — на слоги.

Лит.: Музыкальная энциклопедия.— М., 1973 — 1982.

А. А. Князьков

ВТОРАЯ СОФИСТИКА— течение в античной культуре, воз­никшее в начале II в. н. э. в Малой Азии (Смирна, Эфес) и разви­вавшееся до конца IV в. Его ведущие представители Лукиан из Са-мосаты, Элий Аристид, Дион Хризостом, Либаний уже не разра­батывали собственно проблематику, связанную с софистикой,а главное внимание уделяли совершенствованию и отточенности ри­торической техники. Представители В. с. развивали традиции атти-кизма и азианизма в области риторики. Аттикизм (от Аттики) был ориентирован на строгие литературные каноны и нормы для каж-

28

выразительность

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru дого из трех типов ораторской и поэтической речи, восходящие к традициям выдающихся ораторов Афин IV в. до н. э. Азианизм — направление, возникшее в Малой Азии и главное внимание уде­лявшее увлечению стилистическими новшествами и формальны­ми эффектами искусства слова.

Представители В. с. уделяли много времени разработке класси­ческого риторического наследия, обращаясь к так называемому ка­нону десяти аттических ораторов, стремились воздействовать свои­ми речами (Элий Аристид, Либаний) на римских императоров.

Лит.: Аверинцев С. С. Софистика вторая // Литературный энцикло­педический словарь. — М., 1987; Борухович В.Г. Ораторское искусство Древ­ней Греции // Ораторы Греции. — М., 1985; Курбатов Г.Л. Ранневизан-тийские портреты. — Л., 1991 (глава 2 посвящена Либанию); Нахов И.М. Лукиан из Самосаты // Лукиан из Самосаты. Избр. проза. — М., 1991; О возвышенном. — М., 1994.

М.И. Панов

ВЫНОСЛИВОСТЬ (НЕУТОМЛЯЕМОСТЬ) ГОЛОСА-каче­ство профессионального педагогического голоса,характеризующее его с точки зрения высокой работоспособности голосового аппара­таи позволяющее вьщерживать длительную речевую нагрузку без вредных физиологических последствий с сохранением тембраль-ных, динамических и высотных параметров. В. г. обусловливается такими факторами, как врожденные особенности организма (в ча­стности, нервной и эндокринной систем), возрастом, акустиче­скими условиями и др. Вместе с тем В. г. повышается при правиль­но организованной постановке голоса.Можно даже сказать, что поставленным можно считать только голос, обладающий достаточ­ной для профессионального использования В. г.

Лит. : Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 1968; Фо-ниатрия и фонопедия. — М., 1990.

А. А. Князьков

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ— коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим под­бором и размещением средств языка <...> воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называ­ют выразительной». В. характеризует эффективность коммуника­тивно-целесообразного проявления индивидуальности автора ре­чи с помощью различных речевых средств. Это качество речи ха­рактеризует ее с точки зрения соотношения речь—сознание (см. качества речи).

29

выразительность

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru В. как коммуникативное качество речи — прежде всего крите­рий оценки эффективности речи (текста) в целом. В то же время понятие В. служит критерием оценки речевого мастерства, искус­ности автора речи (в рамках общего положительного эффекта). С этих позиций чаще всего оценивается эстетическая сторона вы­сказывания и качество его произнесения (исполнения). Обе эти грани подразумевают также и средства, которые способствуют со­зданию выразительного эффекта. Различные грани В. взаимосвя­заны и в высказывании, которое продуцирует (и произносит в том числе) автор речи, и в восприятии этого высказывания ре­ципиентом, что предполагает «импрессию» (положительное впе­чатление от текста).

На первое место по значимости в создании выразительного эф­фекта выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что выражать). На этом базируется и один из самых рас­пространенных советов ораторам: «пропустить информацию через себя», т. е. выработать субъективно-оценочное отношение к пред­мету речи. Субъективно-оценочное отношение может иметь в своей основе как рациональную, так и эмоциональную оценку. В зависи­мости от этого выделяется два вида В. — информационная (пред­метно-логическая, логико-понятийная) и эмоциональная (чувст­венного выражения и воздействия). Оба эти вида имеют подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы вы­ражения. Понятие В. распространяется на тексты всех функциональ­ных стилей. Соотношение видов и подвидов В. по основным стилям различно. Например, В. научной речи базируется на открытой ло­гичности и точности словоупотребления, что в то же время не ис­ключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушате­ля или читателя в целях усиления убедительности речи. В газетно-публицистической речи используются как информационные средства В. (вынесение существа официального сообщения в заголо­вок), так и эмоциональные (метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.), как скрытые (размещение материала на газетной полосе, отбор фак­тов, их компоновка и т. д.), так и открытые (экспрессивные заго­ловки) (А.Н. Васильева).

Средствами В. могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства В. используются экспрессивные средства, по­скольку экспрессивность основывается на выражении субъектив­но-оценочного отношения к предмету речи.

Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 1988; Васильева А.Н. Основы культуры речи. — М, 1990.

М. Р. Савова 30

высота голоса

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru ВЫСОТА ГОЛОСА— слуховое ощущение частоты звука, об­разующегося в результате прохождения воздуха между периоди­чески смыкающимися и размыкающимися голосовыми складка­ми. Между частотой звука и его В. существует сложное соотноше­ние. Не случайно единицей измерения частоты является герц (1 колебание в секунду = 1 Гц), а единицей измерения В. — мел. Кроме того, различение высоты зависит от натренированности слуха и природных данных. Так, слух настройщика улавливает изменение частоты порядка 0,2%. В то же время для некоторых слушателей и 20-процентное различие в частотах незаметно. Ин­тонирование речи обусловлено прежде всего модуляциями голо­са по высоте, своего рода мелодическим рисунком. Умение точ­но воспринять мелодику речи, т. е. уловить на слух все высотные изменения голоса, — одно из необходимых условий эффектив­ного педагогического общения. Не менее важно научиться уп­равлять своим голосом так, чтобы его высотные параметры по­зволяли реализовать любой мелодический рисунок, чтобы вы­сотный диапазон голоса был достаточен для выражения широкой гаммы чувств и эмоций. В. г. определяется частотой колебаний голосовых складок (числом смыканий и размыканий в секунду). Причем эта частота прямо пропорциональна упругости (степени напряжения) голосовых складок и обратно пропорциональна их массе и длине. Так как масса и длина голосовых складок у жен­щин и детей меньше, чем у мужчин, то женские и детские голо­са звучат в целом выше мужских. В пределах одного регистра го­лос становится все более высоким за счет увеличения воздушно­го давления в легких и трахее и за счет большей мышечной работы самой гортани. Из этого следует, что пользование наиболее вы­соким участком диапазона требует больших энергетических за­трат, что не всегда может обеспечить организм говорящего. В ре­зультате, если голосовой аппарат недостаточно тренирован, воз­никает риск сорвать голос.

Важно отметить, что все характеристики голоса: и В.,и гром­кость,и тембр— тесно взаимодействуют. Так, громкость растет с В. г. В связи с этим часто возникает терминологическая путаница. Например, говорят: Он повысил голос или: Собеседники говорили на повышенных тонах, при этом вовсе не имея в виду В. г., а лишь степень его слышимости, т. е. громкость.

Л ит.: Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского язы­ка. — М., 1977; Гельфанд С.А. Слух: введение в психологическую и физи­ологическую акустику.— М., 1984; Основы инженерной психологии / Под ред. Б.Ф.Ломова. — М., 1986.

А. А. Князьков 31

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru газетно-публииистические жанры

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru г

ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - заметка, ре­портаж, корреспонденция, интервью, статья, рецензия, обзор пе­чати, памфлет, очерк, фельетон, а также малые формы — зари­совка, эссе. Их основная целеустановка — убеждение читателя, слу­шателя. Эти публицистические жанры делятся на информативные, аналитические и художественно-публицистические. Подобное раз­деление, конечно, условное: информативные жанры, например, хотя в них и преобладает функция сообщения, также широко ис­пользуют средства анализа и обобщения.

К информативным жанрам, как правило, относят хронику, за­метку, репортаж, корреспонденцию, некоторые интервью. Их на­значение — оперативно откликнуться на общественно значимое со­бытие или явление действительности. Аналитический вид жанров составляют статья, рецензия, обзор печати, письмо. К художест­венно-публицистическим жанрам относят памфлет, очерк, фелье­тон, эссе. Кроме того, у каждого жанра есть свои особенности, свои устойчивые признаки. Причем выделение каждого из них ос­новывается на учете следующих признаков, составляющих типо­вую для каждого жанра ситуацию:

— конкретное назначение, своеобразие той творческой задачи,
которую необходимо решать в данном высказывании. Сообщение,
популяризация — назначение заметки, специфика репортажа — на­
глядно представить читателю картину события, в задачи статьи вхо­
дит разъяснение и анализ событий, отзыв— размышления, впе­
чатления автора по поводу услышанного, прочитанного. Таким об­
разом, одна и та же тема может быть решена по-разному в каждом
из газетно-публицистических жанров;

— масштаб охвата действительности. Так, например, в заметке
сообщается, как правило, об одном факте или событии обществен­
ной жизни, в статье же ведется широкое обобщение, решаются круп­
ные вопросы. По масштабам различается и зримое изображение со­
бытий: в заметке дается отдельный момент событий, в репортаже
описывается все событие или его часть, но в деталях. Различаются
литературно-публицистические рецензия и отзыв. Если отзыв осве­
щает какую-либо сторону произведения и выражает отношение ав­
тора к описываемому, то в рецензии поднимается и освещается це­
лый ряд вопросов с исходной темой. Чем масштабнее данные, кото­
рыми оперирует журналист, тем значительнее должны быть выводы
и обобщения. Поэтому в статье выводы обстоятельнее, чем в коррес­
понденции или заметке, а в литературно-критической статье или
обозрении они крупнее, чем в рецензии на одну книгу;

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru гигиена голоса

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru — характер и способ организации общеязыковых стилистиче­ских средств. Так, в заметке чаще используются стандартизирован­ные языковые средства. В репортаже больше употребляются разно­образные образные средства (метафоры, сравнения, эпитеты, ги­перболы). Однако средства художественной стилистики, так называемого словесного образа, свойственны главным образом ана­литическим и художественно-публицистическим жанрам.

Письменная речь публицистики подвержена сильному влиянию разговорной речи. Причина — в активизации общественно-поли­тической жизни, ее демократизации. Использование разговорной речи — это тот путь, который сообщает публицистической речи простой и убедительный тон и ритм, приводит к облегчению син­таксических конструкций (обращения, повторы, эллипсы и др.).

Стандарт и экспрессия — неотъемлемые части, две противо­борствующие тенденции, которые определяют функционирование языка в публицистическом стиле.

Лит.: Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. — М., 1978; Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль ре­чи: Курс лекций по стилистике русского языка. — М., 1982; Газетные жанры. — М., 1976; Гринина-Земскова A.M. Сочинения в газетных жанрах: IV—VIII классы: Пособие для учителей. — М., 1977; Ладыженская Т.А., Новожилова Ф.А. Устные и письменные высказывания учащихся на пат­риотические темы // РЯШ. — 1976. — № 6.

О. М. Казарцева

ГИБКОСТЬ (ПОДВИЖНОСТЬ) ГОЛОСА-качество профес­сионального педагогического голоса,его способность по воле гово­рящего быстро и непринужденно переходить с одной высоты на другую, с громкого звучания на тихое, с одного тембра на другой, от мягкой атаки к твердой или придыхательной, а также переклю­чать и смешивать регистры.

Лит.: Найденов Б. С, Шевелев Н.Н. Голос и речь // Выразительное чте­ние. — М., 1972; Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. — М., 1975.

А. А. Князьков

ГИГИЕНА ГОЛОСА(от гр. hihieinos — целебный, приносящий здоровье) — совокупность мер по сохранению высокой работоспо­собности голосового аппарата. ВГ. г. выделяют три основных компо­нента: Г. дыхания (здесь центральный момент — вдох через нос), Г. питания (пища и напитки не должны травмировать слизистую обо­лочку глотки и гортани), психогигиена (предписывается избегать переутомления и чрезмерных эмоций). Доказано, что курение и

3-ззэг 23

Гипербола

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru потребление алкоголя отрицательно сказывается на звучании го­лоса. Эффективное функционирование голосового аппарата невоз­можно без общего укрепления организма. Поэтому укрепление го­лоса тесно связано с занятиями физкультурой, закаливанием, пра­вильной организацией труда и отдыха. В Г. г. в ряду важнейших можно выделить функциональный аспект. Голосовой аппарат быстрее из­нашивается при монотонном звучании речи, а также при злоупот­реблении крайними участками диапазона. Не меньший вред при­носят форсирование громкости и противоположная манера — вя­лое, тусклое звучание (голос без «опоры»). Нерациональная работа голосового аппарата, ведущая к его порче, иногда обусловлена де­фектами слуха. В частности, люди с пониженной слуховой чувстви­тельностью говорят, как правило, гораздо громче, чем того требу­ет определенная речевая ситуация. Таким образом, правила Г. г. ба­зируются на общегигиенических требованиях, связанных с поддержанием здоровья организма в целом, и, кроме того, учиты­вают физиологическую зависимость состояния органа от характера его функционирования.

Лит.: Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. — М., 1990; Фониат-рия и фонопедия. — М., 1990.

А. А. Князьков

ГИПЕРБОЛА(от греч. hyperbole — преувеличение) — троп (см. тропы)слова, заключающийся в чрезмерном, нарочитом преуве­личении свойств, размеров, возможностей изображенного объекта, процесса или явления. Например, у Вергилия Эней на последний бой со своим заклятым врагом Турном «встает огромен, словно отец Апеннин, возводящий седую от снега голову в небо, потрясая копь­ем с древком, огромным как ствол» (Вергилий. Энеида). Хафиз, вос­певая любовь, писал: «Ради родинки смуглой одной, одного благо­склонного взгляда я отдам Самарканд с Бухарой и в придачу — бо­гатства Багдада!» Согласно Деметрию, Г. бывают трех видов: 1) по схожести, например быстротою ветру подобны; 2) по превосходст­ву, например снега белее, яснее ясного неба; 3) по невероятности изо­бражаемого, например головою в небо уходит (Деметрий. О стиле).

Г., подчеркивал М.В. Ломоносов, прилична при изображении людей, объятых сильными страстями, особенно радостью, печалью, ненавистью, гневом. Удачные Г., по мнению Аристотеля, являют­ся метафорами (см. метафора).Он же писал о Г., носящих «детский характер», ибо употребляются они под влиянием гнева. Г. широко использовались риторами, но люди пожилые не должны их упот­реблять, подчеркивал Аристотель. Деметрий считал, что Г. прида­ют стилю выспренность, поэтому их употребляют комические по-

Гипербола

АУДИРОВАНИЕ (см. слушание) - student2.ru эты. Для ослабления выспренности Г. целесообразно «умягчать» ее выражениями типа: якобы, почти, едва ли не, будто бы и т. д.

Г. позволяет создать зримый образ человека или происходящего события. Например, прощаясь с Москвой, Воланд и его свита оказы­ваются на Воробьевых горах, где Фагот-Коровьев ради шутки сви­стит: «Этого свиста Маргарита не услыхала, но она его увидела в то время, как ее, вместе с горячим конем, бросило саженей на десять в сторону. Рядом с нею с корнем вырвало дубовое дерево, и земля по­крылась трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взмет­нулась, и на противоположный берег, зеленый и низменный, вы­плеснуло целый речной трамвай» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Г. широко представлена в произведениях Фр. Рабле, Дж. Свиф­та, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Гюго, Н. Гумилева, М. Бул­гакова, К. Воннегута и др.

Весьма тесно Г. связана с иронией. Например, учитель Томас, обожающий ставить с учениками пьесы по мотивам изречений гре­ческих и латинских авторов, заявляет: «Я выбрал один из тех тра­гических сюжетов, которые потрясают душу видениями смерти, являющимися нашему воображению. Я разделяю мнение Аристо­теля: надо возбуждать ужас. О! Если бы я посвятил себя театру, то выпускал бы на сцену одних только кровожадных правителей и героев-убийц! Я плавал бы в крови! Все в моих трагедиях погибали бы, и не только главные персонажи, но и прислужники. Я удавил бы даже суфлера» (Р. Лесаж. Похождения Жиля Бласа из Сантилья-ны). Столь же иронична и Г., в которой обыгрывается ситуация с использованием слова все, когда некто говорит или пишет обо всем, потом еще кое о чем, сверх, так сказать, всего. Д.И. Фонвизин для того, чтобы нагляднее продемонстрировать невежество г-жи Про-стаковой («Недоросль»), вкладывает в ее уста характеристику учи­телей Митрофанушки: «Для грамоты ходит к нему дьячок от По­крова, Кутейкин. Арихметике учит его... один отставной сержант, Цыфиркин... По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман». Получается, что есть «все науки», а затем еще и сверх всех этих «всех» — грамота, арифметика и французский язык. А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» рассматривает анало­гичную ситуацию, когда для обучения Петруши Гринева был на­нят весьма колоритный учитель француз Бопре, который в отече­стве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, а затем приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значе­ние этого слова. Он был обязан по контракту учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам».

Нередко одна Г. развивается несколькими авторами. Например, Г. многопудья— это и двадцатипудовый полковник Тарас Бульба

3* 35

говорение

Наши рекомендации