Организация учебного процесса
Основное общение ученика с учителем происходит на уроке. Как же должен быть построен урок, пробуждающий интерес к исследовательской деятельности?
Еще со времен Сократа известна притча о трех каменщиках…
«Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех. Одного спросили:
-Что ты делаешь?
- Тащу эту проклятую ношу.
Второго спросили:
-Что ты делаешь?
- Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.
Третий на тот же вопрос улыбнулся:
- Строю замечательный Храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»
Становится ясным, что при одном и том же содержании деятельности эффективность труда, как и самочувствие работников может принципиально отличаться. Следовательно, учитель должен владеть приемами, повышающими в глазах детей значимость тех видов деятельности, которыми они занимаются вместе с учителем в школе. Особенно важно не упустить этот момент, когда педагог приступает к изучению нового для школьников предмета, новой темы, подводит итог работы, а также организует учебно-исследовательскую, творческую деятельность.
От того, какой настрой мы дадим детям (тащить «проклятые камни» или строить храм знаний) в самом начале изучения того или иного предмета, так и будет протекать сам процесс обучения. Насколько быстро обучающиеся овладеют начальными исследовательскими умениями, насколько осознанными будут их знания методологии исследования, зависит успешность всего учебно-воспитательного процесса в школе. Именно поэтому первые уроки физики я посвящаю вопросам методологии учебного познания:
а) знакомлю учащихся с основными элементами физических знаний (физическое явление, физическая величина, физический закон…);
б) раскрываю учащимся структуру процесса познания и показываю, с помощью каких методов получаются знания;
в) учу выполнять следующие операции:
1) определять по внешнему виду назначение прибора;
2)определять пределы измерений приборов;
3) определять цену деления шкалы прибора;
4) измерять предложенные величины;
5) определять абсолютную и относительную погрешность прямых и косвенных измерений;
6) оформлять отчет практической работы.
Предваряющие исследование знания и умения формируются не сразу. Знакомя учеников с основными методами физики, большое внимание уделяю эксперименту, его функциям, важнейшая из которых – проверка предположений ученых, побуждение к открытию ранее неизвестного. Часто использую эксперимент на этапе догадок, стимулирую их появление.
Дальнейшее изучение физики сопровождаю расширением представлений обучающихся о методах познания. Последовательность ознакомления учащихся с приемами учебного познания обусловлена структурой, сложностью и последовательностью их применения в формировании физических понятий при изучении фактического материала. В ходе учебного процесса раскрываю значение и практическое применение любого изучаемого метода. На конкретных примерах рассматриваю их использование для получения физического знания. А также создаю условия для самостоятельного практического применения их самими учащимися. Здесь основным средством обучения становятся обобщенные планы и комплекс экспериментальных, исследовательских задач.
Экспериментальные, исследовательские задачи, сохраняя все свойства, присущие эксперименту, и выполняя все функции, присущие задачам, обеспечивают реализацию поставленных целей. Их использование соответствует особенностям подросткового возраста учащихся (конкретно-образный тип мышления, желание большей самостоятельности, зависимость внимания и памяти от характера деятельности).
При изучении физики в основной и старшей школе исследовательская деятельность школьников не одинакова по объему и продолжительности. На начальном этапе изучения предлагаю исследований больше по количеству, но при этом они значительно меньше по объему и продолжительности. В основной школе дети учатся быть исследователями: работают над совершенствованием элементов познавательных процессов, обоснованно используют физические методы, приобретают навыки практических действий в учебном познании, неуклонно следуют этапам физического познания. В старшей школе каждое исследование включает в себя большое число этапов и может длиться продолжительное время – до нескольких уроков. Важное отличие исследовательской деятельности обучающихся в основной и старшей школе – уровень ее самостоятельности. Но, ни в коем случае нельзя утверждать, что в старшей школе ученики становятся готовыми исследователями.
Внеурочная работа
Одной из особенностей воспитательно-образовательного процесса является тесная связь между деятельностью обучающихся на уроках и на внеурочных занятиях. Чтобы привить школьнику устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо организовывать работу с учениками во внеурочное время.
Несколько различный характер заданий на уроке и во внеурочной работе, различие в обстановке, условиях и ситуациях способствуют формированию творческих черт личности школьника. Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов школьников, позволяет придать ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у школьников потребность пополнять свои знания путем самообразования.
Остановлюсь на рассмотрении сочетания работы на уроке с одним из видов внеурочной работы - домашними экспериментальными заданиями. Домашние исследования предлагаю как обязательные домашние задания или задания для желающих. Опыт работы убеждает, что доступные экспериментальные исследования полезно давать в качестве обязательного домашнего задания, чтобы привлечь к ним школьников. Дело в том, что проведение этих работ, как правило, пробуждает любознательность у всех учащихся, в том числе и слабоуспевающих, а систематическое включение их в учебный процесс способствует формированию глубокого познавательного интереса. Внеклассные (домашние) опыты и наблюдения чрезвычайно важны как дополнения к школьному физическому эксперименту. Они позволяют расширить область связи теории с практикой, приучить учащихся к самостоятельной исследовательской работе, развить у них интерес к физике и технике, преодолеть ошибочные представления некоторых из них о том, что физические явления можно наблюдать лишь с помощью специальных приборов.
Ведущее место в организации исследовательской работы в нашей школе принадлежит научному обществу учащихся «Исток». Школьное научное общество создано с целью организации исследовательской деятельности обучающихся, формирования у школьников исследовательского типа мышления, научного мировоззрения, развития их индивидуальных творческих способностей, выявления и поддержки одаренных и мотивированных учеников. В 2006 году школьное научное общество «Исток» стало отделением Общероссийской детской общественной организации Малая академия наук «Интеллект будущего».
По нашим наблюдениям работа в научном обществе имеет для обучающихся неоценимое значение:
· во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;
· во-вторых, у них появляется возможность представить свои работы для участия в школьных, муниципальных, областных, российских научно-практических конференциях;
· в-третьих, работая в тесном контакте с руководителями, учащиеся выбирают свой профессиональный путь.