Метапредметные результаты
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки,анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной
и письменной форме.
Овладение следующими логическими действиями:
· сравнение;
· анализ;
· синтез;
· классификация и обобщение по родовидовым признакам;
· установление аналогий и причинно-следственных связей;
· построение рассуждений;
· отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное
Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
Сформированность первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
· сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
· сочетания чк—чн, чт, щн;
· переносслов;
· заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроизносимыесогласные;
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
· разделительныеъ и ь;
· мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
· безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
· безударныеокончанияимёнприлагательных;
· раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
· не с глаголами;
· мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
· мягкий знак в глаголах на -ться;
· безударныеличныеокончанияглаголов;
· раздельное написание предлогов с другими словами;
· знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
· знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Всего часов | Практика | Контроль (диагностика) | Виды учебной деятельности (на уровне учебных действий) | Основные требования на уровне знания, понимания, умения. |
Повторяем – узнаём новое | Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения. Проявлять уважение к собеседникам, стремление к взаимопониманию. Определятьцели, тему, способы и результаты общения. Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Писать изложения и сочинения повествовательного характера. Озаглавливатьтекст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Составлять тексты делового характера и художественные тексты. Грамотно оформлятьсобственные речевые произведения. | Предметные: Знать: - формы общения; - различные типы текстов. Уметь: - использоватьзнаки препинания при обращении; - составлять текст на заданную тему; - составлять план текста простой и развёрнутый; - писать деловые тексты: записки, объявления, письма, заявления, объяснительные записки. Личностные: - использовать формулы речевого этикета в различных сферах общения; - владеть позитивным настроем при общении. Регулятивные: - определять цели, тему, способы и результаты общения; - контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. Познавательные: - распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание; - писать сочинения и изложения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания; - определять тип текста, формулировать тему и главную мысль текста, излагать текст по составленному плану. Коммуникативные: - использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения; - уметь вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения; - проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное; - составлять диалоги в паре используя обращение и слова речевого этикета | |||
Язык как средство общения | Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Систематизировать знания об основных языковых единицах. Определятьтип предложения по цели высказывания и по интонации. Выделять главные и второстепенные члены предложения. Распространять предложения второстепенными членами. Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Выделять словосочетания из предложения на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании ,выделять главное и зависимое слова. Распространятьпредложения словосочетаниями. Составлять тексты- рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетанием. Сравниватьслова по значению и форме. Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. | Предметные: Знать: - способы выражения подлежащего и сказуемого; - роль второстепенных членов предложения; - различие между словосочетанием, словом и предложением; - виды лингвистических словарей. Уметь: - выделять главные члены и второстепенные члены предложения; - распространять предложения второстепенными членами; - ставить знаки препинания при однородных членах. Личностные: - Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека; - понимать значимость позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности; - формировать эстетические потребности, ценности. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: - находить в учебнике и других книгах необходимую информацию; - систематизировать знания об основных языковых единицах, давать определения им; - определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности каждого типа предложений; - сравнивать простые и сложные предложения; - объяснять роль союзов в сложном предложении; - выделять словосочетание из предложения, находить связь слов в словосочетании; - пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение; - использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Коммуникативные: - проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения; - анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. | |||
Состав слова | Разбиратьслова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Находить значимые части слова, опираясь на их единообразное написание. Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям. Объяснять написание слова с точки зрения орфографии. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами. | Предметные: Знать: - значимые части слова, единообразное их написание; - правописание суффиксов - ек, - ик. Уметь: - разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание; - списывать аккуратно и без ошибок текст, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами. Личностные: - формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Регулятивные: - уметь оценить правильность выполнения действия. Познавательные: - определять значение, которое приносить в слово каждая морфема; - находить значимые части слова, объяснять их написание с точки зрения орфографии. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
Слово как часть речи | Различатьслова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Находитьимена существительные в тексте, определять их особенности. Определять падеж существительных. Различать имена существительные 1, 2, 3 склонения на основе их рода и окончания. Использовать в речи несклоняемые имена существительные. Выделять в предложении имя прилагательное на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Образовыватьимена прилагательные от других частей речи. Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число, падеж личных местоимений. Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, род в прошедшем времени . Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Применять алгоритм определения спряжения глаголов. Писатьличные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Обосновыватьнаписание -тся, -ться в глаголах , поставив вопрос к глаголу. Отличатьглаголы-исключения. Разбирать имя существительное, имя прилагательное, глагол как часть речи. Находить наречия, ставить вопросы к ним. Объяснять различие предлогов, частиц и союзов, писать их с разными частями речи. | Предметные: Знать: - критерии выделения частей речи; - грамматическое значение частей речи; - постоянные и изменяемые признаки имён существительных; - варианты падежных окончаний имён существительных; - роль имён существительных в речи и в составе предложений; - склонения имён прилагательных и способы их проверки; - безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; - безударных падежных окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе; - местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа; - правило правописания личных местоимений с предлогами; - находить начальную форму глагола; - личные окончания глаголов I и II спряжений; - способы определения спряжения глаголов; - глаголы – исключения; - разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные; - служебные части речи. Уметь: - грамотно писать: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе; - использовать в речи несклоняемые существительные; - определять безударные окончания имен прилагательных; - образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов; - определять число, лицо и падеж личных местоимений; - находить наречие, ставить к ним вопросы, определять значение; - выполнять разбор имени существительного как части речи, имени прилагательного, глагола; - образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; - изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам; - определять написание -тсяи -тьсяс помощью вопроса к глаголу; - образовывать наречия от имён прилагательных; - писать служебные части речи с другими частями речи. Личностные: - Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека. - Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. - Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные: - Сохранять в памяти поставленную задачу. - Оценивать свои успехи в учебной деятельности. - Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, - анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и - корректировать свои действия, оценивать их. Познавательные: - Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении. - Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. - Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова. - Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. - Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным - Находить имена существительные, определять их особенности. - Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи - Применять алгоритм при: определения падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; - безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе; при определении спряжения глаголов; - при написании личных окончаний глаголов I и II спряжений. - Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. - Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. - Сравнивать местоимения с существительными по функции и грамматическим формам. - Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени, называть основные способы определения спряжения глагол, обосновывать написание –тся и -ться. Коммуникативные: - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | |||
Повторение, обобщение и систематизация знаний, полученных в 4 классе | Применять знания,полученные на уроках русского языка в 4 классе. Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий. |
Поурочное планирование по «Русскому языку» для 4 класса
Комбин.– комбинированный урок
УЗиПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления новых знаний
УЗЗ– урок закрепления знаний
УОиСЗ– урок общения и систематизации знаний
УКОК – урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся