Этапы становления глобального информационного общества

Ускоряющееся развитие и распространение информационно-

телекоммуникационных систем, связанных между собой и пересекающих

традиционные национальные, политические и экономические границы,

привели к вынужденному изменению направления политической мысли.

Политики прочувствовали необходимость планирования предстоящего

развития информационных технологий, которые, как выяснилось, могут

оказать как позитивное влияние на общество, так и негативное.

Впервые вопросы формирования информационного общества на

государственном уровне стали обсуждаться в США. Еще в 1960-70-х годах

там был проведен ряд исследований, которые выявили возрастающее

значение информационных секторов в экономике страны и обозначили

перспективы использования новых технологий в других сферах. В

предложенной концепции развития информационного

общества последнее описывалось им следующим образом: учебные

заведения и преподаватели становятся доступными всем студентам, вне

зависимости от географических условий, расстояния и ресурсов; огромный

потенциал искусства, литературы, науки и т д.

В итоге в выпущенном в 1993 году докладе КЕС «Рост,

конкурентоспособность, занятость - вызовы XXI века и пути в него»

говорилось, что информационное сообщество имеет существенный

потенциал, способствующий устойчивому развитию, росту

конкурентоспособности, увеличению рабочих мест, улучшению качества

жизни каждого европейца. В частности, здесь уже сложилась сравнительно

развитая информационная инфраструктура, более 90 % семей имели дома

телефоны и телевизоры, значительная часть из них пользовалась услугами

кабельных сетей.

Конкретный план действий объединенной Европы на данном

направлении был разработан КЕС в июле 1994 года и получил название

«Европейский путь в информационное общество». Он предусматривал

четыре основных направления деятельности Евросоюза:

- создание нормативно-правового пространства;

- развитие информационных сетей, классификация основных услуг,

стандартизация оборудования;

- изучение социальных и культурных аспектов информационного

общества;

- пропаганда концепции информационного общества среди населения

с целью заручиться общественной поддержкой.

С одной стороны, было желание не отстать

от Штатов, начинающих демонстрировать определенные успехи в развитии

своей экономики за счет внедрения и использования новейших

информационных технологий, стремление сохранить высокий уровень

жизни и многочисленные преимущества категории развитых стран на фоне

новых проблем, возрастания конкуренции в мировом масштабе. С другой

стороны, в странах ЕС к этому времени были созданы весьма

благоприятные по сравнению с остальными регионами мира для этого

условия.

Развитие экономики и общества в целом было

поставлено в непосредственную зависимость от развития новых

информационно-коммуникационных технологий.

Знаменательным шагом на пути развития глобального

информационного общества стала конференция стран большой «семерки»,

проходившая с 24 по 26 февраля 1995 года в Брюсселе. Помимо министров

и делегаций со стороны Франции, Германии, Великобритании, Италии,

Японии, США и Канады в ней приняли участие лидеры мирового бизнеса в

области информационно-телекоммуникационных и развлекательных

технологий (представители фирм ICL, Walt Disney, Time Warner, Silicon

Graphics, SEGA Enterprises, Apple Computer, British Telecom, Siemens и

другие), а также крупные ученые.

В ходе конференции были выделены основные принципы, которыми

следует руководствоваться при развитии глобального информационного

общества: обеспечение справедливой конкуренции, поощрение частных

инвестиций, определение и адаптация регулирующих механизмов,

обеспечение открытого доступа к сетям, создание условий для обеспечения

универсального доступа к информационным услугам, поддержание

разнообразия содержания, включая культурное и языковое, признание

необходимости международного сотрудничества, уделяя при этом особое

внимание развивающимся странам.

Отмечалось, что конкуренция должна проходить в равных условиях

для всех стран.

Бесспорным был признан и тот факт, что информационное общество

не может в дальнейшем полноценно развиваться лишь на основе

традиционных телефонных сетей и требует массивных инвестиций в

современные инфраструктуры.

Результирующая Брюссельской конференции выражалась в

одиннадцати пилотных проектах глобального информационного общества:

1. Проект мировой переписи (электронно-доступный мультимедийный

перечень информации, относящийся к национальным и

международным проектам и исследованиям, связанным с развитием

информационного общества, ответственны за него Европейский союз

и Япония);

2. Глобальная совместимость высокоскоростных сетей (организация

международных связей между различными высокоскоростными

сетями, Канада и Япония);

3. Интернациональное (кросс-культурное) образование и обучение

(инновационные подходы к изучению языков, особенно для

студентов и представителей малого бизнеса, Франция и Германия);

4. Электронные библиотеки (распределенная коллекция знаний

человечества, доступная большинству членов общества через сети,

Франция и Япония);

5. Мультимедийный доступ к мировому культурному наследию

(электронные музеи и галереи, Италия и Франция);

6. Окружающая среда и контроль состояния природных ресурсов

(электронные информационные ресурсы по этим вопросам, Канада);

7. Глобальное управление чрезвычайными ситуациями

(информационная сеть для управления ситуациями, связанными с

чрезвычайными мерами и рисками, США);

8. Мировая система здравоохранения (телемедицина, Европейская

комиссия);

9. «Электронное правительство» (использование новых

информационных технологий для осуществления административной

деятельности и взаимодействия в режиме он-лайн между органами

исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами,

Великобритания);

10. Глобальный рынок для среднего и малого бизнеса (развитие среды

открытого и свободного обмена информацией и предоставления

глобальных торговых услуг в интересах среднего и малого бизнеса,

Европейская комиссия, Япония, США);

11. Морские информационные системы (повышение

конкурентоспособности всех морских видов деятельности за счет

средств информационных и телекоммуникационных технологий,

Европейская комиссия, Канада).

Особого внимания заслуживает проект глобальной переписи (Global

Inventory Project, GIP). Программа представляет собой мультимедийную

опись всех существующих национальных и международных проектов,

относящихся к информационному обществу. Однако GIP не следует

воспринимать как “просто опись”, или простой перечень проектов.

Действительно, это информационная система, хранящая данные о проектах

и их разработчиках, но в удобной, комфортной для пользователя

диалоговой среде. Причем сама эта среда будет постоянно развиваться, а ее

структура будет становиться богаче. Проект глобальной переписи открыт

для всех стран, международных институтов, неправительственных

организаций, для частного сектора и других учреждений, которые

проявляют интерес к стратегиям развития глобального информационного 59

общества и желают высказать свою точку зрения или, быть может, даже

поделиться своим опытом в этой области. Таким образом, представляя

общие, весьма гибкие средства поиска и обеспечения диалога на многих

языках, этот глобальный интерфейс, основанный на национальных и

международных инициативах, увеличивает саму ценность информации и

данных, собираемых с членов-участников.

Итогом конференции в Брюсселе стало не только определение общих

принципов, которыми следует руководствоваться в развитии глобального

информационного общества, но и выработка основных путей их реализации..

Наши рекомендации