Закон корня и ветви в мирах
Четыре мира, составляющие мироздание, называются Ацилут, Брия, Ецира и Асия. Начиная с высшего из них – мира Ацилут – и кончая нашим материальным миром Асия, они имеют идентичное во всех деталях строение.
Духовный мир состоит из четырех миров. Мы не говорим здесь о мире Адам Кадмон и мире Бесконечности, потому что они включены в эти четыре мира как составляющие их корни, внутренняя часть. Все миры подобны друг другу и расположены как бы параллельно, друг под другом.
Реальность и все ее проявления, существующие в первом мире (допустим, в мире Ацилут), существуют и во втором, расположенном под ним, без каких-либо изменений. И так во всех последующих мирах, вплоть до этого, ощущаемого нами мира.
"Абсолютная параллельность миров"
06_Видеофрагмент
06_Аудиофрагмент
Человек выходит за рамки ощущений нашего мира в духовный мир и начинает его ощущать, со временем воспринимая все более и более тонкие его слои: он как бы восходит по ступеням постижения, познания Высшего мира. Ощущения на каждой ступени становятся более тонкими, более явными, между ними прослеживается все большая связь, они более явственно проступают во всех деталях, но, в общем, ощущается одно и то же.
Перейдя махсом и вступая в Высший мир, человек поднимается по 125 ступеням (пять миров, по пять парцуфим, по пять сфирот в каждом – всего 125 ступеней) и убеждается, что все они подобны. Что значит «подобны»?
Рисунок 4.2.1.
Я определенным образом ощущаю мир, затем я ощущаю его шире и глубже, затем еще шире и еще глубже и так далее. Я ощущаю духовный мир или Творца, но во все более отчетливых и проявленных деталях. При этом, духовный мир, Творец изменяется только относительно меня, в зависимости от состояния моих органов чувств, от моего экрана. На самом деле он уже абсолютно открыт мне, я уже нахожусь в нем, только я этого не ощущаю, поскольку мои органы восприятия несовершенны. И мне надо исправлять их, повышать чувствительность, настраивать определенным образом. Это и называется подъемом по духовным ступеням.
Единственный объект ощущения – это Творец. Мера ощущения Творца определяет меру духовного раскрытия или ступень духовного мира, на которую я поднялся. Мера сокрытия Творца от меня – это те ступени, которые располагаются от меня и выше до мира Бесконечности. Мир Бесконечности – самая последняя ступень, где я воспринимаю Творца полностью, таким, как Он есть, без ограничений, поскольку уподобился Ему своими свойствами, полностью исправил их.
Между мирами, то есть ступенями постижения Творца, нет никакого отличия, кроме как в качестве материала (иначе говоря, кроме как во мне). Качество материала определяется тем, насколько мой первоначальный, первородный эгоизм (желание насладиться) исправлен, уподоблен Творцу.
Качество материала определяет высоту ступени каждого из миров. Материал наивысшего мира наиболее «тонок» по сравнению со всеми низшими. Материал второго мира грубее материала первого мира, но тоньше, чем на всех низших по отношению к нему ступенях. И такой порядок – сверху вниз – сохраняется до нашего мира, где материал проявления реальности грубее и темнее, чем во всех предшествующих мирах.
Что значит «материал»? Мы говорим, что не существует ничего, кроме света, нисходящего сверху вниз, желания, которое этот свет создает, и экрана с отраженным светом, который создается совместно желанием и экраном. Больше ничего нет. Есть свет (Творец), есть творение (желание наполниться, насладиться) и есть экран – уподобление творения Творцу, когда творение желает стать таким, как Творец.
Материалом называется наш эгоизм, наше желание насладиться. Мера его просветления или огрубления определяет величину экрана: более сильного или более слабого. Именно на этом экране, в зависимости от его силы, я ощущаю, вижу Творца: Его свойства, Его качества по отношению ко мне.
В то же время объекты и формы во всех мирах одинаковы как по количеству, так и по качеству. Это можно сравнить с печатью и оттиском, когда мельчайшие детали печати полностью переходят на оттиск. Так и с мирами: низший мир является оттиском высшего, и все формы, существующие в Высшем мире, полностью отпечатаны в низшем.
Почему так происходит? Потому что свет, исходящий из Творца, из Ацмуто, из сути Творца, строит кли в пяти стадиях (или четыре стадии плюс корневая), и поэтому кли (сосуд, желание, творение) состоит из пяти частей, и только в них оно ощущает свет. Как этот свет в нем ощущается? Как наполнитель.
Все наши ощущения, определения, языки, понимание, знания, вся наша жизнь – все, о чем мы только можем подумать и что можем себе представить, – все это является не более, чем ощущением света, то есть Творца, внутри нас написано: «Нет никого, кроме Него». (Дварим, часть 4:35).
Кли, творение всегда состоит из пяти частей, но измеряется величиной своего желания насладиться. Могут быть большие пять частей, могут быть маленькие пять частей. Так же и экран может быть большим (на большие пять частей) или маленьким – на маленькие пять частей. Таким образом, мы всегда воспринимаем картину окружающего мира, состоящую из пяти частей, но воспринимаем либо эгоистически, через наши пять органов чувств, либо альтруистически.
Неважно, воспринимаем ли мы ее альтруистически, через экран, или эгоистически: картина мира постоянна. Она отличается только по своему качеству: в духовном мире – как большее или меньшее постижение, а в нашем мире, в связи с нашим эгоизмом, – как более приятное или менее приятное ощущение.
Следовательно, отличие между ступенями лишь в качестве изображения Творца. Поэтому, мы посредством своих органов чувств не воспринимаем Творца, а ощущаем меру исправленности, меру подобия наших органов чувств Творцу. Так радиоприемник улавливает радиоволны, потому что в нем находится генератор, создающий подобные волны и воспринимающий внешнее воздействие благодаря эффекту резонанса. Приемник фактически ловит сам себя, свое подобие воздействию извне. Так же устроено ухо: вокруг меня существует множество вибраций, но ухо воспринимает только некоторые из них. Оно способно вибрировать, генерируя определенные, естественные для меня колебания, и поэтому только такие же колебания оно ощущает снаружи.
Итак, я всегда воспринимаю не окружающее меня как таковое, а меру своего подобия тому, что находится вне меня. Если я генерирую в себе небольшой диапазон колебаний, то улавливаю лишь малую часть окружающего мира. Если мой диапазон увеличивается, то расширяется и картина окружающего мира, которую я воспринимаю.
Что происходит, если человек глохнет? Его барабанная перепонка не может вибрировать так, как раньше, и ему кажется, что снаружи ничего нет: остаются лишь какие-то сильные звуки, удары, а все остальное исчезает. Так и мы: вокруг нас существуют миллиарды всевозможных воздействий, но мы ощущаем лишь то, к чему наши органы чувств привыкли, для чего они были созданы, на что они способны. Если у меня лопнет барабанная перепонка, я перестану слышать. Вокруг меня, тем не менее, будут по-прежнему звучать разнообразные звуки, но я не смогу ощутить их.
То же самое с духовными ощущениями. Только в той мере, в какой мой экран может генерировать обратный свет, подобный прямому воздействию Творца на меня, я смогу ощутить меру своей исправленности. Эта мера моей исправленности, во всем ее объеме, всех моих ощущениях, всех моих свойствах, и будет для меня образом Творца.
Я не воспринимаю самого Творца, Ацмуто, Его суть – я воспринимаю лишь то, что могу в себе воспроизвести. Поэтому такое воспроизведение и называется картиной Творца. Бааль Сулам в своем стихе «Мигдаль Оз» пишет: «И то, что вы увидите, – увидите вы и никто другой».
Вся картина субъективна, она рисуется исправленными свойствами человека. Поскольку исправленные свойства в какой-то мере подобны Творцу, мы свои собственные исправленные свойства называем образом Творца. Поэтому сказано: «Создал человека по Своему образу и подобию» Тора, Берешит, часть 1:26). К этому «образу и подобию» мы должны прийти сами, изменив свои свойства и уподобив их свойствам Творца.
В низшем мире нет ни одной детали и ни одного явления, которые не являлись бы отображением Высшего мира. Явление подобия низшего высшему, эгоистического мира – альтруистическому, называется соответствием корня и ветви.
В постижении Творца существует 125 ступеней, нижняя из которых – махсом. Под ней находится наш мир, то есть ощущение Творца в обратных Ему, эгоистических свойствах. Люди, стоящие на разных ступенях в Высших мирах над махсомом или на разных ступенях в нашем мире под махсомом, могут свободно общаться друг с другом. Но как, на каком языке мы можем объясняться с находящимися над махсомом, чтобы они передавали нам информацию, и мы, находясь под махсомом, понимали бы ее?
Допустим, мой товарищ перешел масхом, у него уже иное восприятие, он по-другому понимает законы мироздания, их причинно-следственные цепочки. Я ничего этого не воспринимаю. Я, как маленький глупый ребенок, хочу все-таки что-нибудь понять, а он хочет мне все это объяснить. Может ли он каким-то образом передать мне это?
Возможность такого общения определяется связью корня и ветви. Все, что находится над махсомом, называется корнем, а все, что находится под махсомом, называется ветвью. Каждая деталь, находящаяся в низшем мире, является ветвью, то есть отображает свой источник, находящийся в Высшем мире. Этот источник является ее корнем.
Это происходит каким-то непонятным для меня образом; я не понимаю и не знаю, как именно это происходит, но ветвь со своим корнем связана. Почему то, что находится в Высшем мире, называется корнем? Потому что оттуда все нисходит к нам. Там это называется корнем, источником, у нас – следствием, ветвью или копией.
Корень, называемый судьбой, заставляет свою ветвь, свою копию расти как количественно, так и качественно. Этот закон корня и ветви действует в каждом мире, во всех проявлениях реальности и остается незыблемым.
Существует Творец, из Него исходит свет. Этот свет создает творение, состоящее из пяти частей, обладающее пятью основными качествами. Творение ощущает свет в виде пяти проявлений, которые называются кэтер, хохма, бина, зэир анпин и малхут. Или можно сказать так: мы воспринимаем свет как пять воздействий – НАРАНХАЙ (нефеш, руах, нешама, хая, ехида). В конечном счете, мы можем говорить только об этом.
Рисунок 4.2.2.
Затем эти воздействия развиваются, разделяются на множество составляющих, которые комбинируются, соединяясь между собой и образуя множество включенных друг в друга причин и следствий, желаний и ощущений. Таким образом, наша картина мира расширяется, и в итоге мы представляем себе наш мир как бесконечное множество всевозможных объектов и их свойств.
"Простота сложного"
07_Видеофрагмент
07_Аудиофрагмент
И это – все те же пять основных свойств, которые дробятся и соединяются друг с другом, из них все и исходит. В итоге, если мы исследуем любое из наших ощущений, то обнаружим в нем всего лишь пять частей, келим – КАХАБ ЗОН (кетэр, хохма, бина, ЗА и нуква или малхут) и НАРАНХАЙ – свет.
Нам, находящимся в этом мире, интересно понять, каким образом мы существуем под воздействием Высшего корня. Я вместе с окружающим меня миром являюсь следствием, оттиском более высокой ступени, Высшего мира. Я существую и на той ступени, и на более высокой, и на еще более высокой, и в связи со мной существует мой мир.
Все 125 ступеней над махсомом и наш мир под махсомом существуют одновременно. Я представляю себе это так: изменяя свои свойства, изменяя свои возможности ощущения пятью органами чувств, изменяя качество этого ощущения, я могу, как в лифте, перемещаться по всем 125 ступеням.
Меня интересует, каким образом ступени связаны друг с другом, как я могу по ним перемещаться. В основном меня интересует, каким образом я могу подняться по этим ступеням к наивысшему, наилучшему, вечному, совершенному состоянию – миру Бесконечности. Ради этого мы изучаем каббалу, ради этого пытаемся понять, что каббалисты хотят нам передать, какую информацию мы должны от них получить, чтобы самим начать подниматься со ступеньки на ступень.
Они не могут нас подтянуть, они не могут взять нас, как маленьких детей, на руки и поднять. Они могут только передать нам знание о том, каким образом они сами это сделали, чтобы мы проделали то же самое. Поэтому, нам так важно изучить язык ветвей.
Язык ветвей, закон, по которому ветвь поднимается к своему корню, – это то, что они нам хотят объяснить, то, что содержится в языке. Ни для чего больше этот язык не нужен. Каббалисты не сообщают нам какие-то ненужные факты. Они объясняют лишь о том, как подняться выше своей эгоистической природы, ограниченной временем, скоростью и пространством.
Каббалистический язык не просто повествует о Высшем мире или о том, что там происходит, чтобы удовлетворить нашу любознательность. Он направлен на то, чтобы показать человеку, как подниматься. Тот, кто не настраивает себя на исправление, этого языка не слышит. Язык тоже действует в той мере, в какой слышащий ему уподобляется.
Говорящий и пишущий на каббалистическом языке хочет лишь передать нам метод исправления, подъема снизу вверх. Если я тоже руководствуюсь только этим желанием, хочу услышать именно это, я начинаю его слышать. Иначе я могу читать каббалистические книги, но они не произведут на меня нужного впечатления и не дадут мне ни энергии, ни знания как подняться. Потому, что я не желаю этого, я ищу другого: как гадать, как менять свою судьбу, каким образом использовать этот мир, приспособить его для себя.
Таким образом, только в той мере, в какой я желаю отдавать, уподобиться Творцу, я начинаю слышать и видеть то, что мне передают каббалисты, и тогда это знание на меня воздействует. Поэтому, вы можете и двадцать, и тридцать лет изучать то, что написано в книгах, но этот язык на вас не подействует, потому что вы на него не настроены, вы не воспринимаете его внутреннюю частоту и содержащуюся в нем информацию.
Поэтому и говорится: «Есть изучающие хохма, и есть изучающие каббалу» – есть изучающие ради знания (хохма), а есть изучающие ради уподобления свету.
Тест к уроку № 4
1. В чем состоит трудность выражения высшего постижения?
Выберите один ответ:
a. в необходимости приобрести большие знаний;
b. в невозможности выразить информацию средствами Высшего мира;
c. в невозможности выразить высшую информацию средствами нашего мира; d. высшее постижение легко выражается каббалистом, но с трудом воспринимается другими.
2. Чем на самом деле являются наши понятия, чувства и слова?
Выберите один ответ:
a. способом выражения собственного я;
b. выражением наших эмоций;
c. продуктом ощущений человека;
d. нашей внутренней сутью;
3. Что является объектом ощущения в духовном?
Выберите один ответ:
a. Творец;
b. экран;
c. собственный внутренний мир;
d. всё, кроме себя.
4. Какой мир считается Высшим?
Выберите один ответ:
a. Ацилут;
b. Асия;
c. Брия;
d. Ецира.
5. Что такое мера сокрытия Творца?
Выберите один ответ:
a. ступени от текущей и выше до мира Бесконечности;
b. текущая ступень человека;
c. ощущение материального мира.
d. знание о том, что Творец скрыт;
Урок № 5
Язык каббалы – язык ветвей
5.1.Язык каббалистов – это язык ветвей