Три уровня ответственности
Как говорил один из героев книги Дороты Сей-ер, лорд Питер Уимзи: «Жизнь — это лишь одна чертовщина за другой». Думаю, что члены семьи лучше могут справиться с таким положением, если в одинаковой степени задействуют три уровня ответственности (конечно, сюда не должны входить периоды кризисов или исключительных обстоятельств):
1. Ответственность родителя за развитие и благосостояние ребенка, развитие его самостоятельности, и, в свою очередь, ребенка, когда он вырастет, — за благосостояние больных или престарелых родителей.
Краткосрочная психотерапия
205
2. Супружеская ответственность за продолжительность и развитие супружеских отношений, включая сюда заботу о нуждах и интересах супруга/супруги.
3. Ответственность за собственные нужды и саморазвитие как отдельной личности.
Чрезмерная ответственность в любой из этих областей и, вследствие этого, пренебрежение другими приводит к снижению гибкости и увеличивает возможность возникновения проблем.
Один клиент среднего возраста сказал мне, описав многолетние усилия по воспитанию детей (в особенности младшего сына) и уходу за весьма требовательной стареющей матерью: «Мы поняли, что стали ограниченным набором формальных ролей, что мы не женщина и мужчина со своими потребностями, которые являются также родителями, супругами, детьми и т. д. Теперь нам кажется, что мы все делали неверно, ничего не достигли. Мы оба полностью исчерпали себя. Мы боимся, что потеряли сына, я боюсь, что потерял родителей, и обоим нам кажется, что мы потеряли себя».
Иван Бошорменый-Наги (1986) является создателем терапии, основанной на анализе трансакци-онных схем между поколениями, существующих в категориях подсчета ответственности, справедливости, честности, лояльности и доверия, а также опирающихся на анализ последствий, которые являются результатом союза, основанного на использовании партнера, в особенности, когда его последствия ложатся на детей. Эти работы, возможно из-за сложного стиля, определенной тенденции к догматичному морализированию и из-за нападок на стратегическую, структурную, системную и по-
206
Б.Кейд, В.О'Хэнлон
веденческую терапию, оказали значительно меньшее влияние на семейную терапию, чем они того заслуживают. Я считаю, что это большая потеря, поскольку они предлагают глубокий взгляд на отношения между поколениями и шаблоны мышления несмотря на то, что эти работы не поднимают проблему, каким образом конкретные, мыслительные и поведенческие шаблоны возникают, закрепляются и передаются далее. *
Рассуждая о последствиях чрезмерной ответственности, Бошорменый-Наги и Спарк утверждают:
«Во всех значительных тесных межчеловеческих отношениях присутствуют элементы: давать и принимать, относиться к кому-либо честно или нечестно, брать и не отдавать или получать, не имея возможности отблагодарить. Мученичество или излишняя жертвенность, превращение кого-либо в козла отпущения являются иллюстрацией отсутствия равновесия и взаимности в связях. Эти связи стимулируют чувство вины и эмоционального долга, могут вызвать отчаяние из-за чувства неспособности заплатить по семейным счетам ни посредством эмоциональных инвестиций, ни конкретными поступками. Поскольку мы исходим из принципа, что ребенок получает от родителей и имплицитно он в долгу по отношению к ним, нежелание родителей принимать что-либо от детей мы воспринимаем крайне негативно, как и неспособность давать» (1984).
Краткосрочная психотерапия
207
Формативный опыт
Тенденция принимать роль «сверхответственности» (или наоборот — избегать ответственности) может происходить из ряда разнообразных формативных ситуаций, из которых в моей практике я чаще всего встречался со следующими:
1. Хаотичяое и конфликтное окружение, несчастное и отталкивающее, где ответственность (часто угнетающую) над этим хаосом и опеку над другими родители или другие взрослые перекладывают на ребенка. Хотя это требование ставится более или менее прямо, ребенок редко награждается за свои усилия, которые считаются очевидными, зато часто получает критику и насмешки. В результате ребенок всегда страдает от чувства низкой самооценки и воспринимает семейные проблемы как подтверждение своего поражения.
2. Хаотичная, конфликтная и отталкивающая среда, где ребенок сам берет на себя чрезмерную ответственность, пытаясь таким образом контролировать хаос и заботиться о других членах семьи (детях или взрослых). Так же как в случае предыдущей группы, он редко получает их благодарность. То, что он делает, считается естественным, а это часто травмирует его чувства. Ребенок страдает от низкой самооценки и обвинений.
3. Хаотичная или излишне контролируемая, жесткая, безрадостная среда, где ребенку навязывается роль родителя, впутывающая его в отношения со взрослыми, за которые он в результате становится ответственным.
208
Б.Кейд, В.О'Хэнлон
4. Хаотичная или нехаотичная среда, где ребенок ощущает себя недостойным получателем, что является поводом к постоянным актам самопожертвования. Особенно это касается ситуации, где этот взрослый не в состоянии или не жбла-ет принять ничего взамен от ребенка.
5. Опыт существования нежеланным, отброшенным, использованным, козлом отпущения ведет к позиции «я плохой» (в противном случае со мной бы этого не случилось) и, впоследствии, к постоянно возобновляемым попыткам быть принятым (пытаясь быть «хорошим») или согласившись быть «плохим».
Существенную роль здесь играют определенные культурные мифы, касающиеся значения отношений и ответственности. В большинстве культур от женщин ждут ответственности за воспитание детей и эмоциональный климат в семье. Все еще существует множество мифов о «естественных» различиях в поведении между мужчинами и женщинами: мужчины должны быть храбрыми и более сильными, более рациональными, агрессивными и сексуальными, у них лучше развито абстрактное мышление. Эти черты все еще чтутся традицией и воспринимаются как положительные качества.
Женщины считаются более эмоциональными, терпеливыми, любящими и т.п. Я также считаю, что религиозность, подчеркнутая послушность, ощущение вины, покорность, утверждение, что большим благословением является умение давать, нежели брать, часто оказывается чертой формативного общества, где один или более взрослых посвящают себя другим. Данная работа в основном занимается ситуациями, где сверхответственность или
Краткосрочная психотерапия
209
ее отсутствие стали значительными чертами, однако эта проблема касается, в большей или меньшей степени, всех семей, так же как и других групп.