Задачи и методологические проблемы психофизиологии

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рецензенты:

доктор мед. наук, профессор Э.А. Костаидов; доктор психол. наук ЮЛ. Александров


ISBN 5-7567-0220-2

Данилова Н.Н.

Д 18 Психофизиология: Учебник для вузов. —

М.: Аспект Пресс, 1998.— 373 с. (Программа «Высшее образование») ISBN 5-7567-0220-2.

В учебнике впервые в отечественной литературе психофизиология представлена как междисциплинар­ное направление исследований мозговых механиз­мом субъективных процессов и состояний (восприя­тия, внимания, памяти, эмоций, мышления, речи, сознания и др.). Макроуровень анализа физиологи­ческих механизмов психических явлений сочетается с их изучением на нейронном и молекулярном уров­нях. Отражено современное состояние науки в обла­сти кодирования информации нервной системы, по проблеме асимметрии мозга, индивидуальных раз­личий, механизмов научения, функциональных со­стояний, неинвазивных методов регистрации кле­точной активности мозга человека (ПЭТ, магнитно-резонансная томография и др.), новые направления прикладной психофизиологии (педагогическая, со­циальная, экологическая).

Для студентов, аспирантов, преподавателей, на­учных работников психологических, педагогических, биологических, медицинских факультетов.

1998.

УДК (075.8)612.821 ББК 28.903:88

Ин-т «Открытое общество»

Первая попытка выделить психофизиологию в самостоятельный раз­дел психологии связана с именем немецкого психолога В. Вундта, кото­рый ввел в психологию экспериментальный метод. В. Вундт выделил в психологии два направления исследований. Первое — физиологическая психология. Ее объектом являются простейшие психические процессы, а методом — психофизиологический эксперимент. Второе направление — «психология народов». Это область высших психических функций, изучаемых методом анализа культурно-исторических продуктов — языка, мифов, искусства, обычаев и др. Термин «физиологическая психология» по­лучил широкое распространение на Западе. П.Милнер, один из ближайших сотрудников канадского психолога Д.Хебба, известный своими работами в области психофизиологии влечения, опубликовал учебник «Физиологическая психология» (1970). В нем он представил новые для того вре­мени данные о принципах строения и функциональной организации мозга, о физиологических механизмах мотивации и эмоций, включая опыты по самораздражению мозга, результаты исследований памяти, двигательной и сенсорной систем. В 1973 г. учебник был переведен и издан на русском языке.

Получил известность и другой популярный учебник того времени — «Введение в физиологическую психологию» Рихарда Томпсона (1975), известного своими работами в области изучения как системных, так и нейронных механизмов памяти и обучения. Во введении к книге Р. Томпсон отмечал, что фундаментальные проблемы физиологической психологии — по существу те же проблемы, которые волнуют и психологов. Но акцент в физиологической психологии смещен на биологические системы и процессы, которые лежат в основе поведения и психических явлений. В его книге большое внимание уделено рассмотрению биологических основ различных видов поведения, роли генетических и средовых факторов, кратковременной и долговременной памяти, физиологии речи, языка.

В 70-е годы в США появился новый журнал «Психофизиология» — издание американского Общества психофизиологов, в котором публикуются работы, связанные одновременно с психологией и физиологией. С этого времени термин «психофизиология» вводится в употребление и создается практическая база для выделения психофизиологии в самосто­ятельную дисциплину.

Однако как новое направление психофизиология получила официальный статус лишь в мае 1982 г., когда в Монреале состоялся Первый Международный конгресс психофизиологов. На нем была создана Международная психофизиологическая ассоциация (International Organization of Psychophysiology — ЮР) и положено начало международным конгрессам по психофизиологии. Международная психофизиологическая ассоци­ация представлена в Организации Объединенных Наций. Одна из задач ассоциации — развитие международного сотрудничества. На первом конгрессе был учрежден новый журнал — «Международный журнал психофизиологии» («International Journal of Psychophysiology»). Одним из трех главных редакторов журнала, представлявших страны Восточной Европы, стала Н.П.Бехтерева — известный нейрофизиолог из Санкт-Петербурга. Членом редколлегии является Е.Н.Соколов. В первом номере журнала, вышедшем в августе 1983 г., нашла отражение дискуссия о предмете психофизиологии, состоявшаяся на Первом Международном конгрессе психофизиологов.

При обсуждении вопроса о том, что считать предметом психофизиоло­гии, были высказаны различные суждения, в том числе мнение о необхо­димости использовать в психофизиологическом исследовании на человеке только неинвазивные методы (не проникающие через поверхность кожи), которые предполагают лишь регистрацию электроэнцефалограммы (ЭЭГ), электрокардиограммы (ЭКГ), кожно-гальванического рефлекса (КГР) и др. Эта позиция не получила поддержки. Основная дискуссия развернулась по поводу мнения о том, считать ли предметом психофизиологии изучение нейронных механизмов психических процессов и состояний или же ограничить задачу психофизиолога исследованием физиологических механизмов психических явлений на макроуровне с помощью регистрации объективных пока­зателей, например таких, как ЭЭГ, вызванные потенциалы, КГР и др.

Сторонниками первой точки зрения были X.Дельгадо и Е.Н.Соколов. Их позиция основывалась на большом личном теоретическом и экс­периментальном опыте изучения нейронной и суммарной электрической активности мозга у животных и человека. X.Дельгадо широко известен как создатель уникального Центра нейробиологии (под Мадридом) по манипулированию поведением обезьян. Им разработаны методы телеметрической регистрации поведения и мозговой активности при электрической, химической, а позже и электромагнитной стимуляции мозга животных на расстоянии. Прием физиологических показателей и воздействие на мозг осуществлялись с помощью радиосигналов. Это позволило проводить опыты на животных в условиях свободного поведения в среде естественного обитания и сложившихся социальных взаимоотношений между особями стаи. Исследования Е.Н.Соколова связаны с изучением прин­ципов кодирования информации в нейронных сетях. Им выявлено принципиальное сходство процессов обработки информации на объектах различного филогенетичского уровня (моллюск, лягушка, рыба, кролик, обезьяна, человек). Однако в ходе дискуссии большинство исследователей высказалось за изучение психических функций по суммарным показателям активности мозга. В итоге содержание предмета психофизиологии в качестве самостоятельного научного направления официально было зафиксировано как изучение физиологических механизмов психических процессов и состояний. Однако, развитие науки пошло не только по пути исследования макрореакций. Самое широкое распространение получили психофизиологические исследования с привлечением методов регистрации нейронной активности не только у животных, но и у человека. Это подтвердило пророческое видение перспектив развития психофизиологии X.Дельгадо и Е.Н.Соколова.

Сегодня в сферу интересов психофизиологов входят такие проблемы, как нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения. мотивации и эмоций, мышления и речи, сознания, поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе и др.

Предлагаемый вниманию читателей учебник отражает основное содержание курса «Психофизиология», который в течение многих лет читался мной на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Многие разделы книги представляют авторский взгляд на решение той или иной проблемы, особенно это касается вопросов, продолжающих оставаться предметом дискуссий.

На формирование моих научных взглядов сильное влияние оказали работы нескольких групп ученых. Прежде всего это идеи, развиваемые П.К.Анохиным, К.В.Судаковым, и их концепция функциональной системы; исследования П.В.Симонова и его сотрудников в области мотивации и эмоций; работы М.Н. Ливанова и его коллег, посвященные интегративным функциям ритмов электрической активности мозга; исследования школы Б.М.Теплова и В.Д.Небылицина об индивидуальных различиях и способностях, продолженные в работах Э.А.Голубевой и ее сотрудников; работы группы финских психофизиологов, возглавляемых Р. Наатаненом из Хельсинского университета, внесших существенный вклад в выяснение физиологических механизмов внимания и его связи с сознанием при помощи методов электро- и магнитоэнцефалографии. Это также работы ученика Г.Айзенка — Дж.Грея, возглавляющего отдел психологии в Институте психиатрии Лондонского университета с его ори­гинальной концепцией эмоций и тревожности, интегрирующей результаты исследований на животных и человеке. Не могу не упомянуть работы Я.Стреляу с группой коллег из Варшавского университета, предложивших регулятивную теорию темперамента и объединивших вокруг себя ученых разных стран, занимающихся проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии. Сильное влияние на развитие моих собственных научных интересов оказали идеи Евгения Николаевича Соколова. Это нашло отражение и в рассмотрении ряда психофизиологических проблем. в частности с позиции его теории векторного кодирования информации.

Многие мои коллеги и друзья оказали существенную помощь при работе над этой книгой. Я весьма признательна за полезные советы и замечания Эре Александровне Голубевой (НИИ общей и педагогической психологии РАО). Татьяне Николаевне Греченко (Институт психологии РАН), Чингизу Абельфазовичу Измайлову (факультет психологии МГУ), Эдуарду Арутюновичу Костандову (Институт ВИД и НФ РАН), Нине Алек­сандровне Тушмаловой (биологический факультет МГУ).

В заключение хотелось бы выразить признательность Международной благотворительной организации — Институту «Открытое Общество» и лично Дж. Соросу за материальную поддержку, а также экспертам и рецензентам ИОО за высказанные замечания и пожелания.

Н.Н. Данилова 20 декабря 1997 п

Часть I

ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

СПИСОК СОКРАЩЕНИИ

ВП — вызванный потенциал

ВПСП — возбуждающий постси-наптический потенциал

ВТО — вентрально-тегменталь-ная область

ДВД — долговременная депрессия

ДВП — долговременная потен-циация

ДМО — дополнительная моторная область

ДП — долговременная память

КГР — кожно-гальванический рефлекс

КП — кратковременная память

ЛГ — латеральный гипоталамус

ЛКТ — латеральное коленчатое тело

ЛМКТ — локальный мозговой кровоток

ЛФК — левая фронтальная кора

МАО — моноаминоксидаза

ММШ — метод многомерного шкалирования

МРТ — магнитно-резонансная томография

МСИ — межстимульные интер­валы

МЭГ — магнитоэнцефалограмма

HP — негативность рассогла­сования

НРм — негативность рассогла­сования магнитная

НЭА — неэмоциональная

активация

ОР — ориентировочный

рефлекс

ПД — потенциал действия

ПН — процессная негативность

ПСС — потенциал, связанный с событием

ПФК — правая фронтальная кора ПЭТ — позитронно-эмиссионная томография

РГ — ритмограмма

РП — рабочая память

РФ — ретикулярная формация

СР — сердечный ритм

ТПСП — тормозной постсинаптический потенциал

УНО — условное негативное

отклонение

УР — условный рефлекс

ФС — функциональное состояние

ЧСС — частота сердечных

сокращений

ХЯ — хвостатое ядро

ЭА — эмоциональная активация

ЭМГ — электромиограмма

ЭМП — электромагнитное поле ЭЭГ — электроэнцефалограмма

Глава 1

Наши рекомендации