Обмен информацией посредством неформализованных каналов

Неформализованная система может существенно восполнить пробел, связанный с потерей (недополучением) части информа­ции. Существует достаточно много способов осуществления тако­го обмена (продвижения) информации.

Приведем пример. Несколько друзей, работающих на различных участках крупного производства, регулярно по субботам ходят вместе в баню. Они во время отдыха охотно обмениваются информацией о наиболее существенных новостях в своих подразделениях. Жена одного из работников является специалистом по связям с общественностью и делится информацией с мужем, тот, в свою очередь, сообщает подробности своим друзьям. Последние сообща­ют информацию сотрудникам своего участка. Такой обмен инфор­мацией может сыграть как позитивную, так и негативную роль. Не­формальные каналы обмена информацией играют позитивную роль, если они дополняют формальную информационную структу­ру и помогают организационной структуре или всей организации выполнять свои задачи быстро и качественно. Если неформальные каналы обмена информацией вносят разлад в соотношение иерар­хических полномочий и затрудняют их координацию, и тем более мешают выполнению основных структурных и функциональных задач, то их негативные последствия очевидны.

Линии формального построения связей и передачи по ним ин­формации в данном случае являются неформализованными сти­хийными каналами коммуникаций. При всем нежелании руково­дства фирмы распространять информацию по стихийным кана­лам, зачастую это становится неизбежностью.

Неформальный обмен информацией происходит не только внутри структуры организации, но и вне ее. Частное общение формирует свою структуру неформальных социальных групп, в функционировании которых участвует не только межличностная коммуникация, основанная на непроизводственных (досуговых интересах, но и производственных. Это происходит из-за неуме­ния или нежелания ограничивать включения во внеслужебные об­щения служебной информации. Полномочия работников, владеюших служебной информацией, должны быть определены и в части ее разглашения.

Часто неформально переданная информация имеет «налет субъективности» и бывает, соответственно, искаженной. Когда формальная система передачи начинает давать сбои, усиливается неформальная составляющая в общей системе обмена информа­цией. В этом случае люди, пользующиеся неформальными канала­ми связи, выводящими их на верхние ступени иерархической структуры, становятся влиятельными.

Социальные коммуникации представляют собой процесс взаи­модействия между индивидуумами и группами людей, при кото­ром происходит обмен информацией. В межличностных комму­никациях роль канала коммуникации выполняют слова и предло­жения. Слово, по мнению Г. Г. Шпета, является образом, фор­мой, обликом, идеальной плотью мысли. Услышав слово, человек различает его:

1) как голос какого-либо человека;

2) голос конкретного человека;

3) знак особого состояния человека;

4) признак принадлежности человека к определенному социуму;

5) часть определенного языка;

6) определенный смысл;

7) культурную форму слова;

8)отношение человека к произносимому им.(См.: Шпет Г. Г. Сочинения. - М.: Правда, 1989. — С. 384.)

Естественно, в общении собеседники так или иначе использу­ют все семь признаков слова. «Мысль рождается в слове и вместе с ним. Даже и этого мало — мысль зачинается в слове. Оттого-то и нет мертворожденных мыслей, а только мертвые слова; нет пус­тых мыслей, а только — пустые слова; нет позорных мыслей, а только позорные слова; нет потрясающих мир мыслей, а только — слова» (там же-С.403). Слово, по Шпету, выполняет важные социальные функции, развивая и стабилизируя язык. В этом смысле слова можно разделить на слово-образ и слово-термин. В первом слу­чае слово может в свободной форме наложено на признак, случайно бросившийся в глаза (так происходит в поэзии) и, таким обра Обмен информацией посредством неформализованных каналов - student2.ru зом, слово как бы регистрирует новый опыт. Слово-термин находится в языково-понятийной системе и служит для упорядочения и сохранения культурного строя речи.

В речевой деятельности используется стройно организованная система слов. Речь является одним из видов коммуникативной деятельности человека. Речь возникла как средство координации совместной деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. Среди других (выражения, воздействия, мышления и пр.) наибольшее значение придается коммуникативной функции речи. Коммуникативная направленность речи ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие.

Наши рекомендации