Цели и задачи дисциплины. Содержание

ПАТЕНТОВЕДЕНИЕ

Лекция №1

Содержание

1 Введение

1.1 Роль изобретательства в ускорении научно-технического прогресса в машиностроении

1.2 Цели и задачи курса

2 Виды и характеристики интеллектуальной собственности. Формы охраны

2.1 Виды интеллектуальной (промышленной) собственности

2.2 Открытия

2.3 Изобретения

2.4 Полезная модель

2.5 Промышленный образец

2.6 Товарный знак и знак обслуживания (фирменные наименования)

2.7 Секреты производства («ноу-хау»)

2.8 Рационализаторское предложение

2.9 Изобретательское и патентное право

3 Патентно-техническая информация

3.1 Понятия и преимущества ПТИ перед другими видами информации

3.2 Классификация изобретений

3.3 Источники информации

3.4 Патентная документация, представленная патентными ведомствами и ВОИС в Интернете

4 Патентные исследования

4.1 Общие положения, виды, цели и задачи патентных исследований

4.2 Содержание исследований

4.3 Исследование достигнутого уровня развития вида техники

4.4 Исследование патентной способности

4.5 Исследование патентной чистоты

Литература

Введение

Роль изобретательства в ускорении научно-технического прогресса

В соответствии с международными (неписанными) правилами предприятия и фирмы несут полную ответственность за реализацию перспективных требований к техническому уровню и качеству продукции. Это основные показатели, характеризующие способность изделий удовлетворять запросы потребителя как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Иными словами, технический уровень - это динамичная, постоянно меняющаяся категория, которая непрерывно следует за развитием потребностей и научно-техническим прогрессом. Именно поэтому в создании качественной и конкурентоспособной продукции большая роль отводится изобретателям и рационализаторам как создателям прогрессивных технических решений.

Действительно, если проследить эволюцию, например, пропашного трактора “Беларусь”, то можно отметить, что именно на основе активной и плодотворной изобретательской и рационализаторской деятельности существенно улучшены все технико-экономические качества машины. Так если в первой модели тракторов “Беларусь” МТЗ-2 (1953 г.) не содержалось ни одного изобретения, то уже в ее модификации МТЗ - 5мс/ 5лс было заложено два изобретения, а в последующую модель -30. В конструкции трактора МТЗ-80 к началу выпуска было использовано 77 технических решений, защищенных авторскими свидетельствами, и 16 изобретений, запатентованных за рубежом. Поэтому тракторы “Беларусь” пользуются широким спросом на внешнем рынке. Их можно встретить на полях 70 стран, в том числе таких, как США, Франция, Великобритания, Канада, Италия.

В конструкциях автомобилей КАЗ-4540 использовано 48 изобретений, МАЗ-6422 – 70,34 применено на ГАЗ-3102,56 - на МАЗ-5334,33 - на ЗАЗ - 11022, 32 — на ГАЗ 4509 и т.д. В процессе создания автомобиля ВАЗ-2108 специалисты завода разработали и использовали 25 изобретений, из которых 17 запатентовано. В целом в автомобиле ВАЗ-2108 используется около 50 изобретений и 15 промышленных образцов, в автомобиле ВАЗ-2109 - 31.

Всего в автомобильное производство в ХI пятилетке было внедрено 5738 изобретений, 347,9 тыс. рац. предложений, сэкономлено 490 млн. рублей, 396,9 тыс. т черных и цветных металлов, 766 млн. квт. ч электроэнергии.

Таким образом ускорение НТП основывается на открытиях и фундаментальных изобретениях, на научных достижениях. Это факт бесспорный! Но много ли это или мало, достаточно ли этого в современных условиях, когда зарождающийся рынок безапелляционно диктует свои условия. Рассмотрим это на примере ВАЗа. До недавнего времени в Тольятти никто не сомневался в лозунге «Ваше благополучие – АВТОВАЗ», но появились трудности и не только в изготовлении автомобилей, но и в их продаже, хотя потребность в них не уменьшилась, а по прогнозам иностранных специалистов даже будет резко увеличиваться (примерно с 13 млн. до 52, т.е . почти в 4 раза). Просто АВТОВАЗ оказался в плотном кольце зарубежных и отечественных конкурентов, к чему он не был готов. Покупателю нужен такой автомобиль, который был бы лучше и дешевле импортного.

Зарубежные фирмы с большим опытом конкурентной борьбы могут сравнительно легко завоевать все рыночные ниши и вытеснить с рынка не только «десятку», но и не выпускаемые пока 1116 и 1119. ВАЗ, по оценке специалистов, явно проигрывает конкурентам прежде всего самой конструкцией автомобиля: о чем говорит уровень патентной защиты и дизайн. Дизайн ВАЗ-2110 1982 года, а конструкцию «десятки» защищают всего около 70-ти патентов, в основном по системе впрыска. Причём около половины патентов не вазовской разработки. Совместный проект АвтоВАЗ-GM это хорошее достижение и практически первое признание западным рынком инновационных возможностей российского автомобилестроени я- впервые финансируются отечественные разработки.

Цели и задачи дисциплины

Основные недостатки инженерной деятельности:

слабое применение известных технических решений - (в США ежегодно тратится на покупку лицензий около 360 млн. долларов, в Японии – 560); - отсутствие защиты технических решений. Известно, что японская фирма «Мицубиси» начала свое послевоенное возрождение с реализации идей почерпнутых в советском журнальчике для подростков «Юный техник», а один японский предприниматель заявил нашим журналистам, что он готов поделиться прибылью (около 35 млн. долларов) с теми, кто является автором разработок, опубликованных в журнале «Наука и жизнь» в разделе «Сделай сам». Именно по этим публикациям он открыл свой бизнес. Или вот сообщение ИТА от 7.01.92 г.- « по сообщению военного ведомства США при разработке проекта самолета-невидимки были использованы опубликованные в открытой печати работы советского учёного Уфимцева (радарные установки), что позволило сэкономить 40% затрат на осуществление проекта». По сообщению РТР от 15.02.99 г. американцы заявили, что в результате открытой демонстрации не запатентованной военной техники они сэкономили 2 млд. долларов на использовании идей российских конструкторов.

В Хабаровске были украдены и перепроданы в США 14 ответственных узлов самолета МИГ-29, американцы грозились их запатентовать и продавать в Россию, где конструкторы уже затратили на это 5 лет и около 600 млн. долларов. Автомат Калашникова был запатентован только недавно, хотя он использовался в 30 странах мира, а в одной из стран изображен даже на гербе.

Наши рекомендации