Классификация фактов, составляющих предмет доказывания

Классификация фактов предмета доказывания проводит­ся в целях более глубокого познания этого института, выяс­нения специфики доказывания отдельных составляющих его фактов и выработки правил распределения обязаннос­тей по доказыванию.

Наиболее бесспорным является деление фактов предмета доказывания по признаку соответствия их воле субъектов правоотношений.

По этому критерию факты предмета доказывания делятся на события и действия. События, с которыми норма права связывает правовые последствия (например, непреодолимая сила), не зависят от воли сторон, тогда как действия, наобо­рот, носят волевой характер (заключение сделки, вступле­ние в брак, приобретение акций и т.д.).

•Это деление имеет практическое значение для распреде­ления обязанностей по доказыванию, поскольку в нормах материального права иногда встречается прямое указание на то, кто должен доказывать факт события, в частности, непреодолимой силы. Если деятельность организации или граждан связана с повышенной опасностью, то в случае причинения вреда именно они должны доказывать наличие Непреодолимой силы.

Бесспорным также яа^яется деление фактов по признаку соответствия их установленному правопорядку.

По этому признакудействия как юридические фактыПредмета доказывания делят на правомерные и неправо­мерные.



Глава первая

Неправомерные действия в свою очередь подразделяются на гражданские, уголовные, административные правонару­шения, в зависимости от того, нормы какой отрасли права предусматривают нарушения и регулируют данный вид об­щественных отношений.

Эта классификация фактов предмета доказывания также имеет практическую пользу для выяснения специфики до­казывания отдельных фактов, особенно при рассмотрении вопроса о влиянии приговора, постановления об админи­стративном правонарушении на гражданский процесс и ре­шения по гражданскому делу на уголовный процесс (пре-юдиция).

Суд, например, при рассмотрении гражданского дела не вправе квалифицировать те или иные действия как уголов­ные правонарушения со всеми вытекающими из этой ква­лификации последствиями гражданско-правового характе­ра. Факт уголовного правонарушения должен быть доказан приговором суда.

Классификация фактов предмета доказывания по другим квалифицирующим признакам является спорной.

С точки зрения влияния фактов на права и обязанности спорящих сторон факты подразделяют на:

порождающие права и обязанности;

прекращающие права и обязанности;

изменяющие права и обязанности;

препятствующие возникновению прав и обязанностей1.

Значение этой классификации определялось длительное время целью выработки правил распределения обязаннос­тей по доказыванию. Так, еще в русской классической юридической литературе В.М. Гордон и Т.М.Яблочков высказали суждения, что истец должен доказывать право-порождающие факты, а остальные факты доказываются той стороной, которая на них ссылается.

Процессуальное значение этой классификации состоит также в том, что суд должен по конкретному делу исследо­вать вес факты, всесторонне проследить динамику развития

1 См : Каейямап А Ф. Основные вопросы теории доказательства в совет­ском грпжланском процессе. М.; Л., 1950. С. М.

Предмет доказывания • исковом судопроизводстве




правоотношения, изучить, не возникли ли факты, изменя­ющие правоотношение или препятствующие его возникно­вению вообще.

Приведенная классификация шэвала ряд возражений со стороны С.В. Курылева и Л.П. Смышляева, которые отвер­гали точность и значение этой классификации1.

На наш взгляд, деление фактов предмета доказывания в зависимости от правовых последствий на правопорождаю-щие, прйвоизменяющие, гтравопрекращшощне и правопре-пятствуюшие имеет ценность для правовой оценки фактов, вывода суда о взаимных правах и обязанностях сторон, все­сторонности и объективности исследования обстоятельств дела.

Правопрепятствующие факты имеют правовое значение, о них можно гоюрить, как о юридических фактах, посколь­ку их наличие парализует действие правопорождаюших, нравоизменяющих и правопрекращающих фактов. Сказан­ное позволяет вывести, что критика со стороны С.В. Куры-лева классификации фактов предмета доказывания по их правовым последствиям на правопорождающие, правоиз-меняющие, правопрекращающие, право препятствующие не имела под собой достаточных оснований-

К.С. Юдельсон в предмете доказывания выделял три раз­личные группы фактов: факты правообразующие, факты легитимации и факты повода к иску.

Данная классификация была подвергнута критике С.В. Ку-рылсвым и Л.П. Смышляевым. Оба автора считали деление фактов предмета доказывания на факты правообразующие, легитимации и повода к иску теоретически и практически не имеющим значения для судебного доказывания1.

Действительно, с указанными автораминельзя не согла­ситься.

Факты легитимации и факты повода к иску — это по су­ществу факты правообразующие. Например, факт принад­лежности источника повышенной опасности определенной организации является для истца правообразующим, свя­зывающим его прнво с обязанностью владельца источника

См.: Курылев СВ. Основы теории доказывания ••• С. 48.



Главапервая

повышенной опасности. Нет никакой необходимости назы­вать или выделять эти факты под названием фактов легити­мации. Любой правообразуюший факт связывает право ис­тца с обязанностью конкретного ответчика или ответчиков.

Ряд новых идей о составе фактов предмета доказывания высказал С.В. Курылев. Он совершенно верно считал, что практическую и теоретическую значимость може! иметь классификация фактов предмета доказывания только в слу­чае, если различным составным его частям свойственны особенности в доказывании.

Исходя из этого, он полагал правомерным деление фак­тов предмета доказывания на положительные и отрицатель­ные. Смысл этого деления автор видел в том, что отрица­тельные факты труднее доказывать, а это важно для выбора способа доказывания.

С.В. Курылев различал также в предмете доказывания факты-яш|ения и факты-состояния. Факты-явления отли­чаются от фактов-состояний тем, что они совершались в прошлом и для их доказывания требуется использование судебных доказательств. Факты-состояния, по его мнению, носят длящийся характер и могут быть предметом непосред­ственного познания суда без доказательств1.

Однако изложенная своеобразная точка зрения С.В. Ку-рылева не нашла широкого распространения в научной ли­тературе и поддержки среди ученых-процессуалистов.

Наши рекомендации