Другие примеры взаимодополняющих транзакций
Транзакции Родитель — Родитель (см. рис. 9)
Стимул: Ее обязанность — воспитывать детей и вести хозяйство.
Реакция: У нее совершенно отсутствует чувство долга.
Стимул: Это ужасно, как растут налоги. Кормим этих дармоедов за общественный счет. Реакция: Настанет ли этому конец?
Стимул: Нынешние дети так ленивы.
Реакция: Это примета нашего времени.
Стимул: В конце концов я докопаюсь до сути.
Реакция: Обязательно! Ты должен положить этому конец.
Стимул: Он ведь незаконнорожденный.
Реакция: Тогда с ним все ясно.
Стимул: Джона уволили? Да как они могли?
Реакция: Вот-вот, милая. Даже не знаю, зачем он связался с этой никудышной фирмой.
Стимул: Она вышла за него ради денег.
Реакция: Ну, хоть их-то она получила.
Стимул: Ни одному из них нельзя доверять.
Реакция: Верно! Все они одного поля ягода.
Транзакции Взрослый — Взрослый (см. рис.10)
Стимул: Который час?
Реакция: На моих часах 4.30.
Стимул: Какой на вас хороший костюм.
Реакция: Спасибо.
Стимул: Чернила нового сорта высыхают очень быстро.
Реакция: А они дороже, чем другие?
Стимул: Передайте, пожалуйста, масло.
Реакция: Вот, пожалуйста, возьмите.
Стимул: Дорогая, чем так приятно пахнет?
Реакция: Это я пеку коричное печенье... уже почти готово!
Стимул: Не знаю, что и делать. Не могу решить, как правильно поступить.
Реакция: По-моему, не стоит принимать решение, когда ты так озабочен. Ложись спать, а утром вернемся к этому разговору.
Стимул: Похоже, будет дождь
Реакция: Да, такой был прогноз.
Стимул: Отплытие назначено на час дня в пятницу.
Реакция: Ну а мы когда должны там быть?
Стимул: В последнее время Джон выглядит озабоченным.
Реакция: Почему бы нам не пригласить его на обед?
Стимул: Я устал.
Реакция: Пойдем спать.
Стимул: В будущем году федеральные налоги еще более возрастут.
Реакция: Не очень приятная новость. Но если деньги расходуются, их ведь надо откуда-то брать.
Транзакции Дитя — Дитя (см. рис.11).
Совершенно очевидно, что существует очень мало взаимодополняющих транзакций Дитя — Дитя, свободных от элементов игры. Это происходит потому, что Дитя более охотно получает, чем отдает поглаживания. Люди осуществляют транзакции ради поглаживаний. Бертран Рассел сказал: "Никто не может упорно размышлять из одного только чувства долга. Мне необходимо время от времени добиваться маленьких успехов, чтобы иметь источник энергии". Без привлечения в транзакцию Взрослого никто не получает поощрения, отношения перестают быть взаимодополняющими и угасают.
Ярким примером тому может служить движение хиппи. Дети-цветы жили в контексте транзакций Дитя — Дитя. Однако суровую правду скрыть не удалось: немного радости заботиться только о себе, если и все остальные заинтересованы только в самих себе. Протестуя против истэблишмента, они отвергали Родителя (с его неодобрением) и Взрослого (с его "банальной" реальностью). Однако, отвергнув неодобрение, они вдруг обнаружили, что лишились и источника поощрения. (Парочка четырехлетних малышей может решить убежать из дома, но эта идея будет отвергнута, когда им захочется мороженого — ведь для этого нужны мамы.) Дети-цветы искали поощрения друг у друга, но оно становилось все более обезличенным и бессмысленным: "Конечно, я люблю тебя. Я вообще всех люблю." Жизнь наполнилась все более примитивными формами поощрения — воображаемого (с помощью наркотиков) или в виде беспорядочного секса. Секс может быть активностью Дитя — Дитя в чистом виде, поскольку сексуальная потребность генетически зафиксирована в Дитя, равно как и все основные биологические потребности. Но наибольшее удовольствие секс, однако, доставляет при включении Взрослого с его вниманием, мягкостью, ответственностью за чувства другого. Не у всех хиппи отсутствуют эти ценности, также как не все хиппи свободны от Родителя и Взрослого. Однако очень многие из них живут только для себя, и в известном смысле используют друг друга для стимуляции чувств.
Счастливые взаимоотношения хиппи, как и полная радости детская дружба, содержат не только транзакции Дитя — Дитя, но и обработку данных Взрослым, и регулирование ценностей Родителем. Вот, к примеру, играют две девочки:
Первая девочка (Дитя): Я буду мама, а ты будешь дочка.
Вторая девочка (Дитя): Всегда я должна быть дочкой.
Первая девочка: (Взрослый): Ну ладно, давай по очереди; сначала ты будешь мамой, а потом я.
Это не есть взаимообмен Дитя — Дитя, так как в последнем утверждении (решение проблемы) в диалог вступает Взрослый.
Кроме того, многие транзакции маленьких детей проходят по типу Взрослый — Взрослый, хотя со стороны и выглядят "ребячьими" из-за бедности информации:
Маленькая девочка: Скорей на помощь! Баззи (кот) потерял зуб.
Ее сестра: Разве добрая фея может помочь коту?
И стимул, и реакция отвечают уровню Взрослого на основе имеющихся данных. Идет правильная обработка данных, но данные несовершенны!
Взаимодополняющие транзакции Дитя — Дитя чаще можно наблюдать в том, что люди вместе делают, нежели в том, что они друг другу говорят, как это видно на примере очень маленьких детей. Двое людей, вцепившиеся друг в друга и вопящие в один голос на вираже американских горок, являют собой пример транзакции Дитя — Дитя. Дуэт Тальявини и Тассинари в третьем акте "Мефистофеля" — интенсивная транзакция Дитя — Дитя. Бабушка и дедушка, бредущие босиком по берегу моря, — еще одна транзакция Дитя — Дитя. Однако эти приятные мгновения потребовали и участия Взрослого. На американские горки надо было купить билет. Тальявини и Тассинари долгие годы совершенствовались в своем искусстве, прежде чем слились в экстазе совместного пения. Радость единства и взаимопонимания достигнута бабушкой и дедушкой за счет опыта и умения отдавать и получать, нажитого за всю долгую жизнь. Взаимоотношения людей не могут длиться долго без участия Взрослого. То есть можно сказать, что взаимодополняющие транзакции Дитя — Дитя протекают с разрешения и под контролем Взрослого. Стоит Взрослому отлучиться, и Дитя запутывается в перекрестных транзакциях, которые будут описаны ниже в этой главе.