Стандартные функции действия над числами
SIN (X)- синус X
COS (X) - косинус X
TAN (X) - тангенс Х
ATN (X) - арктангенс Х
EXP (X) - число e в степени Х
RND - датчик случайных чисел, равномерно распределенных от 0 до 1
INT(X) - ближайшее меньшее целое числа X;
Пример: INT(10.51)=10, INT(-10.22)= -11.
FIX(X) - целая часть числа X; например, FIX(10.51)=10, FIX(-0.22)= -10.
ABS (X) - абсолютная величина (модуль) числового выражения X
SQR (X) - квадратный корень из X (Х ≥ 0)
SGN(X) - знак числа X
LOG(X) - натуральный логарифм числа X (Х > 0).
Для вычисления десятичного логарифма можно использовать формулу:
LG(X)=LOG(X)/LOG(10).
В тригонометрических функциях Х подставляют в радианах.
Математические выражения в программе записывают в одну строку. Например, а2 следует записать в виде: а^2*(x^y)^z.
Приоритет операций: первым выполняется возведение в степень, потом -деление и умножение, потом - сложение и вычитание.
Операторы
Операторы в языке BASIC рекомендуется записывать каждый оператор на своей строке. Это удобно для отладки программ. Однако есть возможность записывать операторы друг за другом на одной строке. В этом случае они должны разделяться двоеточием.
Начало программ
Оператор комментария
REM - оператор комментария.
Служит для ввода в программу пояснений, чтобы сделать программу понятнее. Оператор REM относится к невыполняемым операторам
Синтаксис: RЕМ <текст>
<текст> - комментарий, который может содержать любые символы.
Пример:
REM лабораторная работа № 1
Аналогичный результат дает применение оператора комментария «‘».
Оператор очистки экрана
CLS -оператор очистки экрана
Очищает экран от предыдущей информации и окрашивает его в сплошной цвет фона, который был определен до этого оператора.
Если оператор стоит первым в программе, то цвет экрана будет черным. Как правило, этот оператор является первым в программе, чтобы при ее выполнении убрать с экрана все, что не относится к данной программе.
Операторы окончания выполнения программ
END -оператор окончания текста программы.
STOP - оператор остановки программы в необходимом месте.
STOP можно использоваться в программе несколько раз там, где это необходимо; удобен для отладки программ. Встретив, этот оператор, программа останавливается, и можно, вносить изменения в текст программы. Затем можно либо продолжить выполнение программы с места остановки, либо заново начать выполнение программы.
Ввод в программу данных для обработки
Вводить данные можно следующими способами:
- непосредственно в тексте программы оператором присваивания (=) или операторами DATAиREAD
- с клавиатуры, при выполнении программы - оператором INPUT
- путем считывания данных из файла.
Оператор DATA задания констант и оператор READ чтения констант
Оператор DATA иREAD всегда присутствуют в программе одновременно, хотя и в разных местах программы, и имеют вид:
DATA С1,С2,СЗ, …
READ V1,V2,V3, …
где С1, С2, СЗ - описок констант, составляющих блок данных. Блок данных допускает только последовательное считывание, может находиться в любом месте программы. Если в программе используется несколько операторов DATA, то они рассматриваются один общий блок данных, включающий в себя все константы в порядке очередности их записи;
V1, V2, V3 - список переменных, которым присваиваются значения из блока констант.
Переменным, перечисленным в операторе READ, присваиваются последовательно значения констант из блока DATA.
Должно быть соответствие между списком констант и списком переменных. В противном случае при работе оператора READ если блок DATA исчерпан, то выполнение программы заканчивается и выдается сообщение о конце блока данных.
Пример:
DATA 1, 2, 34, 5, 6
READ A, B, C, D, E
Результат выполнения программы: переменные A, B, C, D и E имеют значения 1, 2, 34, 5 и 6 соответственно.
Оператор восстановления данных RESTORE
С помощью оператора RESTOREконстанты из списка оператора DATA могут использоваться повторно и присваиваться другим переменным.
Пример:
DATA 6.7, 8
READ А, В
RESTORE
READ C, D
Оператор RESTORE возвратит указатель в операторе DATA в начальное положение и присвоит переменным Си D те же самые значения. Результат: А = 6.7, В = 8, С = 6.7, D=8.
Оператор INPUT
INPUT считывает входные данные от клавиатуры или из файла.
Синтаксис:
INPUT ["приглашение"{; | ,}] список переменных
■ приглашение - необязательная строка, отображаемая на экране перед вводом данных. Точка с запятой, стоящая сразу после приглашения, добавляет знак вопроса в строку приглашения.
■ список переменных - переменные, в которых хранятся данные, введенные с клавиатуры. Данные при вводе должны разделяться запятыми. Данные вводятся в порядке очередности их записи в списке переменных.
Во время выполнения оператора INPUT вычисления по программе останавливаются (прерываются) и на экране появляется или текст приглашения, или (если приглашения нет) вопросительный знак (?). После ввода всего списка данных следует нажать клавишу Enter.
Пример:
INPUT“Введите значение переменной А > 10 ”, A
На экране будет выведено:
Введите значение переменной А > 10
Далее следует ввести значение А и нажать клавишу Enter.
Пример:
INPUT a,b,c
На экран будет выведен только знак вопроса (?). Вводить значения переменных a, b, c необходимо через запятую. После ввода значения последней переменной нажимается Enter. Выполнение программы продолжается, и все переменные, перечисленные в списке, принимают введенные значения.
В одном операторе INPUT возможно использование переменных с различным типом данных.
Пример:
INPUT A$, b%.
Для удобства ввода и наглядности программ рекомендуется использовать для ввода каждой переменной отдельный оператор INPUTи комментарий, что мы вводим.
Вывод данных