История науки и ее роль в жизни общества

Научно-техническая информация

Научнотехническая информация документированная информация, возникающая в результате научного итехнического развития, а также информация, в которой нуждаются руководители, научные, инженерные итехнические работники в процессе своей деятельности, включая специализированную экономическую инормативно-правовую информацию. Научно-техническая информация отображается, главным образом, в печатной продукции: журналах по отраслям знаний, сборниках научных трудов ведущих академий наук, крупнейших университетов, высших учебных заведений. Издается также множество книг, посвященных отдельным научным проблемам - монографий, сборников научных трудов, учебников, учебных пособий. Для решения этой задачи в стране созданы Всероссийский институт научно-технической информации (ВНИИТИ) при академии наук Российской Федерации, межотраслевые и отраслевые центры научно-технической информации, а также аналогичные территориальные центры. Все эти организации собирают информацию и издают вторичные источники информации, позволяющие пользователям . Оперативность работы системы научно-технической информации обеспечивается централизованной классификацией информационных материалов по универсальной десятичной классификации (УДК), которая введена в стране с 1963 года и является обязательной в области точных, естественных и технических наук.

История науки и ее роль в жизни общества

На протяжении всей своей истории люди выработали несколько способов познания и освоения окружающего их мира. Одним из таких важнейших способов, безусловно, является наука. Нам хорошо знакомо это слово, мы очень часто употребляем его в повседневной жизни, но абсолютно не задумываемся над его действительным значением. Сегодня для нас совершенно очевидно, что наука представляет собой составную часть духовной культуры общества. С ее возникновением в сокровищнице передаваемых от поколения к поколению знаний накапливаются уникальные духовные продукты, которые играют все более важную роль в осознании, понимании и преобразовании действительности. На определенном этапе человеческой истории наука, подобно другим, ранее возникшим элементам культуры, развивается в относительно самостоятельную форму общественного сознания. Это обусловлено тем, что целый ряд проблем, возникающих перед обществом, может быть решен только с помощью науки.Понимание роли и места науки в жизни людей представляет собой сложный процесс, который не завершен и в наши дни. Первое, на что обратили внимание основоположники науковедения, - это этимология самого латинского слова «scientia», что в переводе означает «знание». Наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире, и выводов, полученных на основе законов логики. В этом мире самому человеку, субъективному элементу этого мира, его ценностным ориентациям отводится весьма незначительная роль (для этого есть искусство, мораль, религия). Поэтому, только взаимодополняя друг друга, все эти составные части культуры могут выполнять свою основную функцию -обеспечивать и облегчать жизнь человека, являясь связующим звеном между человеком и природой. Если же в этой взаимосвязи какой-то одной части придается большее значение по сравнению с другими, то это приводит к обеднению культуры в целом и искажению ее основного назначения.

5 Организация научной деятельности в России.1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, государственные академии наук в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации:утверждают уставы соответственно федеральных государственных научных организаций, государственных научных организаций субъектов Российской Федерации;осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;осуществляют другие функции в пределах их полномочий.Руководители государственных научных организаций и научных организаций академий наук, а также негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.4. Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития государственных научных организаций гласно исходя из государственных заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов.

Наши рекомендации